Вс02192017

Обновление09:33:56

Развитие речи у детей дошкольного возраста - что важно знать родителям?

Развитие речи ребенка

Как подготовить ребенка к освоению речи?

Конечно, лучшее средство подготовить ребенка к освоению речи — это разговаривать с ним с самого рождения, и все родители обычно так и делают, тем не менее разные дети начинают говорить в разное время. Ребенок получает доступ к языку, речи не только потому, что разговаривают непосредственно с ним, но и потому, что речь постоянно звучит вокруг него: младенец словно бы купается в речи.

Франсуаза Дольто настаивает на том, что с ребенком надо говорить, не пытаясь разобраться, что ему понятно, что непонятно, — в этом нет никакой необходимости.

Сюсюкайте с ним... пока он в колыбели! 1

Собственными средствами общения ребенок владеет с первого дня жизни. Когда младенцу, даже новорожденному, больно,   неудобно, когда он хочет есть или пить — он кричит или плачет, выражая тем самым свои специфические потребности.

Двух-трехмесячный ребенок, отвечая на обращение к нему или инициируя контакт с окружающими, использует предречевые вокализации2, он уже начинает гулить, агукать, и это обычно свидетельствует о том, что все хорошо, он всем доволен. Количество и разнообразие звуков растет, младенцу приятно издавать эти звуки, ему так же приятно их слышать, он чрезвычайно внимателен к реакции родителей на его «высказывания». Общение родителей с детьми на этом этапе строится в основном именно на таком обмене звуками. Ребенок очень рано начинает узнавать маму, отличать голос матери от голосов других взрослых.

Мы склоняемся к малышу, и наш разговор с ним сводится всего лишь к поочередному произнесению «агу», «гули-гули» или чего-то подобного, при этом и мы, и малыш одинаково довольны. Но это не просто «гули-гули»: очевидно, что взрослый меняет голос, приспосабливая его к детскому, что, общаясь с ребенком, он начинает играть интонациями и ритмом речи, «коверкает» слова...

- Не бойтесь показаться смешными — без всяких сомнений сюсюкайте и лепечите, общаясь с младенцем.

- Научные исследования показывают, что именно сюсюканье, к которому взрослые прибегают интуитивно, обладает теми ритмическими и звуковыми характеристиками, которые делают речь взрослого привлекательной для совсем маленького ребенка.

- Слова превращаются в музыку, а сопровождающие их телодвижения — в танец, поэтому ребенок так реагирует. Если пользоваться средствами нормальной речи, подобного эффекта не будет.

- Не забывайте делать паузы, чтобы малыш мог вам «ответить»!

- Старайтесь говорить с ребенком в такой позе, при которой ваше лицо максимально к нему приближено: младенец не только слушает, но и смотрит на вас, особенно — на ваш рот, и учится приспосабливать слова к движениям губ и, наоборот, учится артикуляции. Живая речь предполагает участие в ней и тела.

Младенцы, развитие речи которых стимулируется не общением со взрослыми, а телевидением, обычно начинают говорить гораздо позже.

Когда ребенку исполняется пять-шесть месяцев, его словесный репертуар, к великой радости мамы и папы, становится шире. Младенец постепенно переходит от гуления к лепету, он подражает услышанным звукам, прекрасно имитируя движения рта, особенно — губ взрослого. Он чрезвычайно восприимчив к эмоциям, которые читает на лицах родителей, следовательно — и к их улыбкам!

Развитие речи  с логопедом

Начиная со второго полугодия жизни речевые возможности малыша расширяются с помощью игр типа пряток, например: «а где у нас мальчик?» — «а вот он, мальчик, ку-ку!», — естественно, в игру могут и должны включаться предметы и игрушки, те, что рассматривались в этой книге ранее как объекты обоюдного интереса. Американский психолог Дж. Брунер3 считает период обоюдного интереса взрослого и ребенка к тем или иным предметам предшествующим, причем задолго предшествующим появлению у ребенка речевых навыков.

