Невербальные сигналы в политике

Политики давно осознали важную роль невербальных сигналов. Говорят, что американский президент Линдон Джонсон был чрезвычайно чувствительным к тому, о чем могли поведать невербальные сигналы. На следующий день после убийства президента Кеннеди он постоянно напоминал своим сотрудником о том, что они не должны стоять у окон Белого дома и смотреть на улицу, ибо боялся, что это будет воспринято как просьба о помощи. Автор книги о президенте Джордже Буше-младшем (Woodward), посвященной тому, как и почему Буш и его администрация нанесли упреждающий удар но Ираку, отмечает, что члены правительства внимательно следили за языком тела президента.

Средний россиянин смотрит телевизор примерно, 28 часов в неделю, и к 65 годам набегает около 9 лет «телесмотрения». Телевидение способно подчеркнуть невербальные сигналы, которые могут повлиять на избирателей, и кандидаты прекрасно знают, что избиратели могут сделать выбор на основании телевизионного имиджа кандидата. Однако предвзятость в отношении кандидатов, которая читается на лицах комментаторов, тоже может сыграть определенную роль в выборе избирателей.

Некоторые считают, что политики-кандидаты настолько озабочены своим имиджем, что им уже не до аргументации своей политики. Если это действительно так, то только потому, что политикам прекрасно известно: имидж потенциально способен превзойти любую аргументацию по существу (Ailes; Budescheim, & DePaola). Телевизионное выступление физически непривлекательного кандидата и кандидата, чье поведение не свидетельствует об энергии, уверенности и не вызывает симпатии у избирателей, скорее всего, будет неудачным. Кандидаты, чье невербальное поведение посылает с экрана позитивное послание — мимика говорит об искренности, положение тела — о симпатии к зрителям, а голос исполнен теплоты и заботы, скорее получат поддержку избирателей. Телевидение требует «новой риторики — более мягкого и сердечного стиля общения» (Jamieson). Это ни в коем случае не умаляет значения вербальных сигналов, которые должны посылать кандидаты и которые тоже должны свидетельствовать об их энергии и уверенности в себе. Насколько кандидаты в президенты преуспели в соревновании имиджей?

В 1960 году, после первых телевизионных дебатов кандидатов в президенты Ричарда Никсона и Джона Кеннеди, аналитики часто объясняли поражение Никсона тем, что он предстал на экране отнюдь не в лучшем виде: сквозь театральный грим просвечивала не очень тщательно выбритая кожа, неудачное освещение подчеркивало усталое лицо, костюм сливался с фоном и т. п. Журналисты приводили слова Никсона о том, что он был слишком занят подготовкой к дебатам и ему было некогда думать о своей внешности (Brvski& Frve; Tiemens). Анализ движений Никсона показывает, что внешность была лишь одним из его невербальных недостатков:

Никсон сидел в напряженной позе, тогда как Кеннеди сидел, положив ногу на ногу; его руки свободно лежали на подлокотниках, а вес тела был хорошо отцентрирован. Благодаря средней камере можно было увидеть, что Никсон буквально вцепляется в кафедру и в течение длительных промежутков времени не жестикулирует, хотя его голова и совершает выразительные движения. Никсон не просто часто моргает (чаще одного раза в секунду), а настолько часто, что в какие-то мгновения его глаза оказываются закрытыми. По сравнению с ним Кеннеди, конечно, выигрывал, несмотря на его весьма ординарное поведение и зажатость (Davis).

Широко обсуждалось сообщение о том, что радиослушатели оценили дебаты как ничью, тогда как телезрители присудили победу Кеннеди. Несмотря на то что точность этих суждений подвергалась сомнению, они безусловно повлияли на то, что в дальнейшем стали обращать большее внимание на роль невербальных сигналов в политических кампаниях и предвыборных дебатах (Kraus; Vancil & Pendell). К 1968 году кандидат в президенты Никсон узнал гораздо больше о невербальных сигналах и об использовании телевидения. В книге журналиста Джо Макгинниса «Как продать президента-1968?» (Joe McGinniss, «The Selling of the President 1968») представлена весьма выразительная, если не тревожная, картина, показывающая, какая роль отводилась невербальным сигналам в «телевизионной политике»:

Телевидение особенно полезно тому политику, у которого мало идей, но который умеет очаровывать… То, что у него нет идей, на телевидении не имеет значения. Зрителей больше интересует его внешность. Ему не нужно быть ни государственным мужем, ни общественным деятелем; он должен лишь вовремя появиться. Оценить успех и неудачу легко: как часто его приглашают в телестудию? Если достаточно часто, его цель достигнута: он быстро проходит путь от «политика» до «знаменитости», последний статус ему присваивают благодарные зрители, которые чувствуют, что наконец-то у них есть возможность сделать выбор. Это значит, что телевизионного кандидата сравнивают не с его предшественниками, не со стандартом поведения, выработанным в результате двух веков демократии, а с Майклом Дугласом. Уверенно ли он держится? Не мямлит ли? Не нервничает ли? Удалось ли ему рассмешить меня? Появилось ли у меня теплое чувство к нему?

