Психологическое сопровождение ФГОС

Название: «Психологическое сопровождение внедрения и реализации ФГОС в начальной школе» — презентация .
Авторы: Солохович Светлана Николаевна
Год: 2012
Слайдов: 27
Область применения: семинар для педагогов-психологов, завучей, директоров школ.
Формат: презентации в формате ppt., (rar архив).
Размер: 3,13 Мб
Качество: хорошее

Изменение парадигмы педагогического образования превращает его по существу в образование психолого-педагогическое.

С введение новых образовательных стандартов, деятельность школьного психолога, как полноценного участника образовательного процесса, становится обязательной, конкретной и измеримой.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. 

«…всякий  учитель  должен  строить  свою  работу  на   психологии»
Г. Мюнстенберг

  «Педагогика слепа без психологии,
а психология мертва без педагогики»

Евгений Александрович Ямбург

Изменение парадигмы педагогического образования превращает его по существу в образование психолого-педагогическое.

С введение новых образовательных стандартов, деятельность школьного психолога, как полноценного участника образовательного процесса, становится обязательной, конкретной и измеримой.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. 

Содержание:

Роль психолога в условиях введения новых образовательных стандартов:

  • индивидуализация образования;
  • реализация компетентностного подхода;
  • учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся;
  • формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями  и способностями;
  • формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни с целью  сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья;
  • создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов;
  • интеграция в общее образовательное пространство детей с ограниченными возможностями;
  • использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии;
  • вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;
  • сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
  • формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
  • мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения;
  • обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности;
  • формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников. Поддержка детских объединений, ученического самоуправления;
  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
  • диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
  • вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

В условиях внедрения ФГОС НОО в деятельности психологов ОУ появляются следующие проблемы:

  1. Недостаточная просвещенность педагогов-психологов образовательных учреждений в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС.
  2. Отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного  развития обучающихся начальной школы.
  3. Отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированности  УУД у детей младшего школьного возраста.
  4. Отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности.

В условиях внедрения ФГОС НОО в деятельности психологов ОУ появляются следующие проблемы:

  1. Недостаточная просвещенность педагогов-психологов образовательных учреждений в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС.
  2. Отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного  развития обучающихся начальной школы.
  3. Отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированности  УУД у детей младшего школьного возраста.
  4. Отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности.

Цель и задачи работы педагога-психолога ОУ

Цель работы педагога-психолога – методическое обеспечение всех участников образовательного процесса в вопросах осуществления психологического сопровождения развития младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС.

Методические задачи:
— Составить пакет методических материалов по психологическому сопровождению младших школьников – диагностике, разработке индивидуального образовательного маршрута по результатам диагностики.
— Подобрать пакет материалов по работе с педагогами.
— Подобрать методические материалы по работе с родителями.

Задачи психологов образования:
— измерение результатов обучения,
— определение уровня формирования компетенций учащихся;
—  учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям;
— взаимодействие с участниками образовательного процесса для выстраивания  индивидуальных образовательных траектории детей и развивающей траектории образовательного учреждения.

Новые задачи психологов образования:

  • Создание СИСТЕМЫ психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс.
  • Разработка КРИТЕРИЕВ и МЕТОДОВ оценивания сформированности метапредметных и личностных компетенций.
  • Разработка СИСТЕМЫ повышения квалификации педагогов и просвещения родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций.

Виды работ и содержание деятельности психологического сопровождения:

1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) —  выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.
3. Консультирование (индивидуальное и групповое) — оказание помощи и создание условий для развития личности,  способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению.
4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) — формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Составление индивидуального образовательного маршрута — комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей,  а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.
6. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) — организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
7. Психологическое просвещение и образование детей и взрослых — формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
8. Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.

Основные направления деятельности школьной психологической службы

Психолог в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС:

  • обеспечивает контроль за развитием учащихся;
  • дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей;
  • принимает  участие в разработке образовательной программы образовательного учреждения;
  • проводит психологическое  проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности;
  • прогнозирует  социальные риски  образовательного  процесса,  проводит профилактическую работу;
  • оказывает  качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам образовательного процесса.
[свернуть]

Скриншот презентации:

Психологическое сопровождение ФГОС

Скачать презентацию «Психологическое сопровождение внедрения и реализации ФГОС»:

с Depositfiles
СКАЧАТЬ
с Letitbit
СКАЧАТЬ
с Narod.Yandex.ru
СКАЧАТЬ
Похожие статьи

Комментарии закрыты.