Пт05252018

Обновление08:40:13

Почему ребенок боится других детей?

дети дерутся

Маша (5 лет) растерянно стоит около песочницы. У нее в руках — единственная формочка, которую ей удалось отстоять в ежедневном сражении с другими детьми за собственные игрушки. Через минуту к ней подходит Кирилл, выхватывает формочку из рук, и вот уже Маша со слезами бежит к бабушке: «Бабушка, у меня отобрали все мои игрушки!»

Почему ребенок боится других детей - не может за себя постоять, либо наоборот слишком агрессивен.

Наверное, такие ситуации знакомы многим родителям. Частенько они заканчиваются слезами, а то и ссорами родителей с родителями «обидчиков»: дескать, своих детей воспитывать надо, чтобы они не обижали окружающих. Но, к сожалению, это помогает ровно ненадолго, и уже на следующей прогулке ситуация повторяется снова. Малыш словно цепенеет перед обидчиком, безропотно отдает свои игрушки, тихонько отходит в сторону, если его толкают, или, упав, лежит на земле, испуганно хлопая глазами.

Так проявляется первый вариант страха перед другими детьми. Его суть родители обычно формулируют так: «Наш ребенок не умеет за себя постоять». Однако, как ни странно, это самое «умение постоять за себя», будучи чрезмерно, гипертрофированно выражено, тоже свидетельствует о наличии у ребенка подобного страха.

Чрезмерная конфликтность в потенциально обидных ситуациях — это вторая форма проявления страха перед другими детьми. Ребенок, который кажется окружающим драчливым или агрессивным, на самом деле в глубине души может быть очень не уверен в себе. Именно эта неуверенность и порождает его обостренное восприятие происходящего, заставляет бурно реагировать на абсолютно безобидные, совершенные без злого умысла, действия других детей.

Костя (4,5 года) в детском саду слывет за крайне возбудимого и агрессивного ребенка. Когда дети собираются на прогулку и одеваются, в раздевалке становится тесно, и малыши часто случайно толкают друг друга. В ответ на любое прикосновение Костя с силой отталкивает детей, несмотря на то что его ругают за это каждый день. На вопрос воспитателя: «А зачем ты толкаешься?» — Костя отвечает: «Это не я, он первый начал!», и действительно, если присмотреться повнимательнее, окажется, что Костя практически никогда не начинает толкаться первым. Он только «дает сдачи». Правда, в той ситуации, когда этого совсем не требуется.

Машу и Костю при всей разнице ситуаций, в которых они находятся, объединяет одно: они оба испытывают дискомфорт, находясь в группе детей. Они оба чувствуют, что их обижают, и каждый из них реагирует на происходящее в меру своих возможностей. Можно констатировать, что выраженный страх перед обидчиками приводит к затруднениям в социальной адаптации ребенка вплоть до полного отказа от посещения детского садика (как это было в случае с Машей) или же обсуждения вопроса об исключении из сада (этот вопрос несколько раз поднимался в связи с поведением Кости).

Каковы же причины возникновения страха перед обидчиками, который может проявляться в столь, казалось бы, непохожих друг на друга вариантах? Первая Причина очевидна — это неуверенность ребенка в себе и своих силах. Именно она заставляет ребенка молча спускать обидчику с рук все что угодно или же, наоборот, бросаться с кулаками на первого встречного, невольно задевшего уязвимое самолюбие такого малыша.

Другой, весьма распространенной причиной может являться отсутствие у ребенка навыков конструктивного общения. Очень вероятно, что ребенок просто не знает, как надо себя вести в ситуации, когда ему обидно.

Ведь, если вдуматься, обижаться — это вполне нормально. Мы сами, взрослые, обижаемся по многу раз на дню: на своего мужа или жену, на своих родителей, на своих детей, на женщину, которая наступила нам на ногу в автобусе, и много на кого еще. Ребенок видит, как мы ведем себя в подобных ситуациях, и воспринимает наши действия как образец для подражания, причем иногда, в силу детскости своего восприятия мира, трансформирует смысл нашего поведения до неузнаваемости. Например, усвоив, что правила хорошего тона требуют спокойного «извините» в ответ на вольно или невольно причиненную нам малознакомым человеком обиду, ребенок может начать сдерживать свои страхи и опасения, тем  самым загоняя в глубь психики и закрепляя их. Или, напротив, заметив, что в состоянии сильной усталости или раздражения мы позволили себе грубо ответить обидчику или даже применить физическую силу, малыш может решить, что именно так и надо поступать всегда. Особенно быстро такую манеру поведения схватывают мальчики, которые считают, что именно так и должен вести себя «настоящий мужчина».