Ваш малыш показывает пальчиком на предмет, который его заинтересовал. Именно в этот момент он призывает вас разделить его интерес к этому предмету, и это аутентичный акт общения.

Из непрерывной цепи игровых и бытовых моментов повседневной жизни ребенка складывается его будущая коммуникативная стратегия, выстраиваются способы общения с миром, а это, в свою очередь, благоприятствует формированию речевых навыков, возникновению речи.

Основные этапы речевого развития

Язык, который слышит вокруг себя ребенок, усваивается им постепенно, так же — от этапа к этапу — происходит и развитие речи: отдельные гласные звуки, гуленье, агуканье, лепет, «особые» слова, первые настоящие слова, словосочетания — все это еще до того, когда ребенок начнет конструировать фразы и правильно пользоваться местоимением «я».

Лепет.

Ребенок произносит удвоенные или утроенные слоги: «та-та», «да-да», «ма-ма-ма» — к восьми-девяти месяцам.

Первые слова.

Они приходят не раньше чем к десяти месяцам — году: ребенок наконец выговаривает долгожданное «мама» или «папа».

«Особые» слова.

Специфически детские. Впервые их можно услышать от ребенка, которому примерно год и три месяца. Каждое такое слово — это последовательность звуков, имитирующая реально существующие слова, но совершенно непонятная, хотя по интонации внимательные родители иногда и могут догадаться, что это значит, потому что к этому времени малыш уже располагает лексиконом из шести-десяти слов.

Словосочетания.

К двум годам словарь малыша обогащается словосочетаниями вроде «тутите мутити» («включите музыку») или «дати ляпака» («дайте яблоко»). Ребенок начинает сопровождать слова жестами: протягивает руку и говорит «дай!».

- Не просите ребенка правильно строить фразы, если он еще на стадии словосочетаний.

- Не пытайтесь ускорить развитие речи, заставляя малыша повторять за собой слова, — при таком методе он почти наверняка будет заучивать их бессмысленно, как попугай.

- Не цепляйтесь к тому, что дитя неправильно произносит слова, что фразы у него «неуклюжие». Не исправляйте его, лучше повторите его просьбу правильно и выполните ее. Услышав, к примеру, от ребенка «атю мако», скажите: «Хочешь молока? Сейчас дам».

Нормальное развитие речи предполагает хорошее понимание, и именно это хорошее понимание предшествует обычно способности правильно выражать свои мысли.

К трем годам фразы, которые произносит ребенок, становятся более четкими, малыш уже может спрашивать, отказываться, но главное для него на этом этапе, новом для него этапе осознания себя, — самоутверждение, и он начинает говорить о себе «я».

Язык теперь уже не просто средство коммуникации — язык становится отражением развития личности.

В три года совершается настоящая речевая революция, происходящее с ребенком подобно взрыву: до сих пор ваш малыш расширял свой словарь постепенно, а сейчас вы внезапно замечаете, что он знает сотни слов и умеет ими пользоваться.

Ребенок мгновенно запоминает все новые и новые слова — стоит только их услышать, он усваивает правила языка, и это позволяет ему составлять все новые и новые фразы.

- Развитие речи теперь происходит по экспоненте, быстро и неуклонно, потому в это время особенно необходимо читать ему книжки, отвечать на его вопросы, играть с ним.

Поскольку речевое развитие — отражение развития психологического, отставание в речи всегда вызывает тревогу.

Первые трудности

Имеются в виду проблемы с артикуляцией или с произношением.

Проблем таких, когда ребенок начинает говорить, много, но они редко отличаются оригинальностью. Обычно родители жалуются на то, что малыш, просовывая язычок между передними зубами, произносит «з» вместо «ж», или на то, что он шепелявит, пришепетывает, плохо ворочает языком, заикается

Речь его пока не льется свободно, он запинается на словах и слогах. Нельзя назвать уверенной речь малыша, если он еще лепечет, говорит «авака» вместо «собака» или «ту-ту» вместо «машинка».

