Мамам и папам о детской психологии

Какие книги стоит посоветовать почитать родителям и как это лучше сделать?

Пожалуй, каждый школьный психолог стремится способствовать повышению психологической культуры родителей. Один из путей — знакомить родителей с книгами о детской психологии и психологии детско-родительских отношений. Но, чтобы идти по этому пути, надо научиться достаточно быстро находить ответ на ряд не самых простых вопросов: какие именно книги стоит посоветовать конкретному папе или маме? В какой момент это лучше всего сделать? И как представить книгу таким образом, чтобы взрослый, загруженный множеством забот человек дочитал ее до конца и с максимальной пользой для себя и своих детей? Ясно, что подобное умение вырабатывается по мере накопления опыта общения с родителями. Мы провели специальный опрос, в ходе которого попросили психологов поделиться этим опытом. По результатам опроса был составлен список наиболее качественных и полезных для родителей книг.

Что рекомендуют?

Чаще всего в ходе опроса психологи называли книги «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжать общаться с ребенком. Так?» Юлии Гиппенрейтер; «Книгу для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему», «Чудо в детской ладошке, или Не руководство по детской психотерапии» Ирины Млодик; «Ваш беспокойный подросток» Роберта Т. Байярда и Джин Байярд.

Чем хороши эти книги? Вот несколько цитат из ответов на этот вопрос. «Книги Юлии Гиппенрейтер очень структурные, написаны убедительно, много примеров из жизни. Детям важны картинки, а родителям — примеры. В книгах даны руководства к действию — четкие и понятные». «Млодик пишет очень искренне, убедительно, не обличает и не поучает. Никакого надрыва и пафоса. «Как с подругой поговорила», — часто говорят мамы». «Книги Ирины Млодик относятся к тем легендарным книгам, которые передаются из рук в руки, цитатами из которых исписываются блокноты и стикеры на холодильниках. Мамы говорят, что книги Млодик действуют как жесткое сильнодействующее лекарство, открывают глаза и прочищают душу, например «Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему»…

«Благодаря книгам Млодик родители « прозревают», изменяется их взгляд на детство, отношение к поведению и чувствам ребенка, родители становятся терпимее, внимательнее, начинают проявлять нежность и большую заботу о безопасности ребенка, становятся психологически грамотнее, они начинают воспринимать детское упрямство, трудности подросткового возраста и др. как закономерные преходящие явления, а не как вредность и плохой характер своего ребенка. То есть родители взрослеют благодаря книгам И. Млодик».

«В книге Роберта Т. Байярда и Джин Байярд хорошо показано, как может происходить передача ответственности от родителей детям. Как снять с себя часть ответственности, отделить действительно важные проблемы от тех вещей, которые не влекут за собой сколь-либо значимых негативных последствий и которым не следует придавать то значение, которые родители зачастую им приписывают. Когда родитель читает эту книгу, он начинает понимать: то, что казалось ему ужасным, не такой уж ужас-ужас и не стоит так сильно переживать по этому поводу».

В каких ситуациях?

Говоря о психологических книгах для родителей, многие эксперты исходят из того, что современные родители читают мало, часто не дочитывают книгу до конца. Поэтому стоит советовать им такие книги, которые, как отмечает педагог-психолог Анна Николаева, могут увлечь, зацепить и в то же время содержат примеры, очень похожие на их ситуацию. «Важно, чтобы предложение прочитать ту или иную книгу исходило от психолога в тот момент, когда у родителя есть высокая мотивация к получению новой информации, — добавляет психолог Ольга Хухлаева. — Я, например, делаю такие предложения во время обсуждения с родителями каких-то проблем. В подходящий момент я говорю: «А хотите еще почитать про это?» Предположим, мама пришла ко мне, обеспокоенная тем, что ее малолетний сын стал активно интересоваться в Интернете информацией о сексе. В такой ситуации можно предложить познакомиться с книгами, которые могут помочь папам и мамам вести разговор с детьми на эту деликатную тему: «Детям о сексе. Взрослые ответы на детские вопросы», «Полная сексуальная энциклопедия подростков».

