Ревность

Ревность — это чувство, которое вызвано тем, что любимый нами человек предпочитает кого-то другого. Оно может возникнуть и в результате мучительных сомнений в чьей-либо любви или верности.

Человек — единственное существо, которое способно уничтожать себе подобных. Только человек способен мучить и убивать. К такой агрессивности его толкают гнев, страх, сильная страсть. К подобным чувствам относится и ревность. История знает примеры дикой ревности, которые заканчивались трагически. Они отражены в литературе. Из греческой мифологии известна история Полифема, одноглазого великана. Он влюбился в нимфу Галатею, но она высмеяла его, поскольку любила красавца Акида. В приступе яростной ревности великан убил Акида, но Галатея превратила своего возлюбленного в сицилийскую реку, которая стала носить его имя.

Проявления ревности у высших животных неоднократно описывали этологи и зоопсихологи. Но присущая человеку способность воображения делает это чувство особенно мучительным. Ревность нередко создает своего рода самоподдерживающийся механизм, благодаря которому все происходящее воспринимается нами как доказательство если не прямой измены, то уж, по крайней мере, обоснованности сомнений.

Часто ревность определяется как «собственническое чувство», а напряженность этого чувства объясняется желанием исключительного обладания объектом любви. Но что именно ставит под угрозу действительная или предполагаемая неверность того, кто становится нашим alter ego, продолжением нас, частью нас? Под сомнением оказывается безусловное предпочтение всем другим, избранность, вы- деленность из множества других. Если же любимый человек признает не нас, а кого-то другого центром Вселенной, то возникают чувства собственного несовершенства, бессилия, беспомощности, обиды.

Психоаналитическая трактовка ревности находит ее корни в раннем детстве. Разочарования ребенка могут быть связаны с невозможностью стать единственным содержанием жизни родителей, в первую очередь матери. Ощущения заброшенности, покинутости, отвергнутости особенно мучительны, если ребенок чувствует, что его покидают ради брата, сестры или другого родителя. В то время как они наслаждаются любовью и счастьем, чувства этого ребенка остаются неразделенными.

Кранах Плоды ревностиЛ. Кранах Старший. Плоды ревности.
В основе картины лежит сюжет из поэмы Гесиода «Труды и дни». Серебряный век — этап, следующий по нисходящей за золотым веком. Люди долго пребывали во младенчестве, а возмужав, жили неразумно, в раздорах, не чтили богов и быстро погибали.

Другим психологическим основанием ревности является механизм проекции. В соответствии с ним мы часто приписываем другому свои намерения и желания. И чем сильнее собственные побуждения изменить партнеру, тем явствен нее проявляется чувство ревности. Рациональные соображения и доказательства здесь оказываются бессильными. Ревность нередко оборачивается ненавистью, стремлением к мести неверному возлюбленному. Различают активные (преследование соперника) и пассивные (сомнения, подозрения, недоверчивость) состояния ревности. Во многом способы проявления ревности определяются культурными нормами, но существенны и личностные, индивидуальные различия. Также до сего времени многие считали, что ревность мужчин и женщин глубоко различна. Стендаль говорил, что женская ревность — гораздо более сильное страдание, чем мужская, и называл ее «пределом того, что может вынести, не разбившись, человеческое сердце», и именно потому, что у женщин гораздо меньше возможностей действовать в этой ситуации. Ревность может быть обращена и на ненавистного соперника, и на неверного возлюбленного или же на обоих вместе. Здесь также большую роль играют культурные и индивидуальные различия. Однако Отелло — хрестоматийный пример мужской ревности — не видит иного выхода, как убить неверную, по его предположению, жену, в то же время Медея, яркий образ женской ревности, «великодушно» оставляет в живых Язона, но лишает жизни и соперницу, и собственных детей.

Русский просветитель и публицист А.И. Герцен в своей знаменитой книге «Былое и думы» писал, что ни слез о потере, ни слез о ревности вытереть нельзя и не должно, но можно и должно достигнуть, чтоб они лились человечески и чтоб в них равно не было ни монашеского яда, ни дикости зверя, ни вопля уязвленного самолюбия.

Связь ревности с любовью подмечена народной мудростью  всех времен и народов. Однако о чем свидетельствует ревность — об избытке любви или о ее недостатке, о ее расцвете или угасании? Франсуа де Ларошфуко заметил, что «бывает такая любовь, которая в своем высшем проявлении не оставляет места для ревности». В то же время «ревность всегда рождается вместе с любовью, но не всегда вместе с нею умирает».

В мировой художественной литературе ревность связывается с яркими, обжигающими, бурлящими, кипящими чувствами и эмоциями, максимальным накалом чувства. Трудно, почти невозможно представить себе холодную ревность. Ко как бы ярок ни был поэтический образ, не стоит отказывать ревности в полутонах и оттенках. Один из таких полузабытых оттенков звучит в слове «ревностный» — «ревностное служение», «горячее усердие», стремление к добру и совершенствованию. В словаре В. Даля первым приводится именно это определение ревности. И хотя между такой ревностностью и более привычным ее пониманием расстояние бесконечно велико, все же сам язык подсказывает нам способ преодоления этого, может быть, наиболее непреодолимого чувства. Самосовершенствование, стремление к достойным целям повышают нашу самооценку.


Похожие статьи

Комментарии закрыты.