«Помоги себе сам» — профилактика эмоционального выгорания педагога-психолога

В связи со сложившейся в сфере образования ситуацией из-за изменений, которые происходят со школами, детскими садами, досуговыми центрами, на педагогов и психологов свалился большой эмоциональный груз. Одна из главных проблем — проблема личного эмоционального состояния. Проблема профилактики выгорания особенно остро встает в середине учебного года, когда ресурсы уже истощились, а до летнего отдыха еще долго. В такой ситуации очень актуально звучит лозунг: «Помоги себе сам».

Проблема эмоционального выгорания не новая. Большое количество занятий и тренингов разработано по этой теме, написано много книг и пособий, но все они посвящены групповой работе, а не индивидуальной помощи. Случается, что мы, психологи, напоминаем учителям о важности профилактики выгорания, но при этом забываем о самих себе. А ведь профессия психолога тоже входит в группу высокого риска выгорания.

В связи с этим поговорим о том, как помочь себе любимому и не дать эмоционально сгореть на работе. Индивидуальная и конкретная помощь себе в этом случае наилучший способ профилактики и первой стадии борьбы с негативным эмоциональным фоном.

По мнению компетентных источников, синдром эмоционального выгорания — это отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере «человек–человек», проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.

Основные симптомы выгорания

  • Эмоциональная истощенность. При выгорании появляется чувство постоянной усталости, нежелание ходить на работу. Возникают ощущения беспомощности, безнадежности, снижение работоспособности, отсутствие положительных эмоций.
  • Деперсонализация. Появляется циничное отношение к своей трудовой деятельности, отсутствует эмоциональная включенность в работу,  возникает негативное отношение к детям и их проблемам. Педагог дистанцируется от детей, ожидает от них плохого поведения, не верит в сильные стороны воспитанников. Появляется нежелание общаться с коллегами, игнорируются просьбы руководства.
  • Редукция профессиональной деятельности. В этот момент психолог начинает ощущать свою профессиональную некомпетентность, осознает неуспехи в работе, не дорожит полученными результатами.

Чтобы предпринять какие-либо действия, сначала надо выяснить, в каком эмоциональном состоянии вы находитесь. Свое эмоциональное состояние можно осознать с помощью небольшого опросника (см. приложение в конце статьи).

Конечно, в серьезных случаях необходима помощь, но при отсутствии времени, постоянной занятости обратиться к специалисту нет возможности. Поэтому предлагаю вашему вниманию некоторые приемы, которые могут улучшить ваше эмоциональное состояние. Если вы понимаете, что начинаете эмоционально «гореть», необходимо пополнить запас внутренних и внешних ресурсов.

Четыре уровня ресурсов

Известны четыре уровня личностных ресурсов, способствующих улучшению эмоционального состояния.

  • Физиологический уровень является базовым.

На этом уровне важно постоянно поддерживать организм в работоспособном состоянии. Занятие спортом, походы в бассейн, на танцы, прогулки на свежем воздухе не только улучшают физиологическое состояние организма, но и положительно влияют на эмоциональное состояние. Найдите время для одного из этих занятий и уделяйте ему час–два каждый день. При этом необязательно сразу же бежать записываться в фитнес-центр, можно просто гулять на свежем воздухе. Например, каждый день проходить какое-то расстояние до работы. Вспомните, что когда-то вы очень хотели научиться танцевать, сейчас как раз можно это освоить.

эмоциональное выгорание и стресс

Важно вкусно и правильно питаться. Составьте себе разнообразный рацион на неделю, при этом постарайтесь использовать различные продукты, богатые витаминами. Попробуйте сделать так, чтобы каждый прием пищи отличался от другого, чтобы каждый раз была какая-то новая закуска или блюдо. Один из важных способов борьбы с эмоциональным  выгоранием  —  это  умение  правильно  взаимодействовать с самим собой, или саморегуляция. Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным  состоянием,  достигаемое  путем  воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Здесь хорошо помогают элементы релаксационных упражнений (техника напряжения и расслабления), а также телесно-ориентированные техники. Например, каждое утро можно начинать с «гимнастики мозга» или самомассажа.

В случае напряжения можно выполнять упражнение «Руки».

— Сядьте поудобнее. Вытяните ноги, свесьте руки. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости вытекает из кистей рук на землю: вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 1–2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук.

Каждый вечер можно использовать ритуал расслабления.

— Займите удобное для себя положение. Обратите свой мысленный взор внутрь себя. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело, каждая ваша клеточка. Дыхание становится размеренным. И вы наполняетесь приятным чувством покоя и комфорта. Теперь представьте себе то время года, которое для вас является самым приятным. Может быть, ваше воображение нарисует теплый летний денек, может, золотую осень, тихо падающий снег, а может быть, первые весенние цветы…

  • Далее следует работа на психологическом уровне. Он включает в себя три подуровня:

а) Эмоционально-волевой.

