Ср12072016

Обновление09:33:56

Страх публичных выступлений

детский утренник

Откуда берется страх публичных выступлений?

Думается, что большая часть родителей рано или поздно сталкивается с такой ситуацией: ребенок, который, готовясь к утреннику в детском саду, на репетициях громко и с удовольствием читал стихи, войдя в переполненный незнакомыми взрослыми зал теряется и молчит как партизан. Воспитательница шипящим шепотом начинает подсказывать слова, а мама виновато опускает глаза и медленно покрывается красными пятнами от смущения. Что произошло? Ничего особенного: просто в поведении ребенка проявился весьма распространенный страх — страх публичных выступлений.

Публичное выступление — это всегда испытание. Возникает ощущение, что все смотрят на тебя слишком уж пристально, оценивают, а может быть, и ждут твоего провала. Так происходит не только с детьми, но и со взрослыми. Многие люди испытывают дискомфорт даже в таких на первый взгляд пустяковых ситуациях, как необходимость поднять упавшую и откатившуюся ручку во время совещания или выйти из зрительного зала во время спектакля. Внимание окружающей публики совсем не такое пристальное, как при выступлении с докладом или игре на сцене, а неприятные эмоции уже появляются!

Что уж говорить о более серьезных ситуациях, например о таких, когда нужно встать и произнести тост в большой компании, где многие люди вам почти незнакомы. Для большинства взрослых это сильнейший стресс, сопровождаемый потерей способности выражать свои мысли (а иногда и самих мыслей) и раздражением в собственный адрес за то, что вообще пришел сюда, вместо того чтобы провести спокойный вечер дома.

Исследования показывают, что от подобных опасений не застрахованы даже люди так называемых «публичных» профессий: руководители, преподаватели, актеры. К примеру, известный на весь мир своим умением быть смешным Чарли Чаплин свободно чувствовал себя перед камерой, но при этом жутко боялся выступлений по радио.

Психологи считают, что истоки этого страха кроются в биологических основах человеческого существования. Человек, как и каждое другое живое существо, стремится выжить. Но, в отличие от животных, выживание человека определяется его местом в обществе, статусом. Поэтому любой из нас осознанно или подсознательно стремится к  тому, чтобы занять значимое место в обществе, повысить свой статус. А выступление — это своеобразный экзамен, проверка на успешность, на соответствие своему или еще более высокому статусу. В итоге в человеке начинают бороться две противоречивые силы: одна из них заставляет его желать публичного успеха, высокой оценки, признания, а другая — опасаться неудач и провалов.

Итак, совсем не бояться публичных выступлений — это, скорее всего, из области фантастики. Приходится признать, что возникновение подобных опасений — это вполне нормальное для психологически благополучного человека явление. В той или иной форме они есть почти у каждого. Но у одних людей эти опасения проявляются в виде легкого волнения, помогающего собраться с силами и выступить хорошо, а у других — в виде парализующего сознание и деятельность состояния, близкого к панике. Если именно это состояние характерно для вашего ребенка в тех ситуациях, когда ему предстоит выступить на людях, попробуем определить, что может быть его причиной.

Самая распространенная причина страха перед публичным выступлением у дошкольников — это их столкновение с принципиально новой для себя ситуацией. Сколько бы раз малышу ни объяснялось, что такое утренник и как он будет проходить, для него это является пустым звуком ровно до тех пор, пока он не войдет в зал и не увидит огромное количество малознакомых взрослых, сидящих на стульчиках и выжидательно смотрящих в его сторону. Представьте себя на месте вашего малыша: вы думали, что будете рассказывать стихотворение своей маме и, может быть, еще мамам двух-трех приятелей, с которыми вас приводят и забирают из сада в одно время, и вдруг в зале оказывается человек тридцать незнакомых вам зрителей. Ощущение дискомфорта неизбежно.

Оля и Леша (5 лет) лучше всех в группе детского сада  запоминали стихи и громко, с выражением читали их. Воспитательница возложила на них большую часть программы утренника, посвященного Новому году. Для детей это был первый утренникдо этого все праздники проходили в форме игры, либо без родителей, либо организованной таким образом, чтобы ребенок всегда был в паре со своими мамой или папой. На этот раз им предстояло дать родителям праздничный концерт. Войдя в зал и увидев сидящих там родителей, дети растерялись. Вступительную песенку в итоге пели только воспитатели — дети испуганно молчали и смотрели по сторонам. А когда пришло время читать стихи, Оля не смогла произнести ни слова, а Леша вдобавок к этому еще и расплакался и убежал на руки к родителям. Единственной девочкой, вслух прочитавшей стихотворение, оказалась Наташа. Позже ее мама рассказала, что у них в семье есть традиция устраивать домашние спектакли для родственников и друзей, и у Наташи уже есть опыт выступления на публику.

