Психологический паспорт класса

Необходимым условием психолого-педагогического сопровождения учащихся является обмен информацией между всеми специалистами, работающими с детьми. Итоги мониторинговых исследований, диагностических срезов, данные об успеваемости важны не только непосредственно для того, кто их проводит, но и для других специалистов: школьного психолога, социального педагога, классного руководителя.

Конечно, весь это объем данных необходимо фиксировать. Кроме того, важно учитывать возрастную динамику отдельных характеристик: как меняется структура класса, что происходит с мотивацией и т.п.

Именно с целью систематизации данных, полученных от различных специалистов, я разработала модель сбора информации «Психологический паспорт класса».

Основная задача «Психологического паспорта» — сбор информации об учениках от всех специалистов, работающих в образовательном учреждении. Составление «Психологического паспорта» помогает отслеживать как динамику развития отдельного ребенка, так и становление школьного класса целиком.

Структура «Психологического паспорта» включает те характеристики, которые для меня являются значимыми в моей работе с учениками. Вполне возможно изменять данную структуру, варьировать содержание в соответствии с теми задачами, которые решает педагог-психолог в конкретном образовательном учреждении.

В приложении к данной статье находится пример «Психологического паспорта», который я использую в своей работе.

«Психологический паспорт» включает следующие разделы:

1. Титульный лист (с. 1).

2. Сведения о семье учащегося (с. 2—3).

Данный раздел заполняется классным руководителем.

Конечно, состав класса может меняться. Я сохраняю данные следующим образом: если ребенок покидает школу, сведения о нем остаются до того времени, пока он не окончит школу. А если в класс поступает новый ученик, то он заносится в эту таблицу как вновь прибывший ребенок.

3. Готовность к школьному обучению (с. 4).

Этот раздел заполняется в 1-м классе в начале и конце учебного года по итогам диагностики. Я разработала схему этого раздела с учетом тех диагностических методик, которые применяю сама, но ее, конечно, можно менять в соответствии с используемыми инструментами.

4. Психолого-педагогические характеристики учащихся (с. 5).

Данный раздел заполняется ежегодно в конце первой четверти. Его заполняют классный руководитель и школьный врач совместно с психологом. В этом разделе мы отражаем следующие параметры:

Лидеры класса. Для планирования и анализа работы крайне важно выявить лидеров в классном коллективе. Можно выявить лидера с помощью психологической диагностики, а можно с помощью игр (см. приложение).

Тип темперамента. Знание особенностей темперамента ребенка позволяет классному руководителю опираться на его сильные стороны и развивать слабые. В перспективе это поможет определить, в какой сфере профессиональной деятельности у него успешнее пойдут дела. Как правило, я использую для заполнения этой графы метод, предложенный Б.С. Волковым и Н.В. Волковой (см. приложение 2), или опросник Айзенка (подростковый).

Нарушения в поведении. Данная графа заполняется на основании систематического наблюдения за поведением ребенка.

Неуспевающие по школьной программе (имеющие одну или более двоек). Этот раздел заполняется в конце четверти классным руководителем (по всем школьным направлениям: точным, естественнонаучным, гуманитарным, специальным дисциплинам.) Эта работа проводится для преодоления пробелов в знаниях, трудностей в обучении ребенка, для оказания ему своевременной помощи.

Одаренные дети (указать, по какому предмету). Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения. Приемы, которые мы используем для выявления одаренных детей, приводятся в Приложении.

Дети с трудностями в общении. В данной графе мы отмечаем замкнутых, неуверенных в себе школьников. Данные характеристики составляются по итогам систематического наблюдения или по результатам психологической диагностики.

Физическое развитие (заполняется школьным врачом). Это выписка из медицинской карты о физическом состоянии ребенка.

5. Школьная мотивация (с. 6).

Для диагностики мотивации я подбираю методики, соответствующие возрасту детей. Примеры таких методик см. в приложении.

6. Школьная тревожность (с. 7).

Здесь также используются методики в соответствии с возрастом учащихся. В таблице отмечаются дети с высоким уровнем тревожности.

7. Социометрическая структура класса (с. 8).

Социально-психологический тест, разработанный Дж. Морено (имеет много модификаций), применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе.

8. Результаты профориентационной диагностики (с. 9).

Разделы 4—8 заполняются педагогом-психологом ежегодно (один раз в год).

9. Страница социального педагога (с. 10).

В связи с тем, что списки учащихся, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, на внутришкольном контроле и др., в течение года меняются, эту страницу ежегодно заполняет социальный педагог.

Доступ к паспорту имеет только педагог-психолог, он же в основном и работает с этим документом. Данные «Психологического паспорта» используются в решении целого ряда профессиональных задач. Например, при формулировании рекомендаций для родителей и специалистов по развитию и обучению детей, в ходе консультаций по возрастным и индивидуальным особенностям школьников. По итогам заполнения соответствующих разделов я знакомлю с результатами диагностики родителей и педагогов.

Очень удобно пользоваться материалами «Психологического паспорта» при подготовке к психолого-педагогическим консилиумам и педагогическим советам.

Поскольку в «Психологическом паспорте» данные систематизированы по психолого-педагогическим характеристикам и наглядно показывают, какие параметры изменяются, а какие остаются неизменными, это позволяет при работе с отдельными учащимися и с классами рассматривать ситуацию комплексно, а при разработке стратегии сопровождения опираться на разносторонние данные.

Скачать Психологический паспорт класса и приложения.

Психологический паспорт класса.
Способ систематизации психологических данных.

Зульфия ХАБИЛОВА
педагог-психолог МБОУ СОШ № 57, г. Махачкала, Республика Дагестан

Читайте также:
Психолого-педагогическая характеристика класса.
Характеристика на ученика (образцы, примеры, рекомендации).
Аналитический годовой отчет педагога-психолога.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.