Вт12062016

Обновление09:33:56

Что такое стресс?

Что такое стресс?

Что такое стресс?


Несмотря на то что практически каждый человек в своей жизни сталкивался со стрессами и знает, что такое стресс, в науке до сих пор не существует единой точки зрения в объяснении причин возникновения и механизма протекания стресса. Так, К. Купер, Ф. Дэйв, М. О'Драйскол в монографии "Организационный стресс" отмечают, что существует значительная путаница в подлинном значении "стресса", которая отражается в огромном количестве подходов к его определению [Купер, 2007]. Это неудивительно. Сам феномен стресса настолько многогранен, что каждое из определений способно описать лишь какую-либо одну из его сторон. Кроме того, любое определение стресса так или иначе выражает приверженность автора определенной концепции, объясняющей природу стрессов. Сложности в определении понятия А. Б. Леонова [1984] связывает с тем, что термин "стресс" был взят из контекста физиологических исследований и распространен на объяснение поведения человека в самых разных жизненных ситуациях.

Анализ представленных в литературе определений позволил нам объединить их в несколько групп, трактующих понятие стресса как:

  1. реакция (комплекс реакций) организма на различные по своему характеру раздражители (Г. Селье, Ж. Годфруа, О. Н. Полякова);
  2. особый вид эмоциогенных ситуаций, в которых могут появиться нарушения адаптации (П. Фресс);
  3. требования к адаптивным способностям человека (Д. Фонтана, Д. Л. Гибсон, Дж. Гринберг);
  4. процесс трансакции между человеком и внешней средой (Р. Лазарус, С. Фолкман, К. Купер, Ф. Дэйв, М. О'Драйсколл);
  5. особое функциональное, психологическое, физиологическое состояние организма (М. Фогиел, Р. С. Немов, Н. П. Фетискин, В. В. Суворова, А. Г. Маклаков);
  6. психическое или физическое напряжение; стресс как причина ухудшения физического и психического здоровья (Л. А. Китаев-Смык, Ю. И. Александров, А. М. Колман).

В нашей работе мы склонны придерживаться трансактного направления, которое рассматривает стресс как процесс, состоящий
из трех элементов: стрессоров (события, с которыми человек сталкивается), реакций человека (психологических, физических или поведенческих) на стресс и копинг-поведение, которое человек использует для преодоления стресса.


История изучения стресса



Пионерами в области изучения стресса были У. Кеннон и Г. Селье. Уолтер Кеннон первый назвал реакцию организма на стресс реакцией борьбы или бегства ("бей или беги"). Мы и сегодня используем систему реагирования, сложившуюся у наших предков более миллиона лет назад. Эндокринолог Ганс Селье определил стресс как "универсальную реакцию организма на различные по своему характеру раздражители" [Селье, 1982]. Впервые в 1936 году он описал стадии развития стрессового поведения, и это описание легло в основу концепции адаптационного синдрома (General adaptation syndrome - GAS). Эти стадии подробно описаны в многочисленной литературе по стрессу, однако мы коротко повторим их, так как именно они стали основой для дальнейших исследований в данной области.

Итак, на первой стадии столкновения с фактором, который мы определяем для себя как стрессовый (реакция тревоги), активизируются защитные механизмы, происходит выделение катехоламинов и кортикостероидов, которые на физиологическом уровне подготавливают организм к действию. Селье доказал, что самый главный гормон стресса у человека - кортизол - стимулирует жизненно важные процессы при адаптации к стрессу.

Небольшое снижение активности, фиксируемое в начале данной фазы, показывает, что сопротивление на короткое время действительно уменьшается, пока организм собирает свои силы. Но как только надпочечники начинают выделять кортизол, уровень сопротивления повышается, увеличивая работоспособность и сопротивляемость организма. Характерной эмоциональной особенностью этой фазы является переживание беспокойства и тревоги.

На второй стадии - сопротивления или адаптации - организм использует адаптационные механизмы, благодаря которым выходит на новый уровень работоспособности. Однако этот уровень обеспечивается расходованием большего, чем обычно, количества жизненной энергии. Признаки реакции тревоги в организме практически исчезают. Эта стадия сопровождается высоким психоэмоциональным напряжением.

На третьей стадии происходит истощение организма в случае, если воздействие стрессора слишком долгое, слишком частое или слишком интенсивное. На этой стадии энергия, которую организм использовал на адаптацию, уже вся израсходована, что может закончиться для него достаточно печально. Общая сопротивляемость организма резко падает. В результате могут наступить выгорание, болезнь или смерть, если стрессовый фактор не перестанет действовать или если организму не будут оказаны необходимые помощь и поддержка.

Теорию Селье называют физиологической, поскольку она основана на теории гомеостаза. Согласно этой концепции, стресс рассматривался как фактор, нарушающий равновесие организма со средой. Базовой характеристикой стресса Селье считал его продолжительный и достаточно устойчивый характер.

Современные ученые, изучая психологию стресса, оказались перед сложной проблемой структурирования многочисленных психологических и личностных особенностей реагирования на стресс. С начала 1950-х годов появились альтернативные теории, направленные на изучение внешних условий, которые могут вызвать стресс (Р. Гринкер, С. Купер, М. Смит и др.). Структурный, или количественный, подход (С. Стэл, С. Грим, С. Доналд, М. А. Страус и др.) всю сложность процессов, происходящих при столкновении человека со стрессом, объясняет как причинно-следственную связь, основанную на статистически значимых результатах.

Представители трансактного направления (П. Дж. Дев, Т. Кокс, Дж. Р. Харрис, Т. Бир и др.) вслед за Р. С. Лазарусом считают, что стресс присущ не человеку и не внешней среде, а их взаимосвязи друг с другом. Данный подход отличается от других тем, что столкновение со стрессом рассматривается как динамичный процесс, включенный в динамичную среду.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Школьная тревожность - диагностика и коррекция

Школьная тревожность — это специфический вид тревожности, проявляющийся во взаимодействии…

Работа психолога с детьми, характеризующимися высоким…

Развивающая работа психолога с детьми, характеризующимися высоким уровнем школьной…

Профилактика суицида

Работа по профилактике суицида в школе должна проводиться не только с учащимися,но и с…

Стресс-менеджмент педагогической деятельности

Профессия учителя требует большой эмоциональной отдачи. Чтобы заинтересовать учащихся,…