Ср07262017

Обновление08:40:13

Невербальные сигналы в политике

Невербальные сигналы в политике

Политики давно осознали важную роль невербальных сигналов. Говорят, что американский президент Линдон Джонсон был чрезвычайно чувствительным к тому, о чем могли поведать невербальные сигналы. На следующий день после убийства президента Кеннеди он постоянно напоминал своим сотрудником о том, что они не должны стоять у окон Белого дома и смотреть на улицу, ибо боялся, что это будет воспринято как просьба о помощи. Автор книги о президенте Джордже Буше-младшем (Woodward), посвященной тому, как и почему Буш и его администрация нанесли упреждающий удар но Ираку, отмечает, что члены правительства внимательно следили за языком тела президента.

Средний россиянин смотрит телевизор примерно, 28 часов в неделю, и к 65 годам набегает около 9 лет «телесмотрения». Телевидение способно подчеркнуть невербальные сигналы, которые могут повлиять на избирателей, и кандидаты прекрасно знают, что избиратели могут сделать выбор на основании телевизионного имиджа кандидата. Однако предвзятость в отношении кандидатов, которая читается на лицах комментаторов, тоже может сыграть определенную роль в выборе избирателей.

Некоторые считают, что политики-кандидаты настолько озабочены своим имиджем, что им уже не до аргументации своей политики. Если это действительно так, то только потому, что политикам прекрасно известно: имидж потенциально способен превзойти любую аргументацию по существу (Ailes; Budescheim, & DePaola). Телевизионное выступление физически непривлекательного кандидата и кандидата, чье поведение не свидетельствует об энергии, уверенности и не вызывает симпатии у избирателей, скорее всего, будет неудачным. Кандидаты, чье невербальное поведение посылает с экрана позитивное послание — мимика говорит об искренности, положение тела — о симпатии к зрителям, а голос исполнен теплоты и заботы, скорее получат поддержку избирателей. Телевидение требует «новой риторики — более мягкого и сердечного стиля общения» (Jamieson). Это ни в коем случае не умаляет значения вербальных сигналов, которые должны посылать кандидаты и которые тоже должны свидетельствовать об их энергии и уверенности в себе. Насколько кандидаты в президенты преуспели в соревновании имиджей?

В 1960 году, после первых телевизионных дебатов кандидатов в президенты Ричарда Никсона и Джона Кеннеди, аналитики часто объясняли поражение Никсона тем, что он предстал на экране отнюдь не в лучшем виде: сквозь театральный грим просвечивала не очень тщательно выбритая кожа, неудачное освещение подчеркивало усталое лицо, костюм сливался с фоном и т. п. Журналисты приводили слова Никсона о том, что он был слишком занят подготовкой к дебатам и ему было некогда думать о своей внешности (Brvski& Frve; Tiemens). Анализ движений Никсона показывает, что внешность была лишь одним из его невербальных недостатков:

Никсон сидел в напряженной позе, тогда как Кеннеди сидел, положив ногу на ногу; его руки свободно лежали на подлокотниках, а вес тела был хорошо отцентрирован. Благодаря средней камере можно было увидеть, что Никсон буквально вцепляется в кафедру и в течение длительных промежутков времени не жестикулирует, хотя его голова и совершает выразительные движения. Никсон не просто часто моргает (чаще одного раза в секунду), а настолько часто, что в какие-то мгновения его глаза оказываются закрытыми. По сравнению с ним Кеннеди, конечно, выигрывал, несмотря на его весьма ординарное поведение и зажатость (Davis).

Широко обсуждалось сообщение о том, что радиослушатели оценили дебаты как ничью, тогда как телезрители присудили победу Кеннеди. Несмотря на то что точность этих суждений подвергалась сомнению, они безусловно повлияли на то, что в дальнейшем стали обращать большее внимание на роль невербальных сигналов в политических кампаниях и предвыборных дебатах (Kraus; Vancil & Pendell). К 1968 году кандидат в президенты Никсон узнал гораздо больше о невербальных сигналах и об использовании телевидения. В книге журналиста Джо Макгинниса «Как продать президента-1968?» (Joe McGinniss, «The Selling of the President 1968») представлена весьма выразительная, если не тревожная, картина, показывающая, какая роль отводилась невербальным сигналам в «телевизионной политике»:

Телевидение особенно полезно тому политику, у которого мало идей, но который умеет очаровывать... То, что у него нет идей, на телевидении не имеет значения. Зрителей больше интересует его внешность. Ему не нужно быть ни государственным мужем, ни общественным деятелем; он должен лишь вовремя появиться. Оценить успех и неудачу легко: как часто его приглашают в телестудию? Если достаточно часто, его цель достигнута: он быстро проходит путь от «политика» до «знаменитости», последний статус ему присваивают благодарные зрители, которые чувствуют, что наконец-то у них есть возможность сделать выбор. Это значит, что телевизионного кандидата сравнивают не с его предшественниками, не со стандартом поведения, выработанным в результате двух веков демократии, а с Майклом Дугласом. Уверенно ли он держится? Не мямлит ли? Не нервничает ли? Удалось ли ему рассмешить меня? Появилось ли у меня теплое чувство к нему?

И далее в той же книге: «Слова могли быть теми же самыми, что Никсон использовал всегда, — слова, выражающие согласие баллотироваться в президенты. Но они казались живыми и свежими, потому что, когда Никсон произносил их, на экране одна неподвижная картинка сменяла другую. Будь его воля, [Гарри] Треливен создал бы образ Никсона, совершенно не зависящий от его слов. Никсон повторял бы свои старые трюизмы, но его никто не слушал бы. Слова превратились бы в некий приятный и убаюкивающий фон. Сменяющие одна другую фотографии были бы отобраны с величайшим тщанием, чтобы создать у слушателей впечатление, что Никсон компетентен, что он уважает традиции, что ему присущи спокойствие и вера в то, что американский народ — лучший народ в мире и что проблемы, о которых все кричат, ровным счетом ничего не значат в стране, в которой самые высокие здания, самая сильная армия, самые большие фабрики, самые замечательные дети и самые восхитительные закаты в мире. Даже более того: благодаря ассоциации с этими фотографиями Никсон мог бы стать одним из чудес Америки.»

