Пт05262017

Обновление08:40:13

Трудности обучения: дислексия и дисграфия

Трудности обучения

Что такое дислексия?

Речь идет об особых трудностях при обучении письменной речи — чтению и письму, трудностях, которые тянут за собой проблемы с чтением и орфографией.

Дислексия чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, ею страдают от трех до десяти процентов детей школьного возраста, ее наличие или отсутствие совершенно не зависит от социальной среды, в которой живет ребенок.

Характерные признаки дислексии

- «Перевернутые» слова.
- Неверно построенные фразы.

- Замена букв, похожих по звучанию (3-С, Ц-С, К-Х, С-Ш, П-Б, Ж-Ш) или внешне (Х-Ж, В-3, Т-Г, Р-Ь, П-Н-И).
- Перестановка букв в словах («мерто» вместо «метро») или пропуск буквы («мето» вместо «метро»).
- Неуверенное, отрывистое и иногда малоразборчивое чтение вслух.
- Ребенок сосредоточивается на расшифровке слова,
ему трудно понять и запомнить то, что он читает.
- Часто этому сопутствуют нарушения латерализации1, трудности формирования пространственно-временных ориентировок и недостаток внимания.
- Если ребенок четырех-пяти лет «коверкает» слова, переставляя в них буквы, — это только похоже на дислексию, но это не дислексия, это нормальное явление для такого возраста.
- Даже если он и дальше продолжает переставлять буквы, это еще не патология, диагноз «дислексия» можно уверенно поставить не раньше семи лет.
- Специалисты (логопед, нейропсихолог) могут помочь разобраться в истинных причинах затруднений ребенка, используя специальные тесты, в частности по методике французской исследовательницы С. Борель-Мэзонни.

Трудности с орфографией

Дислексия часто сопровождается дизорфографией2, иногда дизорфография является следствием дислексии, иногда у нее другие причины.

Дизорфография характеризуется перестановкой слогов или букв, а кроме того — их пропусками, зрительным или слуховым смешением.

- Заметны ошибки в членении текста: ребенок не чувствует, где кончается фраза. Очевидна связь с дислексией — если путаешь один звук с другим, записать их трудно.

- Переписывая текст, ребенок делает в нем орфографические ошибки, постоянно сомневается, пишет плохо, у него много помарок. Ему приходится делать дополнительные усилия, чтобы сосредоточиться на порядке букв.

- Для письма требуется использовать одновременно память и движение.

- Чтобы замаскировать свои трудности, некоторые дети заполняют лист каракулями — так они пытаются напомнить себе очертания буквы, в которой не уверены.

Трудности с орфографией сказываются в основном на школьном обучении, но влияют, кроме того, и на эмоциональную сферу ребенка, и на его социальную жизнь — ведь для него эта ситуация мучительна.

Трудности обучения

- Оценки за диктант способны только усилить стресс.
- В понятии «орфографическая ошибка» ребенок прежде всего слышит слово «ошибка» и воспринимает это слово как моральную оценку, которая рождает в нем ощущение вины.

Благодаря развитию педагогической практики сейчас обучение чтению сводят не к чтению вслух, но к пониманию смысла прочитанного, а об умении писать судят не только по результатам традиционных диктовок, — и это приносит в рассматриваемом нами аспекте некоторое облегчение для ребенка.

- Приступать к диагностике можно только после обучения чтению: тестов на наличие дизорфографии, пригодных для детей до семи лет, не существует.

- Раньше этого срока тщательное обследование может быть предложено лишь в том случае, если у ребенка прежде наблюдались расстройства речи.

Как понять, трудно ли ребенку учиться читать?

К концу первой четверти подготовительного класса учителя уже видят, как какой ребенок учится читать, но на этом этапе им легче выделить тех, у кого нет никаких трудностей. Одни дети усваивают знания быстрее, другие несколько медленнее, и нужно четко различать реальные трудности в обучении и индивидуальные вариации темпа обучения.

- Если вашему ребенку трудно учиться, подумайте, каковы могут быть медицинские или психологические причины: малыши иногда путают звуки и буквы из-за проблем со зрением или слухом.
- Кроме того, ребенок может с трудом отделять при чтении одну фразу от другой, если он с трудом ориентируется во времени и в пространстве.
- Если ребенок во время чтения постоянно ошибается, не стоит дожидаться конца четверти: попросите квалифицированного логопеда провести диагностику его речи
и дать назначения.
- На этой стадии важно исключить «ложную» дислексию и разобраться в истинных причинах трудностей с обучением.

Из числа факторов, влияющих на процесс обучения, не стоит исключать психологические: трудности с обучением чтению могут продолжаться достаточно долго из-за волнения, которое испытывает ребенок в связи с переходом в подготовительную группу или поступлением в подготовительный класс школы.

В таких случаях нет и речи об истинной дислексии, и чуть позже ребенок нагонит упущенное.

Может ли методика преподавания стать причиной трудностей при обучении чтению?

О методиках обучения чтению много спорят. Но то, что дислексия никоим образом не зависит от выбора методов обучения, споров не вызывает.

Тем не менее столь же очевидно, что некоторые дети-дислексики нуждаются в особой педагогической стратегии.

- Педагог должен быть полностью осведомлен обо всех проблемах вашего ребенка.
- Логопед с вашего согласия может обсудить со школьными преподавателями оптимальную стратегию занятий.

Можно ли ребенку помочь?

- В первую очередь речь должна идти, конечно, о занятиях с логопедом, но для детей, страдающих дислексией, этого недостаточно. Впрочем, и в занятиях с логопедом порой необходимо делать паузы.
- У детей-дислексиков, которые меняют местами буквы и вследствие того не способны правильно выстроить для себя содержание текста, понять, что за чем следует, нередки проблемы с психомоторикой.
- Ребенку может понадобиться поддержка психолога, психотерапевта.
- Важно обеспечить малышу достаточный психологический комфорт в семье: чем меньше дома обсуждаются вопросы обучения, тем лучше.
- Создавайте благоприятные условия для игр и развлечений во время досуга.

Обычно с логопедом занимаются два раза в неделю.
Не нужно добавлять малышу еще учебы — не переусердствуйте!

- Обсудите с педагогами, как заниматься с ребенком дома, и выполняйте все рекомендации логопеда.
- Если ваш ребенок начинает читать, не останавливайте его, как бы ни хотелось что-то ему рассказать или почитать ему книжку!

1 Латерализация — функциональная асимметрия двух полушарий головного мозга.
2 Дизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью.

Трудности обучения: дислексия и дисграфия.

Читайте также:
Детский аутизм - определение, признаки и методы работы с аутичным ребенком.
Психологическая помощь детям из семей алкоголиков.
Тревожный ребенок - рекомендации учителям и родителям.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Почему зубрежка неэффективна

Зубрежку фактического материала, то есть простое заучивание наизусть, специалисты считают…

Трудности обучения: дислексия и дисграфия

Речь идет об особых трудностях при обучении письменной речи — чтению и письму,…

Телефон доверия для детей. Кто поможет принять себя и…

Часто ребенку со своими проблемами не к кому обратиться, кроме детского телефона доверия.…

Тревога и тревожность у детей

Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику,…