Стили семейного воспитания

Посейте поступок — пожнете привычку,
посейте привычку — пожнете характер,
посейте характер — пожнете судьбу.
У. Теккерей

Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество. Вопросу изучения стилей воспитания в разные исторические эпохи уделяли большое внимание многие ученые. Среди них Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж Ж. Руссо и др.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Современный классный руководитель должен знать стили семейного воспитания достаточно хорошо. Эти знания позволят ему определить, как складываются отношения в семье ребенка, какие методы используют родители, для наказания и поощрения, какие нравственные ценности формирует семья, как относятся родители к ребенку.

В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный.

Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей родителей и ребенка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:

  • типы темпераментов родителей, их совместимость;
  • традиции семей, в которых воспитывались сами родители;
  • научно-педагогическая литература, которую читают родители;
  • уровень образования родителей.

Попустительский стиль семейного воспитания.

 

Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
«Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
И ей зеркальце в ответ:
«Ты прекрасна — спору нет!»
А. С. Пушкин

Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание.

Непоследовательно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его, лишь бы он только не расстраивался и при этом не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье — кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют у ребенка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. Родители постоянно демонстрируют ребенку образцы двуличного отношения с окружающими: друзьями, соседями, родственниками. В таких семьях при детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребенка — вместе с ним. Дети рано постигают науку выгоды: выгодные люди, выгодные взаимоотношения, выгодные для семьи решения проблем. В выборе форм поведения в таких семьях ребенок свободен, но в обществе других людей от него требуют формального прилюдного соблюдения правил приличия. У таких детей много тайн, которые им нужно хранить за семью печатями, а это значит, что они должны быть все время настороже. Даже интеллектуальную деятельность своих детей родители в таких семьях стимулируют для того, чтобы извлечь из нее максимальную выгоду. В результате такого воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности.

Младшие школьники конформного типа в детской среде часто слывут ябедами, подхалимами, подлизами. Такие учащиеся любят хвастаться, не умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Младшие школьники такого типа не любят ни умственный, ни физический труд. Эта тенденция проявляется во все возрастные периоды жизни. Дети такого типа во время урока очень быстро устают и стараются под любыми предлогами увильнуть от работы. Часто такие учащиеся недобросовестно относятся к поручениям учителя и к различным обязанностям. Для таких учащихся нередко не существует запретов и нравственных норм. Уже в младшем школьном возрасте они не настроены на учебную деятельность, но при этом их интересует конечный результат — отметка.

Такие учащиеся могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. Это начинает обнаруживаться в младшем школьном возрасте, но ярко проявляется — в старшем. В первую очередь, это касается самих родителей, когда ребенок-старшеклассник начинает им хамить, не обращая внимания на реакцию взрослых. В характере этих детей с раннего детства проявляется такое качество, как умение обещать, но невыполнение обещаний.

Учащиеся конформного типа не требовательны к себе, но требовательны к другим. Педагоги, работающие с такими учащимися, должны знать, что их мало интересует процесс учения. Но они всегда готовы требовать от педагогов лучшую отметку любой ценой. Такие учащиеся плохо реагируют на любую критику в свой адрес, но при этом у них всегда кто-то виноват. Однако педагоги должны помнить, что если такому ребенку что-то выгодно, то он может быть очень целеустремленным и инициативным. Интересны для педагогов результаты исследований психологов, которые говорят о том, что у учащихся конформного типа при поступлении в школу часто проявляется низкий интеллектуальный показатель, который может улучшиться на последующих ступенях обучения.

Учащиеся конформного типа не умеют бескорыстно дружить, им трудно вживаться в детский коллектив, потому что им хочется быть все время на виду и, если такого не происходит, они готовы обвинять в своих проблемах всех, но не себя. Зачастую манера поведения таких учащихся приводит к конфликтным ситуациям, ими же спровоцированным. В ходе психологических консультаций нередко родители говорят о том, что в классе ребенка не любят, ему не дают проявить себя, в классе ничего интересного не проводится, классный руководитель не уделяет внимания коллективу учащихся. На самом же деле ребенок сам игнорирует и отвергает предложения педагога и класса, резко критикует все, что делается в коллективе, взамен не предлагая ничего.

Родители,, в свою очередь, не утруждают себя тем, чтобы разобраться в ситуации, и полностью доверяют своему ребенку. Они стараются все время подчеркивать достоинства своего ребенка, даже к недостаткам относятся с любовью и умилением. Расхожая фраза таких родителей: «Я сам таким был, однако вырос хорошим человеком».

Занимаясь воспитанием таких учащихся, классный руководитель должен обратить самое серьезное внимание на сотрудничество с родителями. Их необходимо привлекать к общению со сверстниками их ребенка, приглашать на встречи с педагогами, даже если в этом нет острой необходимости, на праздники класса, в походы. Они должны видеть своего ребенка в общении со сверстниками, сравнивать его поведение с поведением других детей. Привлечение таких родителей к участию в работе родительского комитета, попечительского совета позволит им другими глазами посмотреть на своего ребенка и изменить мир взаимоотношений в своей семье.

Классный руководитель таких учащихся должен:

  • сразу же вникать в любую конфликтную ситуацию, связанную с поведением ребенка, не оставлять ее решение на «потом»;
  • обсуждать с учеником конфликтную ситуацию наедине;
  • давать ученику возможность проявить себя, показать свои способности в классном коллективе;
  • создавать такие ситуации, в которых ученик сможет объективно сравнивать свое поведение и поведение сверстников;
  • проводить консультации для таких родителей с привлечением ‘ специалистов;
  • привлекать родителей к участию в родительских собраниях с целью демонстрации положительного опыта воспитания детей в других семьях.
Дереклеева Н.И.

Стили семейного воспитания.

Попустительский стиль семейного воспитания.

Читайте далее:

Состязательный стиль семейного воспитания.

Рассудительный стиль семейного воспитания.

Предупредительный стиль семейного воспитания.

 

Похожие статьи

Комментарии закрыты.