Ср05242017

Обновление08:40:13

Страх незнакомых людей

Страх незнакомых людей

На первый взгляд кажется, что страх незнакомых людей — это явление, в большей степени типичное для дошкольника, нежели для школьника. Почти каждая мама может вспомнить, как ее малыш в полугодовалом возрасте стал выражать испуг при виде незнакомцев: плакать, прижиматься к маме. И это совершенно нормально. Дело в том, что в раннем детстве, в возрасте 5 — 6 месяцев, этот страх является важнейшим признаком развития интеллекта ребенка, свидетельствуя о том, что ребенок научился различать «своих» и «чужих».

Исследования страхов перед незнакомцами в психологии начались именно с изучения реакций маленьких детей. В одном из таких экспериментов и была подмечена очень интересная закономерность. Когда в эксперименте психологи изучали реакцию 24 восьмимесячных младенцев на приближение к ним незнакомой женщины, они обратили внимание на то, что беспокойство проявляли не только дети, но и их матери, причем матери тревожились даже сильнее, чем дети. Так было впервые показано, что страх перед незнакомцем — это общечеловеческая реакция, свойственная не только младенцам, но и взрослым людям. Как и любое неизвестное нам явление, незнакомый человек вызывает у нас недоверие, поскольку мы не знаем, чего можно ожидать, от него. Младшие школьники — не исключение. Так же как и мы, взрослые, они беспокоятся при необходимости контакта с незнакомцами.

Итак, в основе страха перед незнакомыми людьми лежит недоверие. Психологическими исследованиями, да и каждодневной практикой общения людей установлено, что общение, в котором нет доверия, не может быть эмоционально комфортным и эффективным.

Но совершенно очевидно, что излишняя доверчивость ребенка становится отличной почвой для различных злоупотреблений (а иногда и преступлений) со стороны незнакомых взрослых. Выпав на несколько минут из-под контроля родителей или педагогов, излишне доверчивый ребенок попадает в потенциально опасную ситуацию: он может уйти с незнакомым человеком «посмотреть котенка», отдать ему ключи от квартиры, «чтобы дядя проверил газ», и т. д. Поэтому взрослые, желая предупредить возможные опасности, настойчиво подкрепляют и так присутствующий у каждого ребенка страх: «Никогда не разговаривай с незнакомыми людьми на улице! Если к тебе подошел посторонний взрослый и начинает куда-нибудь звать, громко зови на помощь! К маленьким детям на улице очень часто подходят маньяки и убийцы», — говорим мы своему ребенку, стараясь сформировать у него навыки безопасного поведения, а в качестве побочного эффекта получаем устойчивый страх перед контактом с любым незнакомцем.

Девочка лет десяти-одиннадцати (не знаем ее имени, потому что были простыми свидетелями этой ситуации, как и другие прохожие), задыхаясь и давясь слезами, подбегала ко всем проходящим мимо женщинам, вцеплялась в них и умоляла позвонить ее отцу, чтобы тот пришел за ней и проводил до дому. Немного успокоившись, девочка рассказала, что к ней подошел «мужик» и спросил, сколько сейчас времени, как раз в тот момент, когда они с подружкой рассматривали ее новый мобильник. Девочка, уверенная, что это маньяк, обронила телефон и в истерике бросилась убегать, обращаясь за помощью к попадающимся ей на глаза женщинам. Сам «маньяк», парень лет восемнадцати, со смущением наблюдал за происходящим, держа в руках брошенный телефон. Когда за девочкой все-таки вышел папа (они жили как раз в этом же дворе), парень отдал телефон ему с извинениями за причиненное беспокойство. В ответ папа сказал, что вынужден извиниться сам: его дочь устраивает подобные сцены каждый раз, когда к ней на улице подходит незнакомый человек или даже просто смотрит в ее сторону, как ей кажется, «подозрительно».

Наверное, такое поведение многим родителям может показаться вполне желательным: девочка понимает сложную криминогенную ситуацию в городе, ведет себя осмотрительно и вряд ли пойдет на контакт с потенциально опасным незнакомцем. Но, согласитесь, поведенческие реакции, описанные в данном примере, явно несоразмерны потенциальной опасности, которая могла бы угрожать девочке в данной ситуации. Сколько раз в жизни ей еще предстоит услышать вопрос «Сколько времени?», «Какая это улица?» или просто вполне безобидные обращения ребят постарше, решивших ради развлечения «засмущать девчонок»? Важно уметь адекватно оценивать сложившуюся ситуацию и понимать, опасна она или нет. В нашем примере налицо выраженный страх перед незнакомцами, причем в этом случае он  конкретизировался и превратился в страх перед контактом с любым незнакомым мужчиной.

Очевидно, что такой страх заставляет девочку страдать, испытывать острые негативные эмоции по многу раз в месяц. По данным психологов, аналогичные чувства сопровождают жизнь каждого сотого человека на Земле. Только проявляется этот страх, конечно, в разных формах поведения.