И далее в той же книге: «Слова могли быть теми же самыми, что Никсон использовал всегда, — слова, выражающие согласие баллотироваться в президенты. Но они казались живыми и свежими, потому что, когда Никсон произносил их, на экране одна неподвижная картинка сменяла другую. Будь его воля, [Гарри] Треливен создал бы образ Никсона, совершенно не зависящий от его слов. Никсон повторял бы свои старые трюизмы, но его никто не слушал бы. Слова превратились бы в некий приятный и убаюкивающий фон. Сменяющие одна другую фотографии были бы отобраны с величайшим тщанием, чтобы создать у слушателей впечатление, что Никсон компетентен, что он уважает традиции, что ему присущи спокойствие и вера в то, что американский народ — лучший народ в мире и что проблемы, о которых все кричат, ровным счетом ничего не значат в стране, в которой самые высокие здания, самая сильная армия, самые большие фабрики, самые замечательные дети и самые восхитительные закаты в мире. Даже более того: благодаря ассоциации с этими фотографиями Никсон мог бы стать одним из чудес Америки.»

После 1968 года стратегии, используемые для создания привлекательных образов политиков, стали более распространенными и более изощренными. Зрительная презентация кандидата на интернет-сайтах специально предназначена для создания такого образа, который, как считается, поможет ему завоевать доверие избирателей: это и семейные фотографии или видеозаписи, призванные убедить избирателей в том, что он — человек, для которого важны «семейные ценности», или фотографии кандидата, одетого в повседневную одежду и беседующего с людьми, работающими в ресторанах или на фабриках, свидетельствующие о его близости с избирателями (Verser & Wicks).

Обстановка, в которой кандидат произносит свои речи или появляется на телеэкране, тщательно продумывается. В 2004 году, во время выступления президента Буша в Индианаполисе в ходе предвыборной кампании, его помощники из Белого дома просили людей в толпе снять галстуки, чтобы они были больше похожи на людей, которые выиграют от предложенного Бушем снижения налогов. Плакаты и лозунги, на фоне которых проходило большинство выступлений Буша, были неотъемлемой частью любой фотографии, запечатлевшей Буша-оратора. Те, кто на следующий день видел фотографию в газете, без труда понимали, что поза Буша и фон, на котором он запечатлен, полностью передают содержание его речи (рис. 1). Когда для выступления с речью о том, как его экономический план будет способствовать развитию малого бизнеса, президент Буш выбрал небольшую судоходную компанию, его помощники разместили за его спиной американские флаги и лозунг «Укрепим экономику!» Стоявшие возле подиума коробки с надписями «Сделано в Китае» были прикрыты, и на заднем фоне появились коробки с надписью «Сделано в США».

Дж. БушАнализ президентских дебатов Картер — Форд (1976 год) показывает, что проигрыш Джеральда Форда был приписан тому, что он меньше смотрел в камеру, выглядел более мрачным и что камера показывала его в менее удачных ракурсах (Tiemens). Соответственно проигрыш Джимми Картера Рональду Рейгану в 1980 году объясняли его видимым напряжением и неспособностью «увязывать невербальное поведение с вербальными посланиями» (Ritter & Henry). Очень часто эффективными лидерами признаются люди, способные уверенно оценить ситуацию и вести себя в соответствии с ней так, чтобы окружающие могли раскрепоститься. Многие именно так оценивали невербальное поведение Рейгана. В 1984 году экспрессивность Рейгана и его физическая привлекательность были очевидны, тогда как его оппонент Уолтер Мондэйл был признан невыразительным и непривлекательным (Patterson, Churchill, Burger, & Powell). Возможно, избирателей более всего отталкивают от кандидата проявления страха и неуверенности, включая направленный вниз взгляд, колебания, быстрые, суетливые движения или состояние оцепенения вроде того, в котором оказался Дэн Куэйл, когда в 1988 году во время вице-президентских дебатов Ллойд Бентсен сказал ему: «Вы не Джек Кеннеди». Некоторые даже принимали напряженную улыбку Уолтера Мондэйла за гримасу страха (Masters; Sullivan, Masters, Lanzetta, McHugo, Plate, & Englis).

Тот факт, что лица кандидатов в президенты постоянно мелькают в предвыборной литературе и в телевизионных рекламах, делает этот признак особенно важным для формирования восприятия избирателей. В одном исследовании испытуемым показывали фотографии лиц кандидатов в конгресс на 2000-2004 годы и просили ответить на вопрос, кто из них кажется им наиболее компетентным. Из кандидатов, признанных наиболее компетентными, в сенат прошли 71,6%, а в палату представителей — 68,8%. Аналогичные результаты были получены и в исследовании, которое было проведено сразу же вслед за первым и в котором фотографии показывали испытуемым всего в течение одной секунды (Todorov, Mandisodza, Goren, & Hall). Если у одного из кандидатов более «взрослое» лицо, а у его соперника — более «детское», первый признается более компетентным (Zebrowitz). Когда были оцифрованы фотографии президентов Клинтона, Рейгана и Кеннеди, им придали более «солидный» вид за счет изменения величины глаз и губ (Keating, Randall, & Kendrick). Менее «солидный» Клинтон с более крупными глазами и губами, был признан самым честным и привлекательным даже теми, кто не поддержал его на выборах в 1996 году. Рейтинги Клинтона не зависели от его моложавой внешности, а рейтинги Рейгана и Кеннеди падали, когда их лица делали более моложавыми.

К счастью, советники по имиджу еще не способны контролировать все переменные, среди которых не последнюю роль играет растущая информированность общества о том, как создается имидж политика. Тщательно контролируемая внешность и написанные речи отходят на задний план или оцениваются объективно, когда кандидаты приступают к спонтанному обмену репликами и начинается активный диалог о насущных проблемах.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.