Вс12172017

Обновление08:40:13

Привязанность ребенка к матери: психологические особенности

дети обнимают маму

Понятием «привязанность» определяется поведение маленького ребенка, который постоянно ищет близости с матерью и сильно переживает, когда приходится с ней расставаться.

Основоположником теории привязанности был психоаналитик Джон Боулби*: им описаны модели поведения, которые младенец интериоризирует к концу первого года жизни, когда осознает, что мать — существо от него отдельное, и остро реагирует на разлуку с ней.

 Первые узы привязанности «мать — ребенок» строятся на самом раннем взаимодействии между матерью и новорожденным в те благоприятные моменты, когда мать всегда находится в полном распоряжении малыша.

Успокаивающая или безопасная  привязанность

Когда связь «мать — ребенок» правильная, у ребенка возникает так называемая успокаивающая, или безопасная, привязанность. Даже если младенец расстраивался, плакал в момент расставания, он хранит в себе образ матери все время, пока ее нет рядом, это его успокаивает и позволяет дожидаться возвращения мамы, не слишком горюя.

Конструкция успокаивающей привязанности предполагает, что мать, имея адекватное представление о потребности своего ребенка в защите и безопасности, знает, чем и как предварить разлуку, чтобы ребенку было легче ее перенести.

Нелишне заметить, что успокаивающая привязанность позволяет годовалому ребенку легче социализироваться в ясельной группе.

В два или три года ребенок с развитой успокаивающей привязанностью, отправляясь исследовать мир, относится к нему более доверчиво, и ему куда проще завязать знакомство.

дочь обнимает маму

Даже в том случае, когда самым успокаивающим образом на маленького ребенка действует именно привязанность к матери, развиваются и его связи с другими взрослыми. Главным образом — с теми, кто регулярно им занимается и с кем он чувствует себя защищенным: конечно же, с отцом (роль которого в воспитании малыша в этот период постоянно возрастает, но отличается от роли матери), а кроме отца — и с бабушкой, и с дедушкой, кормилицей, няней...

Тревожно-оборонительная  привязанность

Встречаются дети, для которых характерна тревожная, лишающая чувства уверенности привязанность.

В таких случаях речь идет о «тревожно-оборонительной» привязанности, главный ее признак — то, что ребенок очень сильно тоскует во время разлуки. Если защищенный успокаивающей привязанностью малыш в отсутствие матери быстро начинает интересоваться другими людьми и другими занятиями, тревожный, оставаясь беспокойным и плаксивым, цепляется за находящегося рядом взрослого, пока мама не вернется.

Тревожно-избегающая  привязанность

Другие отличаются «тревожно-избегающей» привязанностью: кажется, будто они не очень-то и страдают в разлуке, но в коллективе держатся в стороне от группы, а когда мама за ними приходит, не выражают никаких эмоций, словно знают,  что все равно им нечего рассчитывать на поддержку взрослого. Тревожный ребенок порой ждет и боится, что его оттолкнут. Он держится подальше от взрослых и часто проявляет враждебность по отношению к другим детям.

Ребенок с правильной моделью привязанности может воспроизводить ее в яслях или детском саду по отношению к нянечкам, помощникам воспитателей по уходу и самим воспитателям.

Как обеспечить формирование у ребенка успокаивающей привязанности

Узы привязанности образуются в повседневном общении. Они не врожденные, а формируются в течение всего первого года жизни малыша.

Успокаивающая, или безопасная, привязанность предполагает надежность, доверие, доступность и некоторую способность предвидения того, что произойдет в ближайшее время. Стабильность отношений и прогнозируемость их начинаются с ежедневных успокаивающих ритуалов, которые сопровождают всю повседневную жизнь, но особенно нужны в тревожные моменты — например, когда вы укладываете ребенка спать.

Ваш ребенок на вас рассчитывает, но это вовсе не означает, что вы должны постоянно отодвигать себя самое на задний план — совсем наоборот.

- Очень важно, чтобы вы занимались собой, своими делами, иначе вам не избежать слишком сильной усталости и стрессов, вы никогда не выйдете из состояния, которое называют «ни минуты покоя».

- Вспомните советы инструкторов по безопасности полета: в случае разгерметизации взрослый обязан надеть кислородную маску первым — чтобы быть в состоянии надеть маску на ребенка и следовать указаниям экипажа.

Когда наступает время первой долгой разлуки — например, когда мать возвращается к работе, — вахту принимают другие: бабушки, кормилица, няня, персонал яслей...

- Ребенок, у которого есть успокаивающие, безопасные отношения с родителями, особенно с матерью, приспособится к этому легче, тем не менее и его нужно подготовить к тому, что обстановка изменится.

- Несколько раз покажите малышу людей, которые будут им заниматься в ваше отсутствие. Постепенно вы почувствуете, что можно оставить ребенка с ними одного — сначала ненадолго, потом время можно увеличить.

- Не уходите из дому, не попрощавшись с ребенком! Не уходите потихоньку, тайком, боясь, что он будет плакать.

- Возвращайтесь вечером в срок — конечно, ребенок еще не умеет пользоваться часами, но важно, чтобы он не утерял к вам доверия.

- Не жалейте времени на то, чтобы поговорить с кормилицей, няней, помощниками воспитателя в яслях, и помните, что ребенку нужно время на то, чтобы привыкнуть к переходу из одного состояния в другое.

Два способа поведения, которых следует избегать

- Не стоит рассчитывать на способность ребенка справиться со всем самостоятельно из боязни, что иначе он вырастет бесхарактерным и избалованным. На самом деле автономность легче формируется именно при наличии успокаивающей привязанности, и именно те дети, которые не обделены материнской заботой, оказываются в дальнейшем самыми независимыми.

- Не надо слишком опекать ребенка, требовать, чтобы он постоянно находился в поле зрения. Подобное ваше поведение говорит о том, что не малышу трудно без вас, а вам трудно даже на минуту с ним расстаться. Между тем успокаивающая привязанность — отнюдь не рабство, не оковы, наоборот — это привязанность, которая позволяет отрываться друг от друга.

Несмотря на то, что в теории привязанности отводится чрезвычайно важная роль связи с матерью в самый ранний период, такие связи устанавливаются в течение всей жизни. Ребенок, на долю которого выпали разлуки и утраты, может найти новые объекты для привязанности и на этой основе обрести психическую сопротивляемость, необходимую взрослому человеку. У приемного ребенка, к примеру, сердечные и успокаивающие связи с новыми родителями могут образоваться даже в том случае, если с биологическими матерью и отцом таких не было (см. «Как сказать ребенку, что он приемный?»).

* Джон Боулби (1907-1990) — известный английский психиатр и психоаналитик, специалист в области психологии развития, психологии семьи, психоанализа и психотерапии, автор изданных в России книг «Привязанность» (М.: Гардарики, 2003) и «Создание и разрушение эмоциональных связей» (М.: Академический проект, 2004).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Семь привычек непривлекательных женщин

Эту статью можно было бы назвать «Лучшие отпугиватели мужчин». То есть виды поведения,…

Причины безразличия

Один из повторяющихся образов нашего времени - образ человека, подвергшегося нападению и…

Я и моя семья - классный час

Предлагаем сценарий классного часа, посвященного взаимоотношениям учащихся с родителями и…

Взаимодействие психолога с другими участниками…

Работа психолога основывается на авторской программе, плане работы, который составляется…