Травля и издевательства в школе

Как защитить ребенка от травли и издевательств в школе.

Практически любой ребенок хотя бы раз испытал на себе, что такое насмешки одноклассников. Несерьезные поддразнивания только помогают ребенку взрослеть и развиваться, но иногда они переходят в оскорбления и агрессию, и это уже серьезно. Оскорбления подразумевают повторяемость и осознанное намерение задеть чувства ребенка. Такое поведение может выражаться многими способами, суть его всегда заключается в одном: слабый ребенок чувствует себя жертвой более сильного. Оскорбления могу т быть:

  1. вербальными (угрозы, обзывание, поддразнивание);
  2. физическими (удары, толчки, щипание, запирание в классе, присваивание имущества);
  3. психологическими (распространение сплетен, исключение из компании, невербальные приставания, например непристойные жесты, обидные гримасы).

Оскорбления распространены как среди мальчиков, гак и среди девочек. У мальчиков это обычно происходит заметнее, так как чаще связано с физическими проявлениями. Девочки предпочитают оскорблять менее откровенно, исподтишка: говорить колкости, распускать обидные слухи, исключать из сложившихся компаний. В компаниях девочки также часто дразнят и оскорбляют других, более слабых девочек.

Как распознать задиру и агрессора?

Дети, которые любят дразнить других, часто заостряют и выставляют напоказ социально-экономические, расовые, этнические и культурные различия между детьми в коллективе. Родители могут точно не знать, кто главный заводила в классе, тогда как дети наверняка в курсе, кто обычно ведет себя подобным образом. Такой ребенок обычно внушает трепет одноклассникам, нетерпим к окружающим, резко проявляет гнев и враждебность даже без видимых причин и провокаций. Для хулиганов свойственны следующие характерные черты:

  1. они наслаждаются чувством власти над другими;
  2. выбирают в жертвы пассивных, слабых детей;
  3. импульсивны и часто сердятся;
  4. имеют низкую самооценку;
  5. не умеют сопереживать и сочувствовать окружающим;
  6. не любят школу и чувствуют себя изгоями;
  7. умеют «уболтать» собеседника, выкрутиться из любой ситуации;
  8. утверждают, что жертвы начали приставать к ним первыми;
  9. получают удовлетворение от страданий других;
  10. не слушаются взрослых;
  11. когда вырастают, склонны к правонарушениям.

Первые признаки опасного поведения

Дети, которые подвергаются оскорблениям и подразниваниям, испытывают серьезные психологические и физические трудности. Им может быть сложно сконцентрироваться на уроках, потому что они со страхом ожидают большой перемены или встречи с обидчиком на детской площадке. Многие дети боятся ходить в школу, отчего страдает учебный процесс. Если ситуация не улучшается, со временем понижается самооценка и появляется депрессия. Это может сказаться и на последующей взрослой жизни, на коммуникативности и профессиональной самореализации. Дети, которые сами не являются жертвами, но наблюдают за оскорблениями со стороны, также получают негативные эмоции. Часто они испытывают не меньший страх, чем жертва, так как боятся оказаться па ее месте. Они часто злятся на себя за неспособность и неумение помочь тем, кого дразнят. Все это также ведет к развитию замкнутости, застенчивости и подавленности.

Но страдают не только жертва и наблюдатели. Тот, кто дразнит, также страдает от низкой самооценки, неумения справляться с эмоциями и гневом, причем часто эти комплексы переходят и во взрослую жизнь, мешая строить приемлемые взаимоотношения с близкими и коллегами. Согласно данным исследований, школьные хулиганы и грубияны имеют больше шансов в будущем начать употреблять алкоголь и курить, совершать преступления и жестоко обращаться с супругами.

Но страдают не только жертва и наблюдатели. Тот, кто дразнит, также страдает от низкой самооценки, неумения справляться с эмоциями и гневом, причем часто эти комплексы переходят и во взрослую жизнь

Поскольку подобное поведение детей может создать существенные проблемы для многих, родителям важно уметь определять первые признаки того, что вашего ребенка обижают в школе. Если малыш становится более замкнутым, плачет дома или в школе, жалуется на постоянные боли (зубную, головную) без каких-либо видимых физических расстройств, если у него на теле появляются непонятные синяки и ссадины, если он постоянно просит разрешения остаться дома и не ходить в школу, если оценки начинают ухудшаться и понижается социальная активность, если понижается самооценка и это приводит, в частности,  к стремлению уединиться и порождает самоуничижительные высказывания — на такие симптомы нужно немедленно реагировать.

Также важно удостовериться в том, что ваш ребенок сам не дразнит и не обижает одноклассников. Конечно, обнаружить это было бы неприятно, к тому же довольно просто не заметить первых признаков опасности и списать подобное поведение на обычные дружеские шутки и добродушные поддразнивания. Важно вовремя оценить опасность, так как подобные шалости в детстве, оставшись незамеченными и неисправленными взрослыми, могут серьезно помешать во взрослой жизни. Вас должны насторожит, повторяющиеся жалобы учителей на плохое поведение, очевидное неуважение к авторитетным фигурам (родителям и учителям), постоянные неудачи в школе, вспышки гнева и ярости, часто без всякой видимой причины, проявления физической жестокости к одноклассникам и окружающим.

