Вс03262017

Обновление08:40:03

Расти вместе с ребенком

Вместе с ребенком

Многие родители говорят о том, что на определенных этапах развития ребенка общение с ним доставляло особое удовольствие, не возникало сложностей, а какие-то периоды были особенно сложны. Кому-то лучше всего было иметь дело с младенцем, который требует максимум внимания и заботы, но зато совсем невинен, нежен... Кто-то с восторгом переживает вместе с малышом возраст "почемучек" (4-5 лет), отыскивая сообща ответы на сложные вопросы. А кому-то удается найти гармонию с подростком, став ему другом, найдя в ребенке достойного партнера по диалогу, и такая картина не случайна. Причина здесь лежит в наших индивидуальных особенностях. Одни матери готовы взять на себя всю полноту заботы, уставать физически, но зато иметь возможность полностью контролировать ситуацию, как это бывает с младенцами и дошкольниками. А другие смелее готовы доверить подростку ответственность за решения и проступки, но зато их тяготит груз забот и волнений младшего возраста. Но истинно хорошие родители растут и меняются вместе с ребенком, предоставляя ему столько свободы и заботы, сколько необходимо в тот или период развития. А вопрос этот очень непростой.

Найти баланс между заботой и гиперопекой, предоставлением свободы и игнорированием, помогать ребенку осознавать границы и нормы допустимого, но выставлять только разумные ограничения - мечта каждого хорошего родителя. Плохо, когда потребности ребенка не удовлетворяются, но опасно, когда он привыкает к тому, что любое желание исполняется мгновенно; жесткие нормы и запреты мешают развитию уверенности, а их отсутствие приводит к вседозволенности. Если мы не ставим перед ребенком серьезные цели и задачи, мы препятствуем его развитию, но завышение планки может привести к срывам.

Помочь ответить на эти сложные вопросы и стать истинным помощником в развитии собственного ребенка может не только любовь к нему, но и разумный подход к тем задачам, которые он решает на определенном этапе своего развития. Двухмесячный не может и не должен испытывать длительное напряжение, требуя удовлетворения своих потребностей, хоть они еще очень ограничены и конкретны - поесть, поспать, чтобы было тепло, сухо и ничего не болело. А вот 15-летний, неспособный приложить усилия к тому, чтобы получить что-либо, требующий немедленного исполнения своих (уже гораздо более разнообразных и причудливых) желаний, вызывает закономерную тревогу у педагогов и родителей. Но это означает, что был пропущен тот момент, когда не стоило сразу же исполнять желания любимого чада. Возможно, он упал в лужу посреди улицы, маме было неудобно, она согласилась купить игрушку, которую требовал сын, потратив на нее деньги, отложенные на более важные дела. А может, когда малышу было года три, заботливая бабушка не отпускала ни на шаг, кормила с ложки, чтоб не испачкался, одевала, чтобы побыстрее. А может, позже, отец, оставив семью, желая загладить свою вину перед дочкой, не скупился на слишком дорогие подарки, несмотря на то, что дочь была груба, ленива и не считала нужным ходить в школу. А может, сбой произошел тогда, когда встревоженная мама второклассника пришла в школу "разбираться" с одноклассниками, которые, по ее мнению, обижают и не принимают ее любимое дитя. Еще одна вероятная причина - требований и ожиданий было так много, что ребенок не выдержал напряжения, ушел в себя и отказался справляться с трудностями реальности вовсе.

Детские психоаналитики используют удивительно простой и точный образ - "достаточно хорошая мать". Какова же она? По мнению специалистов достаточно хорошая мать "знает, сколько напряжения может выдержать ее ребенок в тот или иной момент своего развития". А это означает, что наряду с фундаментом принятия и родительской любви мы не должны забывать о том, что важно не просто решать за ребенка его проблемы, а помогать ему преодолевать трудности, ставить цели и достигать их, прилагая усилия. Сделать это не всегда легко, причины могут быть разные - "безумная" родительская любовь и тревога, страх выглядеть плохим родителем (или желание выглядеть слишком хорошим), собственные детские нереализованные мечты и желания, конкуренция родителей за любовь и привязанность ребенка (особенно в тех случаях, когда брак распался), просто незнание психологических закономерностей развития...