Кому?

Размышляя о психологической литературе для родителей, необходимо иметь в виду, что родители разные и книги для чтения важно рекомендовать с учетом индивидуальных особенностей конкретного папы или мамы. К примеру, родителям-интеллектуалам, настроенным на философское осмысление жизни, детский психолог-консультант Наталья Лященко предлагает обратить внимание на книгу Носсрата Пезешкиана «33 и 1 форма партнерства», где описаны различные способы выстраивания отношений в семье. А вот родителям с отличным чувством юмора и позитивным отношением к жизни, по мнению доктора психологических наук, заведующего кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Владимира Кудрявцева, непременно стоит познакомиться с книгой Д. Снайдера «Школа выживания для подростка», где автор в присущей ему остроумной манере делится собственным опытом общения с детьми-подростками. Некоторые родители испытывают сильный страх перед визитом к психологу (предложение обратиться к психологу может восприниматься агрессивно, как вмешательство в личную жизнь, как намек, что ребенок психически не здоров) или по каким-то причинам негативно относятся к психологам. Таким мамам психологическую литературу надо давать осторожно.

Анна Николаева, сталкиваясь с такого рода страхами, предлагает книги, написанные не психологами, а представителями иных профессий, так как «в этом случае родители ничем « не рискуют». Например, книгу журналиста Памелы Друкерман « Французские дети не плюются едой», книгу Юлии Щербининой «Пособие по укрощению маленьких вредин». Пособие интересно тем, что, как отмечает Анна, в качестве примеров в нем использованы отрывки из литературных произведений.

Чем это может быть чревато?

Чтение психологических книг может принести не только пользу, но и вред. В каких случаях наблюдается негативный эффект? Прежде всего, это касается ситуаций, когда родитель ищет в книгах простые инструкции по решению проблем воспитания и все рекомендации склонен воспринимать буквально, как прямое руководство к действию.

Если у человека есть большое желание повлиять на судьбу своего ребенка, но нет достаточной подготовки, то книга может превратиться в термоядерное оружие, предупреждает Владимир Кудрявцев. Родитель может начать извлекать из книги «среднее арифметическое» и прикладывать эту норму к своему ребенку с последующими «оргвыводами».

Скажем, в книге написано, что к такому-то возрасту начинается фиксация глаза на руке ( до этого времени ребенок не видит собственную руку) или к такому-то возрасту дети научаются говорить столько-то слов. Мама сравнивает с этой нормой и обнаруживает, что ее двухлетний ребенок вообще еще почти никаких слов не говорит. Она пугается и тут же бежит на прием к психологу, а то и к психиатру. Некоторые идут еще дальше и сами ставят диагноз аутизм.

Но тот факт, что ребенок не говорит, еще не означает нарушения развития. В два года ребенок может не говорить, но отзываться на просьбу дать игрушку или подкатить мячик. У ребенка может быть масса причин, связанных с особенностями его психофизиологического развития, под действием которых отсутствует активная речь.

Что же делать, если у родителя проявляется склонность к некритичному восприятию информации и поиску простых решений? Здесь многое зависит от степени выраженности этих установок и от того, насколько родитель доверяет психологу.

В некоторых случаях можно ограничиться простой беседой, напоминанием о том, что не стоит буквально воспринимать содержащуюся в психологических книгах информацию, всегда полезно сделать поправку на особенности индивидуального развития ребенка.

Если это стремление « делать все как надо» очень сильное, знакомство с психологической литературой должна предварять особая работа, направленная на побуждение родителя к самопознанию, осознанию и переосмыслению собственных установок. В ситуации, когда родитель приходит к психологу с конкретной проблемой, такая работа, как отмечает Владимир Кудрявцев, может начаться с вопроса: «Чья это проблема: это тревожит вас или от этого страдает ребенок?».