Осознание и принятие своих чувств и эмоций, которые возникают при мысли о работе. Осознание их, а не вытеснение позволяет адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию. — Возьмите лист бумаги и напишите на нем все эмоции и чувства, которые вызывает у вас работа. Затем с помощью двух ярких разноцветных фломастеров выделите одним цветом положительные моменты, а другим — эмоции и чувства, которые вызывают напряжение. Это поможет вам понять, какие эмоции и чувства преобладают у вас при мыслях о профессиональной деятельности. Если положительных моментов намного больше, то можно искренне порадоваться за себя и с радостью продолжать работу. Если же больше негативных эмоций, необходимо переработать их на когнитивном уровне.

б) На когнитивном уровне важно понять причины негативных эмоций, осмыслить их. Важен поиск первопричин сложившийся ситуации. На этом этапе можно рационально перестроить свое отношение к ситуации на основе осознания первопричин происходящего.

Возьмите одну из негативных эмоций, которые вызывает у вас работа, и проанализируйте, почему она возникает. Она же появляются не просто так, а, возможно, из-за действий других людей и вашей реакции на это.

Затем проработайте каждую из отрицательных эмоциональных реакций. Осмыслите, из-за чего они появляются в вашей жизни.

в) Следующий подуровень — поведенческий (деятельностный). Наша активность и гибкость поведения, возможность перестройки деятельности, корректирование стратегий и планов позволят избежать появления новых негативных эмоций.

Подумайте, как избежать повторения негативного события. Какие шаги надо предпринять, чтобы больше не получать негативных эмоций на работе. Возможно, стоит отказаться от какой-то нагрузки или поговорить с коллегами или руководством.

  • Социальный уровень: выполнение различных социальных ролей.

Вспомните о том, что, помимо профессиональной роли, у вас есть большое количество разнообразных социальных ролей, которые могут приносить удовольствие и удовлетворение. Напоминайте себе о том, что вы не только психологи, но еще и жены, матери, любимые…

Задумайтесь о том, как на ваше состояние влияют люди, с которыми вы регулярно общаетесь. Постарайтесь побольше взаимодействовать с теми людьми, с которыми вам приятно проводить время. Не общайтесь с большим количеством людей, если это не приносит вам удовольствия.

  • Духовный уровень.

Важную роль в нашей жизни играет такое понятие, как надежда. Мы надеемся на лучшее несмотря ни на что, не отчаиваемся, если то, чего ожидали, не произошло. Вера — это убежденность в каком либо знании или возможностях. Очень важно во что-то верить. Это дает жизненные силы.

Повысить этот уровень можно с помощью занятия творчеством, элементами арт-терапии, прослушиванием музыки. Вспомните о любимом хобби или попробуйте новую деятельность. Начните рисовать, лучше всего красками и на большом листе бумаги, при этом можно не рисовать сюжетные картины, а просто выплескивать на бумагу свои эмоции, как бы разукрашивать белый лист переживаниями. Можете заняться рукоделием — много всего можно попробовать. К тому же новые увлечения позволят сделать красивые и интересные подарки друзьям и коллегам.

Один из важных моментов в нашей жизни — самореализация. Начиная испытывать сложности в профессиональной деятельности, найдите иную деятельность, которая даст вам возможность личной самореализации. Участвуйте в конкурсах, марафонах, профессиональных встречах. Можно завести себе блог или сайт.

К внешним ресурсам можно отнести сферы профессиональной деятельности, семейной жизни и свободного времени.

Если вы чувствуете эмоциональные проблемы в профессиональной деятельности, поищите поддержку у коллег. Возможность поделиться свои ми переживаниями, мыслями, чувствами — важнейшая составляющая профилактики выгорания. Именно поэтому для психологов так важна включенность в профессиональное сообщество. Подумайте, где и как вы могли бы поговорить по душам с коллегами.

Конечно, самую мощную поддержку можно получить в семье. Близкие люди, которые всегда рядом, понимают вас и безгранично уважают то, что вы де лаете.

Большое внимание стоит уделить тому, как про водится свободное время. Правильная организация свободного времени, хобби или занятие по интересам способствуют улучшению эмоционального со стояния.

Задумайтесь над тем, что вам хочется делать в жизни больше всего и от чего вы получаете истинное удовольствие. Посвятите этой деятельности пару часов в день. Сейчас настало время воплощать свои мечты и посвящать личное время только себе и своему любимому делу.

Мы можем сами помочь себе выбраться из эмоциональной ямы. Изменив какие-то детали своей жизни, мы изменим свое эмоциональное состояние, что, несомненно, скажется и на профессиональной деятельности.

Приложение: «Методика экспресс оценки эмоционального выгорания»

«Помоги себе сам» — профилактика эмоционального выгорания педагога-психолога.

Анна ЦАРЕВА
педагог-психолог, Москва
Источник: журнал «Школьный психолог» № 01, январь 2015 г.

Читайте также:
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов — семинар-тренинг.
Диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко.
Синдром эмоционального выгорания.
Профессиональное выгорание педагога и его профилактика.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.