Психология детского рисунка для родителей

Почему и зачем дети рисуют?

Рисование — в точности как игра — занятие стихийное. Еще не умея говорить, ребенок может подолгу «калякать», водить карандашом по бумаге, да и не только по бумаге!

Понять, что изобразил ребенок до трех лет, не всегда удается. Однако даже и такие крохи способны рассказать в рисунках  истории, в которых действуют разные персонажи: люди, предметы и/или животные.

Рисование — деятельность, которая благоприятствует развитию речи, психомоторики, способности к творчеству и общению. Рисование отражает одновременно развитие ребенка и особенности его личности.

Несмотря на то что этому виду деятельности лучше так и оставаться творческим и игровым, в детском саду ребенка начинают «планово» учить рисованию — и многие приемы стандартизуются.

В рисунках ваш ребенок отображает свои тревоги и фантазии

— Дитя может использовать рисунок, чтобы рассказать о кошмаре, который его преследует, — и тогда рисование поможет ему преодолеть страх.

— Ребенок проецирует на бумагу (включая обои), грифельную доску или даже асфальт присущий ему нарциссизм (грубо говоря, любовь и пристальное внимание к себе самому) и изображает свой собственный образ. Когда малыш только начинает рисовать, у нарисованного домика можно различить глаза — окна и рот — дверь.

Я часто замечал во время консультаций, что дети выбирают для раскрашивания рисунков цвета одежды, которую носят в этот день! Рисунок — это часть ребенка, рисунок носит его отпечаток, отражает его стиль, он — как подпись.

Меня всегда поражало, что даже спустя годы после того, как рисунки были выполнены, выросшие дети безошибочно находят свои среди многих других — так, словно рисунки эти представляют собой бессознательный след личности.

Посредством рисунка ребенок рассказывает о чем-то, что им пережито

девочка ребенок рисует

Ребенок нередко возвращается к рисунку много раз, дополняет его, изменяет. Мы не сможем сразу же разобраться в том, что за история там рассказана, если не наблюдали за работой и если сам художник не прокомментирует свое творение. Иногда он рассказывает о том, что нарисовал, спустя время после того, как создан рисунок, восполняя пробелы, открывая новые смыслы, включая в комментарии новый опыт, в том числе и ошибок.

Рисунок — результат настоящего диалога между воображением и изображением.

— Прислушивайтесь к тому, что говорит ваш ребенок, рисуя.
— Время от времени наблюдайте за тем, как он рисует: на ваших глазах будет совершаться процесс творчества!

Малыш дарит вам свои рисунки

Когда ребенок хочет доставить вам удовольствие и сделать подарок, чаще всего он дарит вам рисунок. Это драгоценный подарок, потому что в него много вложено.

Иногда рисунок служит призывом восстановить отношения после ссоры или конфликта. Если ваш ребенок дарит вам свой рисунок затем, чтобы вы его простили, возможно, там отражена часть его — уже прошедшего — гнева в ваш адрес. Иногда, если малыш видит, что вам грустно, он хочет вас рисунком порадовать, иногда — рассказать таким образом о кошмаре, который его мучает. Но в любом случае, подаренный рисунок — это доказательство любви к вам. Изображение здесь отходит на второй план.

Как побуждать ребенка к рисованию

До трех лет возможности творчества у детей ограничены необходимостью держать карандаш зажатым в кулачке, потому что крохе трудно и держать, и рисовать сразу.

— Когда ребенок чертит каракули, ему доставляет удовольствие движение руки, приводящее к результату, — он радуется, гордится тем, как «рисует». Размахом движения и его ритмом малыш может выразить в каракулях и свой гнев.

— В этом возрасте особенно важно хвалить ребенка, поощрять его опыты. Вы-то, возможно, вполне искренне восхищаетесь прогрессом в каракулях, но ведь старшие братья и сестры отметят скорее их неуклюжесть?

— Ни в коем случае нельзя сравнивать рисунки своего ребенка с рисунками его ровесников!

— Помогайте малышу освоить новые для него техники — пальцевую живопись, лепку.

— Разрешайте ему рисовать красками и трогать краски, даже если он перемазывается с ног до головы: ребенку нравится оставлять следы, и это нормально.

К трем годам малыш все так же отважно машет карандашом, но очертания в его рисунках становятся более четкими, между каракулями мы различаем домики и лица, в рисунках очевидны диспропорции, но в них явно проявляется характер.

— Надо считаться с тем, что ребенок — существо искреннее и непосредственное, не стоит руководить им, навязывать собственное видение.

— Когда дитя приходит в детский сад и попадает под воздействие других людей, рисунки его становятся более стандартными.

— В детском саду (да и дома — со старшими детьми или с вами) ребенок, изображая дома и человечков, может вдохновляться существующими образцами. Это хорошо, но это уже другой вид рисования.

После четырех лет детский рисунок становится повествовательным, и это позволяет маленькому автору не только что-то изобразить, но и рассказать историю.

— В своем рисунке ребенок воплощает то, что Франсуаза Дольто называла «бессознательным образом тела». Необязательно рисовать человечка, можно рисовать дом, но в изображении дома, автор которого — четырехлетка, легко заметить черты лица.

— Тем не менее важно, чтобы вы не интерпретировали его рисунки.
— В отношениях между родителями и детьми рисунок служит в основном подарком или предметом обмена.

— Важно, чтобы вы интересовались содержанием рисунка, а не изображением.

— Если ребенок слышит, что его рисунки «полная ерунда», он может почувствовать себя ущемленным, разочароваться в рисовании и потерять к нему интерес.

После пяти лет, особенно — если ребенок уже научился писать, его рисунки становятся более правильными. Чем ближе латентный период, тем важнее для малыша, чтобы его рисунки, предназначенные кому-то в подарок, получались красивыми.

Рисунки индивидуализируются: мальчики рисуют крепости, машины и самолеты, а девочки — домики, цветы и принцесс.

— Это возраст, когда ребенок постоянно чему-то учится, — подпитывайте в нем творческое начало походами в музеи или участием в собственной творческой деятельности.

Что делать, если рисунки сына или дочери вас беспокоят

Да, родители порой тревожатся, видя, что ребенок не использует никаких красок, кроме черной, или что он смещает весь рисунок в угол, к краю листа. Вдруг это симптом какой-то болезни? А если сынишка рисует только чудовищ или военные сцены — не говорит ли это о его агрессивности, склонности к насилию?

Помните, что рисунки вашего ребенка редко отражают те аспекты его личности, которые вам неизвестны.

Следует принимать во внимание внезапные перемены.

— Если, например, композиции малыша были до сих пор сложными, яркими и многоцветными, а теперь вы видите

только маленькие черные сценки, если в детском творчестве вдруг возникают новые темы, связанные с насилием или сексуальностью, рисунки могут свидетельствовать о страданиях ребенка и требуют разговора с ним о том, что его волнует.

— Рисунки могут быть средством сообщения внешнему миру о пережитой травме и избавления от нее.

— Самое важное — не то, что нарисовано, а то, что ребенок о нарисованном рассказывает.

— Разумеется, рисунки отражают развитие ребенка, но никакая серьезная интерпретация изображенного невозможна без анализа речи и системы мышления юного автора.

— Если у малыша возникают трудности с вербализацией рисунка, можно при необходимости обратиться к специалисту.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.