Психомоторное развитие ребенка

Достижения, этапы, вехи

Все родители очень внимательны к достижениям своего ребенка, все подмечают основные вехи развития малыша: время, когда он сделал первые шаги, когда произнес первые слова и так далее. Успехи одного ребенка часто сравнивают с успехами другого — брата или сестры, кого-то из родственников. Родители чаще всего признают, что варианты развития вполне возможны, но могут и сильно тревожиться, если им кажется, будто их дитя в чем-то запаздывает.

Надо помнить, что важен не возраст, в котором приобретено то или иное умение, а хронологическая последовательность фаз развития.

— Прогресс происходит поэтапно: «задержка» может быть вызвана потребностью ребенка отдать всю свою энергию чему-то, что сейчас для него в собственном развитии важнее.
— То, что ребенок начинает садиться или вставать на ножки позже, чем «положено», не означает, что в будущем он будет развиваться с опозданием.
— Некоторые особенности ребенка — например, недоношенность — могут сделать различия в развитии еще более явственными.

На первом году жизни психомоторное развитие идет параллельно психологическому, причем идет очень быстро*.

— Первое, что «умеет» ребенок, — это хватать, и первые его достижения связаны именно с попытками удерживать в руках предметы. Хватательный рефлекс есть у младенца от рождения (если вы положите ему на ладонь палец, он инстинктивно сожмет кулачок), потом этот рефлекс постепенно исчезает, и к трем месяцам ребенок может не только взять предмет (погремушку) рукой, но и помахать этим предметом.


— Для того чтобы сесть, трехмесячному малышу еще нужна поддержка, но «сажая» его, мы можем оценить тонус его мышц и то, как он держит голову.

— К четырем месяцам он усваивает, как соединять ручки, — это начало осознания единства своего тела.

— В пять месяцев он сознательно берет предмет и перекладывает его из одной руки в другую.

— В течение следующих недель он продолжает открывать свое тело — первый «предмет», который оказался в полном его распоряжении. Это возраст, когда малышам нравится играть с собственными ножками.
— Полугодовалый ребенок может играть в кубики, кроме того, в это время он уже начинает сидеть без поддержки.

— Сначала малыш садится с помощью рук, обходиться без них он научится только к семи или восьми месяцам, а сидеть самостоятельно — к десяти.

В этот, первый, период развития игры с ребенком сводятся в основном к обмену разными стимулирующими этот обмен предметами. Игрушки, к которым тянется ребенок, должны быть яркими, привлекательными, но для того, чтобы его заинтересовать, нет никакой нужды ни в особенно изысканных, ни в особенно мудреных.

Важно, чтобы сидеть ребенку было удобно. Он может играть сидя при поддержке или, например, обложенный подушками, иначе ему понадобится опираться на руки.

Десятимесячный ребенок может дать предмет взрослому. Взяв этот предмет, вы сможете заметить, что малыш не сразу его отпускает, — тут важно, что у ребенка уже есть намерение отдать, есть желание общаться. В этом же возрасте младенец начинает показывать на предметы пальчиком, что предвещает появление речи.

— Дитя, которому около года, умеет выпускать предметы из рук и может бесконечно развлекаться тем, что бросает их, вы поднимаете и возвращаете ему, бросает — вы поднимаете…

Первые шаги. Он начинает ходить

К году ребенок способен сделать первые шаги, хотя возраст, когда ребенок начинает ходить, может быть разным у разных детей: для одних это десять месяцев (исключительный случай), для других — полтора года.

• В каком именно возрасте пойдет ребенок, значения не имеет, важна последовательность этапов развития. Ребенок, который самостоятельно сидит в восемь месяцев, необязательно начнет ходить ровно в год.

Нельзя считать вехами в развитии ползание или пробеги на четвереньках — некоторые дети минуют эту стадию.

  • Приобретение навыков ходьбы требует зрелости нервной системы и отсутствия у ребенка неврологических или органических заболеваний.
  • К пятнадцати месяцам ребенок может стоять без посторонней помощи и начинает взбираться по ступенькам.
  • В полтора года он сможет подняться по лестнице с вашей поддержкой.
  • И только двухлетний ребенок сумеет сделать это сам.

Здесь опять-таки не указывается точный возраст: речь лишь о возрасте, упоминающемся в рекомендациях.

Чтобы понять, готов ли ваш ребенок к тому, чтобы приучать его к опрятности:

дождитесь, пока он начнет уверенно ходить и подниматься на несколько ступеней лестницы — к двум годам.

— Эти навыки усваиваются при достаточной зрелости нервной системы и способности к произвольным действиям.

Стадия зеркала (от шести месяцев до полутора лет)

Около шести месяцев ребенок начинает улыбаться своему отражению в зеркале — так, будто это другой ребенок, и только намного позже малыш осознает, что это он сам.

— Примерно к году, еще не осознав этого, он способен, глядя на отражение в зеркале, предчувствовать единство своего тела.

— В два года он может назвать и показать свой нос, свои глаза, рот и уши.

— Трехлетние дети, параллельно с развитием речи, продвигаются в полном осознании своего телесного единства еще дальше и отражают это, рисуя человечков.

Не удивляйтесь, если при том, что ваш малыш в четыре года прекрасно осознает, как он устроен, и может назвать все части своего тела, его рисунки еще довольно архаичны и ноги у его человечков растут прямо из головы: это так называемые «головоноги».

* Определяя уровень психомоторного развития своего ребенка, лучше все-таки ориентироваться не на нормативные показатели, а на мнение педиатра, который хорошо его знает.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.