Эмоции и стресс


Казалось бы, в наш стремительный и «жесткий» век не осталось места для сентиментальности, для обсуждения чувств и эмоций, которые в течение долгого времени считалось недопустимым «встраивать в рабочие отношения».

С момента перестройки изменились ценности и установки современного человека. Общество и его законы стали более жесткими. Каждый сам за себя — «закон джунглей» — эта идея сегодня широко транслируется во всех СМИ.

По мнению И. Н. Андреевой [2003], в современном обществе насаждается культ рационального отношения к жизни. Однако это не является естественным для человека, поскольку эмоции необходимы для выживания и благополучия человека.

Роль эмоций в жизни человека велика, и нельзя ее недооценивать. В зависимости от социокультурных условий, от роли, которую мы выполняем (отец, сын, начальник, подчиненный и др.), люди ожидают от нас определенного поведения, определенных эмоциональных реакций (или их отсутствия) на  те или иные события. И мы стремимся соответствовать этим ожиданиям, демонстрировать эмоциональные состояния, отвечающие принятой на себя роли. Подавление своих эмоций — путь к депрессии, одна из возможных причин нарушения психологического здоровья личности, появления соматических проблем. Многие ученые считают, что некоторые виды патопсихологии и нарушения адаптации могут быть вызваны «заболеваниями эмоциональной сферы» [Изард, 1999].

В 1985 году клинический физиолог Рувен Бар-Он впервые ввел понятие EQ — emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ — коэффициентом интеллекта. В 1990 году Питер Саловей и Джек Майер [Salovey, Mayer, 1990] опубликовали статью «Эмоциональный интеллект» и ввели данный термин.

По мнению Саловей и Майера, эмоциональный интеллект — это способность понимать и распознавать собственные эмоции и эмоции других людей, с тем чтобы управлять ими в различных жизненных ситуациях и во взаимоотношениях с другими людьми [Монина, Лютова, 2008].

Эмоциональный интеллект предполагает, что человек — хозяин своих эмоций, осознает их и владеет ими, не подавляет нежелательные эмоции, а сам решает и «разрешает» себе проявление той или иной эмоции в определенной ситуации. Эмоциональный интеллект начинается с понимания своих эмоций, и только осознав свои эмоции, мы можем научиться пониманию эмоций других людей и причин, вызвавших их. Для работников сферы «человек-человек» эмоциональный интеллект особенно важен, потому что позволяет владеть собственными эмоциями и эффективно взаимодействовать с подчиненными/клиентами, испытывающими сильные негативные эмоции.


Эмоции и стресс.


Далее читайте:
Работа с сильными эмоциями.

Ранее опубликовано:
Ресурсы преодоления стресса.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.