Пт12092016

Обновление09:33:56

Страх незнакомых людей

Страх незнакомых людей

На первый взгляд кажется, что страх незнакомых людей — это явление, в большей степени типичное для дошкольника, нежели для школьника. Почти каждая мама может вспомнить, как ее малыш в полугодовалом возрасте стал выражать испуг при виде незнакомцев: плакать, прижиматься к маме. И это совершенно нормально. Дело в том, что в раннем детстве, в возрасте 5 — 6 месяцев, этот страх является важнейшим признаком развития интеллекта ребенка, свидетельствуя о том, что ребенок научился различать «своих» и «чужих».

Исследования страхов перед незнакомцами в психологии начались именно с изучения реакций маленьких детей. В одном из таких экспериментов и была подмечена очень интересная закономерность. Когда в эксперименте психологи изучали реакцию 24 восьмимесячных младенцев на приближение к ним незнакомой женщины, они обратили внимание на то, что беспокойство проявляли не только дети, но и их матери, причем матери тревожились даже сильнее, чем дети. Так было впервые показано, что страх перед незнакомцем — это общечеловеческая реакция, свойственная не только младенцам, но и взрослым людям. Как и любое неизвестное нам явление, незнакомый человек вызывает у нас недоверие, поскольку мы не знаем, чего можно ожидать, от него. Младшие школьники — не исключение. Так же как и мы, взрослые, они беспокоятся при необходимости контакта с незнакомцами.

Итак, в основе страха перед незнакомыми людьми лежит недоверие. Психологическими исследованиями, да и каждодневной практикой общения людей установлено, что общение, в котором нет доверия, не может быть эмоционально комфортным и эффективным.

Но совершенно очевидно, что излишняя доверчивость ребенка становится отличной почвой для различных злоупотреблений (а иногда и преступлений) со стороны незнакомых взрослых. Выпав на несколько минут из-под контроля родителей или педагогов, излишне доверчивый ребенок попадает в потенциально опасную ситуацию: он может уйти с незнакомым человеком «посмотреть котенка», отдать ему ключи от квартиры, «чтобы дядя проверил газ», и т. д. Поэтому взрослые, желая предупредить возможные опасности, настойчиво подкрепляют и так присутствующий у каждого ребенка страх: «Никогда не разговаривай с незнакомыми людьми на улице! Если к тебе подошел посторонний взрослый и начинает куда-нибудь звать, громко зови на помощь! К маленьким детям на улице очень часто подходят маньяки и убийцы», — говорим мы своему ребенку, стараясь сформировать у него навыки безопасного поведения, а в качестве побочного эффекта получаем устойчивый страх перед контактом с любым незнакомцем.

Девочка лет десяти-одиннадцати (не знаем ее имени, потому что были простыми свидетелями этой ситуации, как и другие прохожие), задыхаясь и давясь слезами, подбегала ко всем проходящим мимо женщинам, вцеплялась в них и умоляла позвонить ее отцу, чтобы тот пришел за ней и проводил до дому. Немного успокоившись, девочка рассказала, что к ней подошел «мужик» и спросил, сколько сейчас времени, как раз в тот момент, когда они с подружкой рассматривали ее новый мобильник. Девочка, уверенная, что это маньяк, обронила телефон и в истерике бросилась убегать, обращаясь за помощью к попадающимся ей на глаза женщинам. Сам «маньяк», парень лет восемнадцати, со смущением наблюдал за происходящим, держа в руках брошенный телефон. Когда за девочкой все-таки вышел папа (они жили как раз в этом же дворе), парень отдал телефон ему с извинениями за причиненное беспокойство. В ответ папа сказал, что вынужден извиниться сам: его дочь устраивает подобные сцены каждый раз, когда к ней на улице подходит незнакомый человек или даже просто смотрит в ее сторону, как ей кажется, «подозрительно».

Наверное, такое поведение многим родителям может показаться вполне желательным: девочка понимает сложную криминогенную ситуацию в городе, ведет себя осмотрительно и вряд ли пойдет на контакт с потенциально опасным незнакомцем. Но, согласитесь, поведенческие реакции, описанные в данном примере, явно несоразмерны потенциальной опасности, которая могла бы угрожать девочке в данной ситуации. Сколько раз в жизни ей еще предстоит услышать вопрос «Сколько времени?», «Какая это улица?» или просто вполне безобидные обращения ребят постарше, решивших ради развлечения «засмущать девчонок»? Важно уметь адекватно оценивать сложившуюся ситуацию и понимать, опасна она или нет. В нашем примере налицо выраженный страх перед незнакомцами, причем в этом случае он  конкретизировался и превратился в страх перед контактом с любым незнакомым мужчиной.

Очевидно, что такой страх заставляет девочку страдать, испытывать острые негативные эмоции по многу раз в месяц. По данным психологов, аналогичные чувства сопровождают жизнь каждого сотого человека на Земле. Только проявляется этот страх, конечно, в разных формах поведения.