После 1968 года стратегии, используемые для создания привлекательных образов политиков, стали более распространенными и более изощренными. Зрительная презентация кандидата на интернет-сайтах специально предназначена для создания такого образа, который, как считается, поможет ему завоевать доверие избирателей: это и семейные фотографии или видеозаписи, призванные убедить избирателей в том, что он — человек, для которого важны «семейные ценности», или фотографии кандидата, одетого в повседневную одежду и беседующего с людьми, работающими в ресторанах или на фабриках, свидетельствующие о его близости с избирателями (Verser & Wicks).

Обстановка, в которой кандидат произносит свои речи или появляется на телеэкране, тщательно продумывается. В 2004 году, во время выступления президента Буша в Индианаполисе в ходе предвыборной кампании, его помощники из Белого дома просили людей в толпе снять галстуки, чтобы они были больше похожи на людей, которые выиграют от предложенного Бушем снижения налогов. Плакаты и лозунги, на фоне которых проходило большинство выступлений Буша, были неотъемлемой частью любой фотографии, запечатлевшей Буша-оратора. Те, кто на следующий день видел фотографию в газете, без труда понимали, что поза Буша и фон, на котором он запечатлен, полностью передают содержание его речи (рис. 1). Когда для выступления с речью о том, как его экономический план будет способствовать развитию малого бизнеса, президент Буш выбрал небольшую судоходную компанию, его помощники разместили за его спиной американские флаги и лозунг «Укрепим экономику!» Стоявшие возле подиума коробки с надписями «Сделано в Китае» были прикрыты, и на заднем фоне появились коробки с надписью «Сделано в США».

Дж. БушАнализ президентских дебатов Картер - Форд (1976 год) показывает, что проигрыш Джеральда Форда был приписан тому, что он меньше смотрел в камеру, выглядел более мрачным и что камера показывала его в менее удачных ракурсах (Tiemens). Соответственно проигрыш Джимми Картера Рональду Рейгану в 1980 году объясняли его видимым напряжением и неспособностью «увязывать невербальное поведение с вербальными посланиями» (Ritter & Henry). Очень часто эффективными лидерами признаются люди, способные уверенно оценить ситуацию и вести себя в соответствии с ней так, чтобы окружающие могли раскрепоститься. Многие именно так оценивали невербальное поведение Рейгана. В 1984 году экспрессивность Рейгана и его физическая привлекательность были очевидны, тогда как его оппонент Уолтер Мондэйл был признан невыразительным и непривлекательным (Patterson, Churchill, Burger, & Powell). Возможно, избирателей более всего отталкивают от кандидата проявления страха и неуверенности, включая направленный вниз взгляд, колебания, быстрые, суетливые движения или состояние оцепенения вроде того, в котором оказался Дэн Куэйл, когда в 1988 году во время вице-президентских дебатов Ллойд Бентсен сказал ему: «Вы не Джек Кеннеди». Некоторые даже принимали напряженную улыбку Уолтера Мондэйла за гримасу страха (Masters; Sullivan, Masters, Lanzetta, McHugo, Plate, & Englis).

Тот факт, что лица кандидатов в президенты постоянно мелькают в предвыборной литературе и в телевизионных рекламах, делает этот признак особенно важным для формирования восприятия избирателей. В одном исследовании испытуемым показывали фотографии лиц кандидатов в конгресс на 2000-2004 годы и просили ответить на вопрос, кто из них кажется им наиболее компетентным. Из кандидатов, признанных наиболее компетентными, в сенат прошли 71,6%, а в палату представителей — 68,8%. Аналогичные результаты были получены и в исследовании, которое было проведено сразу же вслед за первым и в котором фотографии показывали испытуемым всего в течение одной секунды (Todorov, Mandisodza, Goren, & Hall). Если у одного из кандидатов более «взрослое» лицо, а у его соперника — более «детское», первый признается более компетентным (Zebrowitz). Когда были оцифрованы фотографии президентов Клинтона, Рейгана и Кеннеди, им придали более «солидный» вид за счет изменения величины глаз и губ (Keating, Randall, & Kendrick). Менее «солидный» Клинтон с более крупными глазами и губами, был признан самым честным и привлекательным даже теми, кто не поддержал его на выборах в 1996 году. Рейтинги Клинтона не зависели от его моложавой внешности, а рейтинги Рейгана и Кеннеди падали, когда их лица делали более моложавыми.

К счастью, советники по имиджу еще не способны контролировать все переменные, среди которых не последнюю роль играет растущая информированность общества о том, как создается имидж политика. Тщательно контролируемая внешность и написанные речи отходят на задний план или оцениваются объективно, когда кандидаты приступают к спонтанному обмену репликами и начинается активный диалог о насущных проблемах.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Искусство договариваться с подростками

Подростковый возраст не зря называют «трудным». Еще недавно послушные, милые, покладистые…

Особенности работы психотерапевта с детьми и подростками

Психотерапевту скучать не приходится. В особенности тому, который имеет широкую…

Педагогическая характеристика ученика на ПМПК

Как показывает опыт, иногда сложности могут возникнуть при подготовке педагогического…

Техники рефлексивного слушания

Все перечисленные ниже техники объединяет направленность на одновременное решение трех…