Реакция родителя на такой вопрос, помимо прочего, покажет психологу, насколько родитель готов к восприятию новой информации, которая, возможно, не вписывается в сложившуюся у него картину мира.

Всем ли хороши хорошие книги?

Примечательно, что авторы книг, которые участники опроса чаще всего рекомендуют для чтения, и авторы, о книгах которых зачастую говорят в контексте обсуждения недостатков психологической литературы, это, как правило, одни и те же люди.

Например, у книг Юлии Гиппенрейтер отмечаются два недостатка. Первый: эти книги в значительной своей части являются описанием тренинга, рассчитанного на представителей американской культуры, которая более индивидуалистична, чем наша. Это надо иметь в виду. И второе: книги Гиппенрейтер написаны, по определению кандидата психологических наук Ирины Лейбман, «с ярко выраженной психотерапевтической позиции», в чем есть как свои плюсы, так и минусы, поскольку, как говорит Ирина Яковлевна, «невозможно быть психологом 48 часов в сутки, тем более — собственному ребенку. Если родители пытаются выполнить все так, как рекомендуется делать в этой книге, у них неизбежно возникают трудности, в результате чего может развиться комплекс неполноценности».

Психолог, гештальт-терапевт Оксана Сидун назвала даже книгу, которая, по ее мнению, раскрывает «обратную сторону» книг Ю. Гиппенрейтер подобно тому, как в книге Э. Шострома «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор» раскрыта « обратная сторона» книг Дейла Карнеги. По отношению к бестселлерам Ю. Гиппенрейтер это книга Эды Ле Шан «Когда ваш ребенок сводит вас с ума». В этой связи Ирина Лейбман в беседах с родителями всегда подчеркивает: «Главное, при знакомстве с психологической литературой не терять головы, относиться ко всему трезво и критично.

Помнить, что универсальных рецептов не существует, и не стремиться ничего реализовать на сто процентов. Если же что-то вызывает вопросы, то надо обсудить эти вещи с тем человеком, которому вы доверяете».

В отношении к книгам Ирины Млодик также просматривается неоднозначность оценок, правда иной природы.

Оказывается, книги, которые Ирина написала для родителей, воспринимаются читателями более позитивно, чем книги, написанные для детей (подростков и старшеклассников), а также для детей и родителей. Ко второй категории относятся, к примеру, книги: «Как строить мосты, а не стены. Книга для детей неидеальных родителей», «Двое из огромного мира мужчин. Книга для пап и сыновей», «Почти неволшебные превращения. Книга для мам и дочерей».

«По мнению детей-экспертов из Всероссийского книжного конкурса «Книга года: выбирают дети», идеи автора в этих книгах одноплановы, образ родителя и педагога однозначно негативен, — рассказывает кандидат педагогических наук, руководитель проекта-конкурса «Книга года – 2012: выбирают дети» Елена Гращенкова. — Книги задают вопросы, проблематизируют, «вскрывают раны» отношений детей и взрослых, но не дают ответов. Многих родителей возмущают характеристики взрослого в этих книгах. В целом и дети, и взрослые отмечают, что после прочтения таких книг обостряются детско-родительские отношения. Темы, раскрываемые Млодик в этих книгах, чрезвычайно важны, но производимый неоднозначный эффект указывает на то, что чтение детьми или всей семьей этих произведений нуждается в сопровождении психолога».

Что еще важно учесть?

Приступая к чтению психологических книг, хорошо бы иметь в виду еще и следующую закономерность: чем взрослее становится человек, тем он более чувствителен к социальному историческому времени. Сегодня развитие детей происходит иначе, чем, скажем, 30 лет назад. Это связано с влиянием разных факторов, в частности с ранним погружением детей в мир компьютерных технологий, с изменением роли игры в жизни ребенка. К сожалению, психологическая наука не всегда поспевает за подобными изменениями.

Как повысить продуктивность чтения?