Другая причина подобных страхов кроется в том, что малыши очень зависят от оценки окружающих их взрослых. Иногда бывает, что негативные оценки своего поведения на людях ребенок получает от них напрямую. Так может случиться в том случае, например, если непосредственность детей заставляет их родителей испытывать неловкость. Ребенок, услышав во время городского гулянья музыку, доносящуюся с импровизированной сцены, начинает танцевать, и тут же слышит от мамы: «Не кривляйся, люди же смотрят, а ты как дурачок!» В других случаях ребенок может случайно услышать негативную оценку своей публичной деятельности в разговоре взрослых друг с другом: «Стихи на утреннике, конечно, прочитала, но тише всех — слов не разобрать совсем было», «Все танцевали — дети как дети, а наш нескладный, как медвежонок».
Такие оценки Взрослых закрепляются в самооценке ребенка, и он начинает думать, что действительно очень плохо читает стихи, танцует или поет. Вполне возможно, что в следующий раз он просто откажется от соответствующей деятельности, просто для того, чтобы не выглядеть глупым, смешным или неумелым.

Оля, которая была героиней предыдущего примера, пришла домой со злополучного утренника расстроенная и притихшая. Вечером родители принесли елку и предложили Оле нарядить ее всем вместе, заранее радуясь тому, как ей будет интересно и весело. Мама начала рассказывать Оле, что в новогоднюю ночь, когда все будут спать, Дед Мороз положит под елку большой мешок с подарками. Вдруг Оля ни с того ни с сего расплакалась: «Мне он подарков не принесет...» Уже когда Оля успокоилась, мама в разговоре с ней поняла, что после утренника в детском саду детям было сказано что-то вроде: «Ну вот, тем, кто стихи не прочитал, Дед Мороз подарков теперь не принесет. Дед Мороз не любит трусливых детей!»

В некоторых случаях в основе страха выступать перед аудиторией лежат слишком высокие ожидания родителей, адресованные своему ребенку. Так бывает в тех случаях, когда ребенок точно знает, что мама будет довольна им, только если он прочитает стихотворение «громче всех», станцует «лучше всех» и т. д. А ведь кругом полно других детей, которые тоже читают стихи и танцуют, и маме будет очень легко сравнить его успехи с успехами других! Боясь того, что ему не удастся дотянуться до высокой планки, поставленной родителями, ребенок получает дополнительный стрессор и справляется со своим выступлением намного хуже, чем мог бы на самом деле. А высокий уровень родительских ожиданий надолго закрепляется в его желании «быть лучшим во всем».

Вика (6,5 года) вдруг категорически, вплоть до слез, отказалась выступать на соревнованиях по бальным танцам, которыми она занималась на протяжении более чем трех лет. В разговоре выяснилась причина такого неожиданного для родителей и педагогов поведения: оказывается, Вика боится, что ее пара на этих соревнованиях не сможет занять первое место. «А если мы первое место не займем, это будет позор! Не поеду и все!»сказала Вика.

Еще одной причиной страха выступать перед аудиторией является низкая самооценка ребенка и его неуверенность в себе. Они выражаются в крайне болезненных реакциях на критику в свой адрес, боязни браться за любое новое дело, особенно если оно поначалу кажется трудным. К выступлению такой ребенок готовится тщательно и скрупулезно, много раз повторяет свои тексты или танцевальные движения, проверяет костюм и т. д. (кстати, такое поведение является очень ярким показателем страха публичных выступлений). Такие особенности личности могут появиться у ребенка под влиянием тяжелых жизненных обстоятельств (например, развода родителей) или неблагоприятного эмоционального фона отношений с родителями, в котором преобладают критические ноты и замечания: «Не так сделал», «Не туда пошел», «Не то сказал». Значительно реже самооценка малыша может снизиться под влиянием той или иной особенности его внешности или поведения — полноты, заикания, косолапия. Но и здесь, безусловно, не последнюю роль играют соответствующие критические комментарии взрослых.

Итак, страх выступать на публике — это весьма распространенное и вполне нормальное явление. Многим людям он не мешает, а помогает в их выступлениях. Признаками того, что страх относится не к «помогающим», а к «мешающим», помимо прямо высказываемых ребенком опасений, являются:

  • постоянные разговоры ребенка о предстоящем выступлении, как с тревожными нотками, так и без них;
  • излишне тщательные приготовления к выступлению;
  • выступление ребенка значительно хуже его собственных возможностей, проявлявшихся в ходе подготовки;
  • отказ от выступления, как до его начала, так и в процессе;
  • отказ от участия в последующих выступлениях и даже от подготовки к ним.

Причинами страха публичных выступлений у детей могут стать:

  • страх не соответствовать ожиданиям взрослых, низкие оценки результатов деятельности ребенка родителями и воспитателями;
  • ограниченный опыт публичных выступлений;
  • неуверенность в себе и низкая самооценка.
Далее читайте:
Как побороть страх публичных выступлений?


Страх публичных выступлений.

Читайте также:
Детские страхи.
Страх потерять любовь мамы и папы
Страх отвечать у доски

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить