Ср12072016

Обновление09:33:56

Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания.


Попустительский стиль семейного воспитания.


Посейте поступок — пожнете привычку,
посейте привычку — пожнете характер,
посейте характер - пожнете судьбу.
У. Теккерей

Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество. Вопросу изучения стилей воспитания в разные исторические эпохи уделяли большое внимание многие ученые. Среди них Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж Ж. Руссо и др.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Современный классный руководитель должен знать стили семейного воспитания достаточно хорошо. Эти знания позволят ему определить, как складываются отношения в семье ребенка, какие методы используют родители, для наказания и поощрения, какие нравственные ценности формирует семья, как относятся родители к ребенку.

В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный.

Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей родителей и ребенка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:

  • типы темпераментов родителей, их совместимость;
  • традиции семей, в которых воспитывались сами родители;
  • научно-педагогическая литература, которую читают родители;
  • уровень образования родителей.

Попустительский стиль семейного воспитания.


Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
«Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
И ей зеркальце в ответ:
«Ты прекрасна - спору нет!»
А. С. Пушкин

Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание.

Непоследовательно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его, лишь бы он только не расстраивался и при этом не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье — кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют у ребенка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. Родители постоянно демонстрируют ребенку образцы двуличного отношения с окружающими: друзьями, соседями, родственниками. В таких семьях при детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребенка - вместе с ним. Дети рано постигают науку выгоды: выгодные люди, выгодные взаимоотношения, выгодные для семьи решения проблем. В выборе форм поведения в таких семьях ребенок свободен, но в обществе других людей от него требуют формального прилюдного соблюдения правил приличия. У таких детей много тайн, которые им нужно хранить за семью печатями, а это значит, что они должны быть все время настороже. Даже интеллектуальную деятельность своих детей родители в таких семьях стимулируют для того, чтобы извлечь из нее максимальную выгоду. В результате такого воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности.

Младшие школьники конформного типа в детской среде часто слывут ябедами, подхалимами, подлизами. Такие учащиеся любят хвастаться, не умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Младшие школьники такого типа не любят ни умственный, ни физический труд. Эта тенденция проявляется во все возрастные периоды жизни. Дети такого типа во время урока очень быстро устают и стараются под любыми предлогами увильнуть от работы. Часто такие учащиеся недобросовестно относятся к поручениям учителя и к различным обязанностям. Для таких учащихся нередко не существует запретов и нравственных норм. Уже в младшем школьном возрасте они не настроены на учебную деятельность, но при этом их интересует конечный результат — отметка.

Такие учащиеся могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. Это начинает обнаруживаться в младшем школьном возрасте, но ярко проявляется — в старшем. В первую очередь, это касается самих родителей, когда ребенок-старшеклассник начинает им хамить, не обращая внимания на реакцию взрослых. В характере этих детей с раннего детства проявляется такое качество, как умение обещать, но невыполнение обещаний.

Учащиеся конформного типа не требовательны к себе, но требовательны к другим. Педагоги, работающие с такими учащимися, должны знать, что их мало интересует процесс учения. Но они всегда готовы требовать от педагогов лучшую отметку любой ценой. Такие учащиеся плохо реагируют на любую критику в свой адрес, но при этом у них всегда кто-то виноват. Однако педагоги должны помнить, что если такому ребенку что-то выгодно, то он может быть очень целеустремленным и инициативным. Интересны для педагогов результаты исследований психологов, которые говорят о том, что у учащихся конформного типа при поступлении в школу часто проявляется низкий интеллектуальный показатель, который может улучшиться на последующих ступенях обучения.

Учащиеся конформного типа не умеют бескорыстно дружить, им трудно вживаться в детский коллектив, потому что им хочется быть все время на виду и, если такого не происходит, они готовы обвинять в своих проблемах всех, но не себя. Зачастую манера поведения таких учащихся приводит к конфликтным ситуациям, ими же спровоцированным. В ходе психологических консультаций нередко родители говорят о том, что в классе ребенка не любят, ему не дают проявить себя, в классе ничего интересного не проводится, классный руководитель не уделяет внимания коллективу учащихся. На самом же деле ребенок сам игнорирует и отвергает предложения педагога и класса, резко критикует все, что делается в коллективе, взамен не предлагая ничего.

Родители,, в свою очередь, не утруждают себя тем, чтобы разобраться в ситуации, и полностью доверяют своему ребенку. Они стараются все время подчеркивать достоинства своего ребенка, даже к недостаткам относятся с любовью и умилением. Расхожая фраза таких родителей: «Я сам таким был, однако вырос хорошим человеком».

Занимаясь воспитанием таких учащихся, классный руководитель должен обратить самое серьезное внимание на сотрудничество с родителями. Их необходимо привлекать к общению со сверстниками их ребенка, приглашать на встречи с педагогами, даже если в этом нет острой необходимости, на праздники класса, в походы. Они должны видеть своего ребенка в общении со сверстниками, сравнивать его поведение с поведением других детей. Привлечение таких родителей к участию в работе родительского комитета, попечительского совета позволит им другими глазами посмотреть на своего ребенка и изменить мир взаимоотношений в своей семье.

Классный руководитель таких учащихся должен:

  • сразу же вникать в любую конфликтную ситуацию, связанную с поведением ребенка, не оставлять ее решение на «потом»;
  • обсуждать с учеником конфликтную ситуацию наедине;
  • давать ученику возможность проявить себя, показать свои способности в классном коллективе;
  • создавать такие ситуации, в которых ученик сможет объективно сравнивать свое поведение и поведение сверстников;
  • проводить консультации для таких родителей с привлечением ' специалистов;
  • привлекать родителей к участию в родительских собраниях с целью демонстрации положительного опыта воспитания детей в других семьях.
Дереклеева Н.И.

Стили семейного воспитания.



Попустительский стиль семейного воспитания.


Состязательный стиль семейного воспитания.


Рассудительный стиль семейного воспитания.


Предупредительный стиль семейного воспитания.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Конфликты в педагогической практике

Слово "конфликт" в переводе с латинского означает "столкновение". Английский словарь…

Суточные ритмы

Суточные ритмы - это регулярные изменения функций организма в течение дня и ночи. Всем…

Методы социальной работы с семьей

Методы социальной работы с населением в целом и с семьей в частности должны подбираться…

Организация работы с обучающимися, состоящими на…

Методические материалы для социального педагога "Организация работы с обучающимися,…