Чт08172017

Обновление08:40:13

Найти себя настоящего

naiti-sebya-nastoyaschego
Говоря о себе, мы без особого труда перечисляем те качества и черты характера, которые привыкли считать «своими». Но отражают ли они нашу истинную сущность?
  • Личность многослойна: с детства мы обрастаем разными «слоями» себя, которые накладываются друг на друга.
  • Каждый заблуждается на свой счет, поскольку наше истинное «Я» скрыто от нас завесой бессознательного.
  • «Я» проявляется, когда мы ощущаем резонанс с самими собой, не стремясь контролировать свои слова и поступки.
125136

Психоаналитики отвечают «нет». Существование бессознательного, многогранная и противоречивая природа нашей личности, сложный процесс построения нашего «Я» не дают возможности составить объективное представление о себе. Отвечая на вопрос «Кто я?», мы неизбежно обманываемся. Почему так происходит?

Сумма окружающих

Наше «Я» начиная с самого рождения развивается во взаимодействии с родителями: чтобы чувствовать заботу, любовь, поддержку, мы стремимся соответствовать их ожиданиям, а также впитываем черты характера, модели поведения взрослых. Реакции родителей на наши желания, чувства, поступки становятся зеркалом, смотрясь в которое мы учимся понимать, чего хотим, а чего не хотим, что можно, а чего нельзя, и в конечном итоге у нас возникает представление о самих себе.

Парадоксальным образом «Я» оказывается суммой «иного, нежели я». Иметь собственное «Я» означает впитать в себя все многоголосие окружающих нас людей. Мы говорим от себя, а на самом деле нашими устами часто высказываются наши отец, мать и еще множество повлиявших на нас людей. Мы включаем в образ своего «Я» те качества, которые готовы или хотят видеть в нас наши родители (а позже и другие значимые для нас люди: воспитатели, учителя, друзья). И наше описание себя (например, я интроверт, спокойный, застенчивый, способный, искренний…) – это наше «Я», воспринятое через призму их реакций.

Три части личности

Пытаясь понять человека, Зигмунд Фрейд создал теорию личности, в которой она понимается как взаимодействие трех структур: «Я» (Эго), «Сверх-Я» (Супер-эго) и «Оно» (Ид).

«Оно» содержит бессознательные влечения и импульсы и руководствуется «принципом удовольствия». Но безотчетная тяга к наслаждению привела бы человека к гибели. Поэтому, как считает Фрейд, у ребенка формируется Эго – сознательное начало, действующее на основе «принципа реальности». Эго выполняет роль посредника между стремлениями «Оно», реальностью и требованиями общества. Третья структура, Супер-эго, воплощает усвоенные каждым из нас с детства моральные запреты и нравственные нормы, которые позволяют нам жить в обществе и взаимодействовать с другими людьми.

125145

«Другой» внутри нас

От желаний, чувств, фантазий, которые не вписываются в этот созданный нами образ, мы стремимся избавиться. Бессознательное – это «другой» внутри нас самих, то место, куда мы вытесняем мысли и чувства, которые нас смущают, вызывают тревогу. И эта запретная зона определяет нашу истинную сущность не меньше, чем то, что мы декларируем о себе.

Так, слишком авторитарное воспитание (когда родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и запрещают ему быть, скажем, недовольным) может привести к тому, что он станет вытеснять любой свой агрессивный импульс или желание.

В результате восприятие самого себя будет искажено: человек может казаться себе мягким и мирным, чуждым агрессии или жестокости. Однако его естественная агрессивность не исчезает, а проявляется исподволь – в осуждении других людей или в избегании ситуаций, где нужно быть настойчивым или постоять за себя.

Неприемлемое для нашего сознания не исчезает бесследно – в ином обличье оно возникает в снах, наших оплошностях или в неясном ощущении, что мы потеряли какую-то важную часть себя (или так ее и не обрели).

Разноголосье души

Наше «Я» кажется нам целостным и однородным, хотя это совершенно не так. Французский психоаналитик Жак Лакан (Jacques Lacan) сравнивал «Я» с многослойной луковицей, каждый слой которой представляет собой лишь одну грань нашего представления о себе и все они конфликтуют между собой. Например, знакомая многим ситуация: мы ищем работу. Возможно, нам предлагают должность менее интересную и хуже оплачиваемую, чем прежняя. Какая-то часть нас хотела бы согласиться: «Тебе нужно зарабатывать на жизнь, не упусти эту возможность». Тогда как другая протестует: «С твоим образованием и опытом ты заслуживаешь гораздо большего».

Так дают о себе знать несколько живущих в каждом из нас индивидуумов, которые редко бывают согласны друг с другом. И если нам все же удается, несмотря ни на что, ощущать себя цельной личностью, то это лишь потому, что различные стороны нашего «Я» соглашаются не говорить все одновременно.

Встреча с «Я»

ИМЕТЬ СОБСТВЕННОЕ «Я» ОЗНАЧАЕТ ВПИТАТЬ В СЕБЯ ВСЕ МНОГОГОЛОСЬЕ ТЕХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ НАС ОКРУЖАЮТ.

Для последователей Фрейда наше настоящее, незнакомое «Я» невольно проглядывает в тот момент, когда мы забываемся и перестаем себя контролировать. В такие моменты мы ошибаемся, проговариваемся, забываем чьи-то имена или видим сны – так проявляет себя наше бессознательное. Но есть и другой взгляд на ту глубинную, покрывающую все противоречия целостность, которую можно назвать нашим истинным «Я». Каждому из нас знакомо это переживание: родители, друзья, коллеги ждут от нас определенного поведения, но что-то сопротивляется в нас, внутренний голос тихо, но настойчиво говорит нам, как на самом деле нужно поступить. «Так, будто в середине нашего «Я» раскрывается некая глубина, из которой нам навстречу поднимаются чувства, интуитивное чутье, образы, слова, – пишет экзистенциальный аналитик Альфрид Лэнгле (Alfried Langle). – Если мы хотим обратиться к этому самому подлинному в нас, к нашей сути, нам следует «дать себе быть» и, открывшись внутрь себя, спросить: «Чувствую ли я, что так для меня правильно?» И обратить внимание на свое интуитивное чувство, которое при этом начинает звучать как ответ на этот вопрос»*. Это и есть голос нашего истинного «Я», который нужно расслышать и которому можно доверять.

Журнал PSYCHOLOGIES, №31 | Елена Ратнер 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Выступление психолога на первом родительском собрании

Чаще всего выступление психолога на первом родительском собрании происходит в начале…

Работа психолога с детьми, характеризующимися высоким…

Развивающая работа психолога с детьми, характеризующимися высоким уровнем школьной…

Роль компьютерных игр в развитии компьютерозависимого…

Данные научных исследований свидетельствуют о неуклонно возрастающей распространенности…

Первое родительское собрание - как подготовить и провести

Трудно переоценить важность родительского собрания в начале учебного года. Оно…