Успешно справиться с этой ситуацией можно при выполнении минимум двух условий. Первое из них - осознание и признание своих собственных ограничений, тех, которые мы привели в качестве примера, или других. Всегда важно помнить о том, что дети не рождаются на свет добрыми или злыми, ответственными или безалаберными, самостоятельными или зависимыми, такими они становятся, и корни всегда следует искать в родительской семье. А второе - просто знание о том, что на каждом этапе своего развития ребенок решает так называемые "задачи возраста", овладевая своим телом, усваивая навыки поведения и самообслуживания, приобретая знания и тренируя интеллектуальные процессы, строя отношения со сверстниками, взрослыми и младшими детьми. И наша взрослая задача - "сопровождать", быть рядом, сначала физически, затем эмоционально и рационально, подтверждая свою готовность к диалогу и поддержке, но не проживая жизнь ребенка вместо него и не вторгаясь в то жизненное пространство, на котором он должен научиться сам решать свои задачи и удовлетворять свои потребности. А вот пространство это в каждом возрасте свое. Чтобы не ограничиваться призывами и громкими красивыми словами, мы приводим конкретную информацию о задачах возраста.

Шаг за шагом, или о задачах возраста.

Долгий и сложный путь взросления от младенца до самостоятельного, ответственного и успешного человека - это приобретение знаний и умений, разрешение внутренних противоречий и преодоление внешних препятствий.
В каждом возрасте свой круг особо значимых задач развития, которые психологи называют задачами возраста.

От рождения до трех лет

  1. Приобретение доверия к миру.
  2. Создание фундамента эмоционального развития.
  3. Психомоторное развитие (исследование собственного тела управление им).
  4. Овладение речью.
  5. Формирование основ управления вниманием и поведением (способность выполнять инструкции взрослых).

Младший дошкольник (3-5 лет)

  1. Развитие речи как инструмента общения и условия развития познавательной деятельности и личностной сферы ребенка.
  2. Развитие инициативности и активности окружающего мира (возраст "почемучек").
  3. Первые шаги в освоении социальных семейных, профессиональных, социальных ролей (игры в "школу", "магазин", "дочки-матери").
  4. Активное фантазирование и проявление творческих способностей.

Старший дошкольник (5-7лет)

  1. Целенаправленное развитие интеллектуальных навыков и способностей при активном участии со стороны взрослого.
  2. Развитие способности произвольно управлять поведением и вниманием.
  3. Осознание собственной половой принадлежности.
  4. Развитие навыков общения со сверстниками.

Младший школьник (7—10 лет)

  1. Учебная деятельность, в которой проявляются способности в различных сферах.
  2. Активное формирование самооценки.
  3. Развитие инициативности и самостоятельности.

Младший подросток (11—13лет)

  1. Начало активного самопознания.
  2. Формирование ответственности и самостоятельности.
  3. Развитие индивидуального познавательного стиля.
  4. Развитие навыков общения и установления отношений со свер­стниками.

Старший подросток (14-18лет)

  1. Психологическое отделение от родителей, обретение психоло­гической независимости.
  2. Поиск новых авторитетов в мире взрослых (не родителей).
  3. Принятие ответственности за свою жизнь и последствия своих поступков.
  4. Начало профессиональной ориентации, определение приори­тетной области интересов.
  5. Обретение устойчивого положения и статуса среди сверстников, поиск единства со сверстниками по интересам.
  6. Начало разрешения проблем, связанных с физическим взрос­лением, принятие и освоение половой роли.
  7. Активное познание и понимание себя, своих чувств и мотивов своих поступков.

Расти вместе с ребенком

Продолжение следует...


По книге Яничева Т. Г. и др. «Полезная книга для хороших родителей. Ответы психологов на вопросы родителей.»

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Что делать если ребенка обижают сверстники?

Что делать если ребенка обижают сверстники и он боится (не знает как) дать отпор…

«Помоги себе сам» - профилактика эмоционального выгорания…

В связи со сложившейся в сфере образования ситуацией из-за изменений, которые происходят…

Рассудительный стиль семейного воспитания

Родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему…

Здоровое питание Как научить детей питаться правильно?

Даже взрослым трудно придерживаться правильного питания, а научить этому детей — еще…