Многие психологи подчеркивают, что, для того чтобы чтение психологических книг принесло максимальную пользу, это чтение надо сопровождать. Каким образом? Например, обсуждать прочитанное с родителями, «репетировать» новое поведение через ролевое проигрывание.

Вот что рассказала об этом кандидат педагогических наук, зав. отделением психологической помощи населению Сергиевопосадского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Татьяна Ушакова: «Достаточно часто прочитанное «залпом» не приносит результата.

В моем опыте это особенно актуально, когда дело касается книг Ю.Б. Гиппенрейтер: чтение книг этого автора приносит результат только в условиях пролонгированной работы с родителями. Я делаю так. Распечатываю главу из книги и даю почитать и подумать до следующей встречи. На встрече мы обсуждаем прочитанное с точки зрения внедрения предложенного в книге в жизнь. И так от встречи к встрече».

Полезно также, если есть такая возможность, сравнить описание подобных вещей в научно-популярной и художественной литературе. Подробнее о пользе подобных сравнений можно прочесть в книге белорусского психолога Якова Коломинского «Психология: поэзия и проза преподавания», где есть специальная глава, посвященная литературно-художественному моделированию психических явлений.

Конечно, эти рекомендации тему не исчерпывают. Поэтому мы приглашаем всех заинтересованных читателей продолжить разговор о том, какие вещи важно учитывать психологу, когда он знакомит родителей с книгами о детской психологии.

Что же еще психолог может посоветовать почитать родителям?

Книги для чтения родителям детей всех возрастов

Кволс К. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания. — СПб.: ИГ «Весь», 2006. Простое и практичное изложение адлерианского подхода к воспитанию детей.

Маховская О.И. Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы потом он дал вам спокойно жить. — М.: Эксмо-Пресс, 2013. Книга о том, как отвечать на сложные детские вопросы и знакомить детей с реалиями взрослой жизни.

Млодик И.Ю. Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога. — М.: Генезис, 2011. Размышления о современной школе и о том, как сделать ее пространством развития для ребенка.

Сковронская Л.В. Родительский класс, или Практическое руководство для сомневающихся родителей. — М.: Генезис, 2014. Советы и размышления о воспитании без манипуляций и об инфантильности подрастающего поколения.

Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. — М.: Эксмо, 2009. Руководство по детско-родительским взаимоотношениям, заслуженно ставшее бестселлером.

Еще можно почитать:
Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить с детьми, чтобы они учились. — М.: Эксмо-Пресс, 2013.
Фабер А., Мазлиш Э. Свободные дети, свободные родители. — М.: Эксмо, 2014.

Хухлаева О.В. В каждом ребенке — солнце. — М.: Генезис, 2009. Книга о том, как помочь ребенку вырасти успешным, умным, общительным…

Эйстад Г. Самооценка у детей и подростков. — М.: Альпина Паблишер, 2014. Практические рекомендации, помогающие родителям растить ребенка со здоровой самооценкой.

Книги для родителей дошкольников

Микляева А.В., Румянцева П.В. Нам не страшен серый волк. Книга для родителей, которые хотят помочь своим детям избавиться от страхов. — СПб: Речь, 2008.
Патяева Е.Ю. От рождения до школы. Первая книга думающего родителя. — М.: Смысл, 2014.
Щербинина Ю.В. Пособие по укрощению маленьких вредин. — М.: Форум, 2013.

Книги для родителей подростков

Большакова Е.А. Ваш ребенок — неформал. Родителям о молодежных субкультурах. — М.: Генезис, 2010.
Брайерс Т. Бэвейсток C. Подросшие ангелы. Как сохранить спокойствие, общаясь с детьми-подростками. — СПб: Питер, 2009.

Мамам и папам о детской психологии.
Какие книги стоит посоветовать почитать родителям и как это лучше сделать.

Анатолий ВИТКОВСКИЙ
Источник: журнал «Школьный психолог» № 03, март 2015 г.

Читайте также:
Статьи о воспитании.
Воспитание мальчиков.
Особенности воспитания девочек.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.