Как бороться с хулиганами и драчунами

Если вы заметите в поведении вашего ребенка какие-либо из описанных выше симптомов, это повод честно и открыто поговорить, что их вызвало. Если ребенок расскажет нам о случаях оскорбления, сохраняйте хладнокровие и попытайтесь показать, что вы понимаете, как ему грустно и страшно. Скажите, что жертвам задир наверняка приходится несладко и вы им сочувствуете. После этого можете поделиться с малышом некоторыми из приведенных здесь советов, чтобы избавиться от отклонений в поведении.

Спросите ребенка, как его одноклассники и друзья относятся к подразниваниям и оскорблениям, какие чувства они при этом испытывают. Вспомните, что рассказывали в школе о правилах взаимодействия с агрессорами в компании. Будьте готовы дать ребенку практические советы по преодолению возникших трудностей. Предложи те ему несколько тактик поведения и разыграйте предполагаемые ситуации перед уходом в школу, чтобы ребенок знал, как себя вести, и чувствовал себя уверенно. Интернет и местная библиотека могут предложить множество книг и статей по этому вопросу, поройтесь в материалах вместе с ребенком и затем смоделируйте сценки с участием вас или близкого друга семьи, которому ребенок доверяет. Ребенок должен знать, что нужно:

  1. уйти от непосредственного общения с обидчиком;
  2. держаться вдвоем с другом или кем-либо, кому ребенок доверяет;
  3. высмеивать и обращать в шутку комментарии и высказывания обидчика;
  4. уметь защитить себя при непосредственных угрозах.

Еще один замечательный способ держать задир на расстоянии — воспитывать уверенность в себе. Научите ребенка отстаивать собственное мнение и иметь готовые ответы на издевательства обидчика. Ребенок должен действовать смело в подобной ситуации, даже если на самом деле ему очень страшно. Иногда простой храбрости уже достаточно, чтобы прекратить издевательства.

Можно порекомендовать ребенку завести друзей из другой компании вне школы. Это придаст ему уверенности в себе. Посоветуйте малышу гулять вдвоем с кем-либо из надежных друзей, кто мог бы вступиться за него в случае нападения. Полезно записать ребенка в кружок или секцию вне школы, чтобы помочь ему сформировать новый круг знакомств.

Вам может показаться, что лучшим способом решения проблемы будет откровенный разговор с родителями обидчика вашего малыша. Это разумно только в том случае, если вы с ними в хороших дружеских отношениях, иначе такая попытка приведет только к обвинениям в ваш адрес. Используйте для ведения переговоров посредника, — им могут быть учитель, тренер, руководитель кружка.

Вы, конечно, не можете контролировать то, что происходит в школе, но за внеклассными мероприятиями и совместными играми детей рекомендуется наблюдать. Хулиганы, задиры и драчуны активны только в отсутствии взрослых. Если же вы заметите что-либо подобное, немедленно вмешивайтесь. Естественные непредумышленные мелкие ссоры между детьми не стоит принимать во внимание, но признаки более опасного поведения детей необходимо знать и вовремя предотвращать неприятности.

Чаще обсуждайте с детьми проблему травли н оскорблений, дайте им понять, что к вам всегда можно прийти и рассказать о любой неприятности, произошедшей с ними. Это поможет детям понять, что вы не бросаете их один на один с трудностями. Вместе с супругом старайтесь не проявлять гнева и раздражительности в семье, чтобы не сформировать у детей соответствующую модель поведения.

Когда ребенок в школе

Можно попытаться решить вопрос с подразниваниями и оскорблениями самостоятельно, вместе с ребенком, но если такая ситуация все же возникла, необходимо поставить в известность школьную администрацию. Возможно, это станет самым действенным способом защитить ребенка.

Учителя ваших детей могут стать надежными союзниками в борьбе с хулиганами и задирами. Если ваш ребенок рассказал вам о неприятной ситуации или вы сами стали свидетелем чего-либо подобного, не колеблясь, договоритесь с учителем о встрече и обсудите эти вопросы. Посоветуйте учителю быть внимательным к классу и будьте готовы сотрудничать с ним в дальнейшем, чтобы совместными усилиями контролировать поведение вашего ребенка.

Один из способов всегда быть в курсе дел вашего ребенка и его друзей — с максимальной отдачей участвовать в жизни класса: ходить в походы вместе с детьми, помогать учителю в классе, дежурить в столовой. Обязательно познакомьтесь с учителями, это даст вам возможность понять, насколько они осведомлены о признаках и последствиях появления в классе драчунов и задир.

Если после разговора с учителем ничего не изменилось, следует переходить к следующему шагу: организуйте встречу с завучем или директором. Безопасность вашего ребенка стоит затраченных усилий.

Взаимодействие с задирами и драчунами

К сожалению, прямо или косвенно проблема травли и оскорблений неизбежно коснется вашего ребенка, пока он учится в школе. Если вы регулярно обсуждаете с ребенком вопросы безопасности и активно участвуете в жизни класса, вряд ли столкновение с этой стороной школьных будней негативно повлияет на характер малыша или скажется на его взрослой жизни. Родителям и задир, и их жертв следует быть в курсе современных методов и способов помочь детям привыкнуть к адекватному поведению в коллективе. Тем самым вы создадите в школе приятную атмосферу, свободную от страха и угроз, для всех детей.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.