Память и основные правила мнемотехники

Ключевые термины: память, процессы памяти, реминисценция, интерференция, виды памяти: мгновенная (иконическая), кратковременная, оперативная, долговременная, мнемотехника, закон Дж. Миллера.

Под процессами памяти понимают сохранение, узнавание, закрепление, воспроизведение и забывание информации. Память – обязательное условие для осуществления прогнозирования в жизнедеятельности, без которого невозможна эффективная адаптация организма к среде.

У животных наблюдается два вида памяти: генетическая (информация закрепляется в генетическом аппарате и таким образом передается от поколения к поколению) и механическая (положительные результаты деятельности закрепляются благодаря способности к научению, приобретению жизненного опыта).

Память у человека обеспечивает единство и целость личности. В сохранении информации у человека существенную роль играет вторая сигнальная система. Поэтому процессы памяти у человека уникальны, а его мнемические1 способности находятся на недосягаемом для животных уровне развития.

Немецкий психолог Г. Эббингауз (1850 – 1909 гг.) установил, что 60 % новой информации забывается в течение 3-4 часов после ее предъявления. Оставшаяся часть информации сохраняется значительно дольше. При этом наблюдается эффект реминисценции 2 (отсроченного воспроизведения): через некоторое время казалось бы «забытая» информация вновь всплывает в сознании, причем, чем более значима информация для ситуации или для личности, тем сильнее проявляет себя реминисценция.

Запоминаемая информация редко сохраняется в исходном виде, чаще всего она корректируется и обогащается прошлым опытом. Возникает эффект интерференции: образы памяти наслаиваются друг на друга. При этом речь не идет о простом суммировании образов, а об их трансформации.

Виды памяти

Возможны разнообразные классификации памяти по различным критериям. По критерию времени запоминания память классифицируется на:

  • мгновенную (иконическую). Длительность запоминания – от 0,1 – 0,5 сек. до 20 сек.). При этом удерживается точный и достаточно полный образ воспринятого без какой-либо его переработки;
  • кратковременная (до нескольких десятков секунд). Сохраняется не вся воспринятая информация, а только та, которая соотносится с актуальными интересами и потребностями человека. Поэтому люди, наблюдая одну и ту же картину, запоминают разные ее детали, что и объясняет противоречивость их следов памяти;
  • оперативную. Срок сохранения информации прямо зависит от выдвинутой задачи, установки на запоминание. Функции установки может выполнять страх перед событием, определенной датой, ситуацией, возможностью;
  • долговременную. Информация сохраняется в течение неограниченного срока. Многократное воспроизведение усиливает следы информации.

По преобладающему в процессах памяти анализатору память классифицируется на зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную, осязательную, обонятельную, вкусовую, вербальную.

По активизации волевого критерия в процессах памяти она классифицируется на непроизвольную (то есть запоминание осуществляется автоматически, без волевого импульса со стороны индивида) и произвольную (предполагающую целенаправленную мнемическую активность).

Основные правила мнемотехники3:

1. Лучшему запоминанию способствует осмысление материала посредством его анализа, синтеза, систематизации, структурирования материала. Полезно графически организовать новый материал при помощи логических схем, графиков, диаграмм, моделей и другой наглядности.

2. Поскольку яркая по организации, привлекательная по рациональной значимости информация запоминается лучше, полезно найти в запоминаемом материале такие грани, которые помогут стимулировать воображение индивида.

3. В организации произвольного запоминания полезно давать соответствующие установки. Чаще всего даются установки на время, но наиболее эффективны установки на ситуацию и на содержание, когда из «архива» извлекается то, что непосредственно относится к «запросу».

4. Информация легче запоминается и воспроизводится, если ее связывать с другими впечатлениями. Необходимо найти связи нового материала с тем, который уже прочно освоен.

5. Процесс запоминания подчиняется закономерности «большое – к большому»: чем большими знаниями в запоминаемой области обладает индивид, тем больший объем новой информации он способен запомнить.

6. Объем запоминаемой информации подчиняется закону Дж. Миллера. Его суть сводится к формуле: 7±2. Человек за один раз может запомнить от 5 до 9 единиц информации. Разница лишь в том, что для одного индивида в единицу входит цифра, буква, слово, а для другого – абзац или раздел книги.

7. Всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Поэтому следует дать возможность запоминаемой информации «отстояться».

8. Лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и в конце ряда информации.

9. Повторение – мать учения. Целесообразно организовать четыре повторения: сразу, после заучивания; через 20 минут; через день; через 2-3 недели.

Рассмотренные вопросы:

  • Характеристика процессов памяти.
  • Классификации памяти по временному критерию.
  • Реминисценция.
  • Роль второй сигнальной системы в процессах запоминания.
  • Закон Дж. Миллера.
  • Значение установки в процессах памяти.
  • Приемы развития памяти.
1 От греч. mnema – память.
2 От позднелат. reminiscentia – воспоминание.
3 Мнемотехника (от греч. mnemonika – искусство запоминания) – совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.