Когда ребенок осваивает речевые навыки, заикание, шепелявость и лепет — обычное дело.

- Не старайтесь постоянно его исправлять, особенно если он запинается, — это нормально. То, что он говорит, гораздо важнее того, как он говорит.

- Если он плохо выговаривает слова, повторите это слово, сказав правильно, но не заставляйте его всякий раз повторять за вами.

- Но если эти проблемы не исчезают к четырем-пяти годам, лучше обратиться к логопеду.

Если в пять лет ребенок все еще сюсюкает и лепечет

Речевые расстройства часто возникают в результате психоэмоциональной незрелости.

Даже если вы сами не сюсюкаете с ребенком и дома не умиляются каждому его неправильному словечку, у него может наблюдаться некий возврат в прошлое, в одних случаях — временный, преходящий (чаще всего такое бывает после рождения в семье еще одного малыша), в других — связанный с трудностями роста, взросления.

Ребенку может понадобиться помощь психолога и логопеда — особенно если психоэмоциональное отставание сопровождается у него речевым: бедностью словаря, не характерными уже для этого возраста трудностями в построении словосочетаний и фраз...

Как выявить речевые проблемы, если ребенок ходит в детский сад

Детский сад — место, где трудности такого рода обнаруживаются сами собой.
В младшей группе, группе трехлеток, воспитатель может понаблюдать за тем, как происходит общение вашего ребенка с другими детьми: хорошо ли его понимают, старается ли он быть понятым. Воспитатель непременно заметит и еще одно — воспринимает ли малыш советы и запреты.

Профилактический осмотр четырехлетнего ребенка даст возможность выявить проблемы со слухом.

- Первым делом, прежде чем вести ребенка в центр распознавания специфических расстройств речи, поговорите с логопедом, работающим в вашем детском саду.

- Качество речи ребенка от четырех до шести лет можно также проверить, попросив его описать какое-нибудь событие или придумать какую-нибудь историю. Если описание будет логичным и последовательным, все в порядке.

Если родители — билингвы

Ребенок, которого с двух сторон «осаждают» два разных языка, находится в более трудном положении, чем ребенок в семье, где все говорят на одном языке, и ему требуется немножко больше времени на то, чтобы освоить устную речь. Зато в будущем,  когда ребенок начнет учиться, билингвизм станет скорее козырем, так что ни в коем случае не следует отказываться от этого богатства.

Обычно родителям дают такой совет: пусть каждый из них говорит с малышом на своем родном языке.

Не надо опасаться, что это повлечет за собой трудности при обучении в школе языку страны, в которой живет ребенок, — естественно, при условии, что при овладении «домашними» языками у малыша не было выявлено никаких расстройств речи .

Такие расстройства распознаются родителями легче, если ребенок говорит с мамой на ее родном языке, а с папой — на его.

1 Некоторые специалисты, наоборот, советуют не сюсюкать с ребенком вообще.
2 Вокализация в обычной литературе, в музыке — это, как известно, пение на одних гласных звуках, по-научному же (лингвистика, историческая лингвистика) это «переход согласного звука в гласный».
3 Брунер Джером Сеймур (р. 1915) — выдающийся американский психолог и педагог, один из крупнейших исследователей восприятия, мышления и речи.

Развитие речи детей дошкольного возраста
- что важно знать родителям?

Читайте также:
Общение с ребенком раннего возраста
Речевое развитие ребенка.
Психомоторное развитие ребенка

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Невербальное общение в работе педагога

Более половины объема межличностного общения приходится на невербальное общение (мимика,…

Наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности

Используя метод наблюдения, можно фиксировать различные параметры и характеристики…

Психологические тренинги для педагогов - особенности

Важную роль в работе с педагогами играет тренинг. Именно он напрямую содействует…

Ребенок и интернет

Стремительное вхождение в нашу жизнь новых информационных технологий, которые…