Например, очень распространенной формой страха перед незнакомцем является опасение уточнить какую-нибудь необходимую информацию. Целый ряд людей, особенно младшие школьники и подростки, зачастую готовы часами плутать по незнакомым улицам, вместо того чтобы уточнить дорогу у прохожих. Некоторые не могут купить себе шоколадку или чипсы, потому что боятся необходимости заговорить с продавцом. Или замолкают при входе в кабинет врача и не отвечают ни на один его вопрос.

Другие дети испытывают дискомфорт в ситуации знакомства с новым для них человеком. По этой причине для них являются мучительными поход в гости к маминым знакомым, визит к новому врачу или, в особенности, смена школы — одноклассников и педагогов. Для некоторых тяжелым оказывается даже простой разговор по телефону.

Мама Кати (8 лет ) рассказала, что ее дочь часто звонит ей на работу. Но если трубку снимает не мама, она, не произнося ни слова, прерывает звонок. Мамины коллеги уже знают эту Катину манеру и всегда передают ей, что звонила дочь. Но мама, несмотря на понимание окружающих, испытывает в таких ситуациях смущение, поэтому пытается как-то изменить ситуацию. Но пока в Катином поведении ничего не меняется.

Психологи считают, что в основе страха перед незнакомцами могут лежать самые разные причины. Это и «внушение» путающих мыслей родителями и педагогами, а также средствами массовой информации, ежедневно рассказывающими о сотнях преступлений. Это, безусловно, и собственный жизненный опыт ребенка, который явственно свидетельствует о том, что незнакомец может причинить вред. Это и отсутствие необходимых навыков установления контактов с другими людьми, навыков общения. И кроме этого, причиной подобного страха могут стать и отдельные черты личности ребенка, создающие удобную почву для его возникновения: застенчивость, тревожность, недостаточное развитие способности понимать других людей и контролировать собственное поведение.

Многим родителям кажется, что ребенок, испытывающий страх перед незнакомыми людьми, защищен от разнообразных посягательств со стороны людей, стремящихся причинить ему вред, и поэтому не считают этот страх серьезной проблемой. Однако на самом деле это не совсем так.

Ребенок, испытывающий страх перед незнакомым человеком, сильно нервничает в преддверии даже заведомо безопасных встреч с ними, а также на всем их протяжении. Он становится излишне скованным, его голос дрожит, сам он краснеет или бледнеет. Со временем, став постарше, ребенок понимает, что эти крайне неприятные ощущения можно свести к минимуму, если избегать контактов с незнакомцами. Он замыкается в узком кругу привычного общения, и теперь перспективы его развития ограничиваются теми рамками, которые он сам для себя определил. С возрастом появляются выраженные сложности, связанные с поиском друзей, будущего супруга и т. д. Наблюдения показывают, что, не будучи преодоленным в детстве, этот страх тянется за человеком всю жизнь, мешая ему быть успешным в работе, дружеских отношениях и семейной жизни.

Кроме того, страх сам по себе не может быть надежным защитником, потому что реакции испуганного человека непредсказуемы. Вполне возможно, что недоброжелатель найдет «ключик» к управлению поведением ребенка именно за счет его страха, делающего человека более внушаемым, хуже оценивающим действительность, хуже управляющим собственным поведением. В конце концов, от страха, как известно, можно просто «оцепенеть», и тогда страх не только не поможет, но даже помешает ребенку защитить себя.

В целом подобный страх, если он имеет выраженные проявления и препятствует психологическому комфорту ребенка, безусловно, требует к себе внимания. Если не преодолеть его своевременно, он будет не только отравлять существование ребенку в настоящем, но еще и создаст массу серьезных жизненных трудностей в будущем.

Итак, выраженный страх перед незнакомыми людьми в младшем школьном возрасте не является возрастным, и надежд на то, что он пройдет сам собой, довольно мало. Причинами его возникновения могут стать:

  1. информационное воздействие со стороны родителей, педагогов, средств массовой информации;
  2. негативный жизненный опыт ребенка в связи с общением с незнакомцами;
  3. недостаточный уровень развития навыков установления и поддержания контактов с другими людьми;
  4. такие личностные особенности, как тревожность, застенчивость, недостаточный уровень развития самоконтроля и т. д.
Далее читайте:
Как побороть боязнь незнакомых людей?


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Профессия психотерапевт - обучение и карьера

Обучение психотерапевта длительно (4-5 лет, не считая личную психотерапию, которую…

Эмоциональный интеллект и способы его развития

Эмоциональный интеллект - понимание эмоций окружающих и в то же время понимание того, как…

Влияние стиля воспитания на проявление детской агрессивности

В своем эксперименте Мэри Гриббин наблюдала различия в игровом поведении детей, две…

Родительское собрание. Детская агрессивность

Цель: формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и…