Чт04192018

Обновление08:40:13

Память и основные правила мнемотехники

Память и запоминание

Ключевые термины: память, процессы памяти, реминисценция, интерференция, виды памяти: мгновенная (иконическая), кратковременная, оперативная, долговременная, мнемотехника, закон Дж. Миллера.

Под процессами памяти понимают сохранение, узнавание, закрепление, воспроизведение и забывание информации. Память – обязательное условие для осуществления прогнозирования в жизнедеятельности, без которого невозможна эффективная адаптация организма к среде.

У животных наблюдается два вида памяти: генетическая (информация закрепляется в генетическом аппарате и таким образом передается от поколения к поколению) и механическая (положительные результаты деятельности закрепляются благодаря способности к научению, приобретению жизненного опыта).

Память у человека обеспечивает единство и целость личности. В сохранении информации у человека существенную роль играет вторая сигнальная система. Поэтому процессы памяти у человека уникальны, а его мнемические1 способности находятся на недосягаемом для животных уровне развития.

Немецкий психолог Г. Эббингауз (1850 – 1909 гг.) установил, что 60 % новой информации забывается в течение 3-4 часов после ее предъявления. Оставшаяся часть информации сохраняется значительно дольше. При этом наблюдается эффект реминисценции2 (отсроченного воспроизведения): через некоторое время казалось бы «забытая» информация вновь всплывает в сознании, причем, чем более значима информация для ситуации или для личности, тем сильнее проявляет себя реминисценция.

Запоминаемая информация редко сохраняется в исходном виде, чаще всего она корректируется и обогащается прошлым опытом. Возникает эффект интерференции: образы памяти наслаиваются друг на друга. При этом речь не идет о простом суммировании образов, а об их трансформации.

Виды памяти

Возможны разнообразные классификации памяти по различным критериям.По критерию времени запоминания память классифицируется на:

  • мгновенную (иконическую). Длительность запоминания – от 0,1 – 0,5 сек. до 20 сек.). При этом удерживается точный и достаточно полный образ воспринятого без какой-либо его переработки;
  • кратковременная (до нескольких десятков секунд). Сохраняется не вся воспринятая информация, а только та, которая соотносится с актуальными интересами и потребностями человека. Поэтому люди, наблюдая одну и ту же картину, запоминают разные ее детали, что и объясняет противоречивость их следов памяти;
  • оперативную. Срок сохранения информации прямо зависит от выдвинутой задачи, установки на запоминание. Функции установки может выполнять страх перед событием, определенной датой, ситуацией, возможностью;
  • долговременную. Информация сохраняется в течение неограниченного срока. Многократное воспроизведение усиливает следы информации.

По преобладающему в процессах памяти анализатору память классифицируется на зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную, осязательную, обонятельную, вкусовую, вербальную.

По активизации волевого критерия в процессах памяти она классифицируется на непроизвольную (то есть запоминание осуществляется автоматически, без волевого импульса со стороны индивида) и произвольную (предполагающую целенаправленную мнемическую активность).

Основные правила мнемотехники3:

1. Лучшему запоминанию способствует осмысление материала посредством его анализа, синтеза, систематизации, структурирования материала. Полезно графически организовать новый материал при помощи логических схем, графиков, диаграмм, моделей и другой наглядности.

2. Поскольку яркая по организации, привлекательная по рациональной значимости информация запоминается лучше, полезно найти в запоминаемом материале такие грани, которые помогут стимулировать воображение индивида.

3. В организации произвольного запоминания полезно давать соответствующие установки. Чаще всего даются установки на время, но наиболее эффективны установки на ситуацию и на содержание, когда из «архива» извлекается то, что непосредственно относится к «запросу».

4. Информация легче запоминается и воспроизводится, если ее связывать с другими впечатлениями. Необходимо найти связи нового материала с тем, который уже прочно освоен.

5. Процесс запоминания подчиняется закономерности «большое – к большому»: чем большими знаниями в запоминаемой области обладает индивид, тем больший объем новой информации он способен запомнить.

6. Объем запоминаемой информации подчиняется закону Дж. Миллера. Его суть сводится к формуле: 7±2. Человек за один раз может запомнить от 5 до 9 единиц информации. Разница лишь в том, что для одного индивида в единицу входит цифра, буква, слово, а для другого – абзац или раздел книги.

7. Всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Поэтому следует дать возможность запоминаемой информации «отстояться».

8. Лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и в конце ряда информации.

9. Повторение – мать учения. Целесообразно организовать четыре повторения: сразу, после заучивания; через 20 минут; через день; через 2-3 недели.

Рассмотренные вопросы:

  • Характеристика процессов памяти.
  • Классификации памяти по временному критерию.
  • Реминисценция.
  • Роль второй сигнальной системы в процессах запоминания.
  • Закон Дж. Миллера.
  • Значение установки в процессах памяти.
  • Приемы развития памяти.

1 От греч. mnema – память.
2 От позднелат. reminiscentia – воспоминание.
3 Мнемотехника (от греч. mnemonika – искусство запоминания) – совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Как проигнорировать совет человека, не задев его чувств

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему некоторые люди приходят в ярость, когда…

Как приобщить детей к чтению

Случалось ли вам брать в руки книгу и зачитываться так, что вы забывали про все вокруг?…

Учим детей управлять гневом

Гнев — это одна из основных эмоций, которую время от времени испытывает каждым. С самого…

Помощь при депрессиях

Современный подход к лечению депрессий предполагает комбинацию различных методов -…