Например, очень распространенной формой страха перед незнакомцем является опасение уточнить какую-нибудь необходимую информацию. Целый ряд людей, особенно младшие школьники и подростки, зачастую готовы часами плутать по незнакомым улицам, вместо того чтобы уточнить дорогу у прохожих. Некоторые не могут купить себе шоколадку или чипсы, потому что боятся необходимости заговорить с продавцом. Или замолкают при входе в кабинет врача и не отвечают ни на один его вопрос.

Другие дети испытывают дискомфорт в ситуации знакомства с новым для них человеком. По этой причине для них являются мучительными поход в гости к маминым знакомым, визит к новому врачу или, в особенности, смена школы — одноклассников и педагогов. Для некоторых тяжелым оказывается даже простой разговор по телефону.

Мама Кати (8 лет ) рассказала, что ее дочь часто звонит ей на работу. Но если трубку снимает не мама, она, не произнося ни слова, прерывает звонок. Мамины коллеги уже знают эту Катину манеру и всегда передают ей, что звонила дочь. Но мама, несмотря на понимание окружающих, испытывает в таких ситуациях смущение, поэтому пытается как-то изменить ситуацию. Но пока в Катином поведении ничего не меняется.

Психологи считают, что в основе страха перед незнакомцами могут лежать самые разные причины. Это и «внушение» путающих мыслей родителями и педагогами, а также средствами массовой информации, ежедневно рассказывающими о сотнях преступлений. Это, безусловно, и собственный жизненный опыт ребенка, который явственно свидетельствует о том, что незнакомец может причинить вред. Это и отсутствие необходимых навыков установления контактов с другими людьми, навыков общения. И кроме этого, причиной подобного страха могут стать и отдельные черты личности ребенка, создающие удобную почву для его возникновения: застенчивость, тревожность, недостаточное развитие способности понимать других людей и контролировать собственное поведение.

Многим родителям кажется, что ребенок, испытывающий страх перед незнакомыми людьми, защищен от разнообразных посягательств со стороны людей, стремящихся причинить ему вред, и поэтому не считают этот страх серьезной проблемой. Однако на самом деле это не совсем так.

Ребенок, испытывающий страх перед незнакомым человеком, сильно нервничает в преддверии даже заведомо безопасных встреч с ними, а также на всем их протяжении. Он становится излишне скованным, его голос дрожит, сам он краснеет или бледнеет. Со временем, став постарше, ребенок понимает, что эти крайне неприятные ощущения можно свести к минимуму, если избегать контактов с незнакомцами. Он замыкается в узком кругу привычного общения, и теперь перспективы его развития ограничиваются теми рамками, которые он сам для себя определил. С возрастом появляются выраженные сложности, связанные с поиском друзей, будущего супруга и т. д. Наблюдения показывают, что, не будучи преодоленным в детстве, этот страх тянется за человеком всю жизнь, мешая ему быть успешным в работе, дружеских отношениях и семейной жизни.

Кроме того, страх сам по себе не может быть надежным защитником, потому что реакции испуганного человека непредсказуемы. Вполне возможно, что недоброжелатель найдет «ключик» к управлению поведением ребенка именно за счет его страха, делающего человека более внушаемым, хуже оценивающим действительность, хуже управляющим собственным поведением. В конце концов, от страха, как известно, можно просто «оцепенеть», и тогда страх не только не поможет, но даже помешает ребенку защитить себя.

В целом подобный страх, если он имеет выраженные проявления и препятствует психологическому комфорту ребенка, безусловно, требует к себе внимания. Если не преодолеть его своевременно, он будет не только отравлять существование ребенку в настоящем, но еще и создаст массу серьезных жизненных трудностей в будущем.

Итак, выраженный страх перед незнакомыми людьми в младшем школьном возрасте не является возрастным, и надежд на то, что он пройдет сам собой, довольно мало. Причинами его возникновения могут стать:

  1. информационное воздействие со стороны родителей, педагогов, средств массовой информации;
  2. негативный жизненный опыт ребенка в связи с общением с незнакомцами;
  3. недостаточный уровень развития навыков установления и поддержания контактов с другими людьми;
  4. такие личностные особенности, как тревожность, застенчивость, недостаточный уровень развития самоконтроля и т. д.
Далее читайте:
Как побороть боязнь незнакомых людей?


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Если мужчина старше

Давайте рассмотрим такие отношения, когда мужчина старше не на пару лет, а старше…

Методы социальной работы с семьей

Методы социальной работы с населением в целом и с семьей в частности должны подбираться…

Невербальное общение в процессе обучения

Происходит ли это в классной комнате или в каком-либо другом месте, процесс обучения и…

Подростки и смерть. Как жить дальше?

В подростковом возрасте, как в никаком другом, смерть имеет две стороны. С одной – так…