Важно помнить, что дети в силу особенностей своего мышления не задумываются о причинах тех или иных поступков, совершенных другими людьми. Ребенок мыслит шаблонно: «Мне причинили неудобства, дискомфорт, боль — значит, меня хотели обидеть». Ключевое слово здесь — «хотели»: малыш в силу эгоцентричности своего мышления, заставляющей его считать себя центром всех происходящих событий, всегда убежден, что обидные для него действия были сделаны специально и направлены лично против него. Эгоцентричность мышления — это возрастное явление, которое со временем проходит. Уже к поступлению в школу ребенок, как правило, может научиться вставать на позиции другого человека и количество таких «необязательных обид» резко сокращается.

То, что вызывает обиды в жизни, очень легко и непринужденно переживается в игре. Одно и то же действие может носить для ребенка совершенно разный смысл: упасть из-за того, что его оттолкнул пробегавший мимо посторонний мальчишка, или же упасть, возясь вокруг мяча с друзьями, — это совершенно разные падения. Первое будет обидным, а второе — совсем нет, может быть, даже веселым. К сожалению, некоторые дети не умеют чувствовать грань между игрой и жизнью. Упав или ударившись, ребенок может «вылететь» из игрового пространства в житейское, и вот он, повод для обиды!

Некоторые обиды связаны с тем, что дети пока еще не научились решать возникшие проблемы при помощи слов. Быстрее всего «договариваться», «меняться» и согласовывать свои действия друг с другом учатся дети, у которых богатый опыт общения со сверстниками: посещающие детский сад, различные кружки, контактирующие с другими детьми на игровой площадке во время прогулки. Дети, у которых ограничен опыт общения со сверстниками, чаще других испытывают тревоги и опасения по поводу реально происходящих и даже только предполагаемых контактов с другими ребятами.

Нельзя не назвать еще одну причину появления у ребенка страха перед другими детьми. Это наши, взрослые, жизненные убеждения и принципы. Частенько мы задумываемся о том, что жизнь — это жестокая и несправедливая штука. В разговорах родителей звучат слова «пробиваться с боем», «выгрызать успех», «распихивать локтями», «идти по головам». А ведь дошкольник понимает образные выражения с большим трудом. Его воображение тут же рисует образ папы, который в каске и с дубиной пробирается к банкомату за зарплатой, или мамы, скачущей, как по кочкам на болоте, по головам своих приятельниц на острых каблучках-шпильках. У ребенка может сформироваться устойчивое убеждение, что он живет во враждебной ему среде, где все только и думают о том, как бы ему навредить. На этой почве страх перед возможными обидами расцветает особенно ярко.

Итак, страх перед другими детьми проявляется в:

  1. «неумении постоять за себя»;
  2. чрезмерном желании защитить себя и свои интересы.

Причинами возникновения такого страха могут стать:

  1. неуверенность ребенка в себе;
  2. ограниченный опыт общения со сверстниками, приводящий к неумению согласовывать свои действия с действиями других детей, отличать игровые ситуации от житейских, понимать причины поступков других детей;
  3. внушенное взрослыми убеждение в том, что окружающий мир враждебен и опасен.
Далее читайте:
Как помочь ребенку побороть боязнь других детей?

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Рекрутинг

Рекрутинг (англ. recruiting) или подбор персонала — это процесс привлечения потенциальных…

Ресурсы преодоления стресса

Человечество всегда боялось стрессов, используя для защиты от них ритуалы, амулеты,…

Родительское собрание в детском саду: "Жить с ребенком…

Нам всем хотелось бы владеть безотказным методом воспитания, но увы! Родительское ремесло…

Психологические границы детей - диагностика

Психологические границы — очень сложное и широкое понятие, включающее в себя философские,…