Ср12072016

Обновление09:33:56

Потребности человека

марионетки

Дерево потребностей

Потребности человека вытекают из его природы, поэтому потребности — это те условия существования человека, которые соблюдаются у всех народов. Мотивы же поведения меняются от культуры к культуре. Повседневное поведение человека определяется мотивами, но целью поведения должно быть обеспечение потребностей. Если потребности не удовлетворяются, то жизнь становится все более и более ужасной.

Разделить потребности и мотивы легко на следующем примере. Мотивом поведения модницы является приобретение нового платья. Но какую потребность удовлетворяет этот мотив? Если предложить моднице самый лучший наряд, но при условии, что она не может его надевать при других людях, то она сразу откажется. Но почему? А потому, что модная одежда удовлетворяет потребность в социальном статусе. Без этой потребности мотив покупать новую одежду, когда шкаф и так забит нарядами, лишен смысла.

Потребности человека нужно хорошо знать, потому что на них и опираются мотивы. Если мы попытаемся навязать человеку мотивы, которые не связаны с удовлетворением потребностей, то такие мотивы скоро развалятся. Человеку будет лень их достигать. Поэтому множество призывов, лозунгов, увещеваний, нотаций пропадает впустую. Они пытаются создать мотив на пустом месте. Такой мотив не трогает человека.

Потребности дают человеку энергию действия.

Если перед вами стоит энергоемкая цель, то вы должны сначала определить, какую потребность эта цель удовлетворяет. Если никакую, то скоро вы будете физически не в состоянии ее достичь. Сначала вам станет скучно, и вы заметите, что постоянно отвлекаетесь. Потом пропадет всякий интерес, и вы будете искать любой предлог, чтобы этим не заниматься. А потом вам станет трудно даже пошевелить пальцем, чтобы достичь поставленной цели.

И наоборот, если цель удовлетворяет важную потребность, то каждый успех дает вам прилив энергии, и вы готовы к еще большему успеху. А трудности не страшат, а только увеличивают ваш энтузиазм.

Набор потребностей человека не очень велик. Его легко запомнить, если сравнить всю совокупность потребностей с деревом. Представьте, что корни дерева — это базовые потребности, необходимые для выживания. Ствол дерева — социальные потребности, а крона — интеллектуальные.

Базовые потребности

Природа тщательно отобрала базовые потребности для человека. Их всего три:

  1. дыхание;
  2. питание;
  3. секс.

Почему природа так поступила, трудно сказать. Видимо, у нее были какие-то соображения. Но человек — это единственное животное, которое может произвольно дышать, есть и заниматься сексом. А следовательно, задерживать дыхание, голодать и воздерживаться от секса.

Произвольное управление этими потребностями порождает самые различные варианты их удовлетворения.

Но на всякий случай ограничители этого поведения заложены в лимбической системе. Проще всего действие ограничителей проследить на примере чувства голода. При снижении в крови питательных веществ латеральные ядра гипоталамуса, которые часто называют «центром голода», начинают возбуждаться. Это возбуждение передается коре головного мозга. Если возбуждение коры в данный момент высокое, то голод не осознается. Но постепенно лимбическая система переключает внимание на центр голода все более широкие слои коры, пока все внимание человека не сосредоточится на чувстве голода.

В обычных условиях базовые потребности легко удовлетворяются, поэтому практически не влияют на поведение.

Иногда эти потребности называют потребностями выживания. Попытки объяснить все поведение человека только этими потребностями делаются постоянно. Самым известным примером является теория Фрейда о сведении всех побуждений человека к половому влечению.

Но проявления человеческой деятельности настолько разнообразны, что свести их к одному или двум биологическим факторам невозможно. Такая примитивизация человека лишена практического смысла.

Любопытно, что во время сновидений все базовые функции мозга достигают такой же интенсивности, как и во время бодрствования. Дыхание вместо глубокого и сонного вновь становится учащенным и неравномерным. Выделяется желудочный сок. И у мужчин, и у женщин наступают генитальные эрекции.

Неудивительно, что многие люди считают сон второй реальностью. Иногда во второй реальности человек чувствует себя даже лучше, чем в первой. Генитальные эрекции регистрировались даже у девяностолетних.

Базовые потребности влияют на мотивацию только в случае их неудовлетворения, тогда их сила возрастает колоссально. Но как только они удовлетворены, их мотивирующая сила исчезает.

Социальные потребности

В основе социальных потребностей все так же лежат биологические причины. Человек — животное стадное. Поэтому у него хорошо развиты чувства сопереживания и сострадания.

Посмеяться от души над веселой комедией можно и в одиночестве. Но в переполненном зале общий взрыв хохота воздействует гораздо сильнее. Находясь в спортивной команде, человек сливается с ней и чувствует объединенную силу как свою собственную. Всеобщее ликование по поводу радостного события в жизни страны заставляет людей выходить на улицы, чтобы ощутить сопричастность.

Насколько человек нуждается в других людях, показали эксперименты по добровольной изоляции. Испытуемые жили в полностью комфортных условиях, но при одном ограничении. Они не могли общаться с другими людьми. Через несколько месяцев они начинали испытывать серьезные эмоциональные трудности.

Поэтому общение необходимо человеку так же, как пища, но с важным отличием: общение не всякое, а в рамках культурных традиций. Если окружающие люди не вписываются в рамки социальных ожиданий человека, то возникает потребность избежать общения. Изолироваться от общества. Но тут же появляется желание найти лучшее общество, найти тех, кто тебя понимает, потому что социальные потребности требуют своего удовлетворения.

Социальных потребностей всего две:

  1. потребность в социальном статусе;
  2. потребность в душевной близости.

Социальный статус — это место, занимаемое человеком в социальной структуре общества. На статус влияют как не зависящие от личности факторы — пол, возраст, национальность, — так и достигаемые факторы: образование, профессионализм, духовные качества. Статус — это достаточно динамичная величина, которая во многом зависит от состояния общества в целом. В разное время более высокий статус могут получать военные, политики, ученые, бизнесмены. Все это вынуждает человека менять свое поведение, должность, профессию. Человеку хочется занять определенное место в социальной иерархии. И чем это место будет выше, тем лучше.

В каждой социальной группе человек должен ощущать свою полезность всему коллективу, испытывать чувство сопричастности к общему делу. Иначе он чувствует себя изгоем и по возможности покидает эту группу.

Человек входит во множество групп. В каждой он имеет свой статус. Число этих групп все время меняется, но существует самая важная группа, где человек прикладывает максимальные усилия для продвижения наверх, — профессиональная.

Главное в социальном статусе — это профессиональная состоятельность. Человек хочет выглядеть в глазах других людей мастером своего дела. И не просто мастером, а мастером, которому нет равных. Эта потребность вызывает стремление к овладению самыми тонкими приемами профессиональной деятельности.

Человеку нужно, чтобы его называли не просто генералом, а великим полководцем, не политиком, а лидером страны, не художником, а гениальным живописцем, не писателем, а духовным учителем.

Из этой потребности вытекает сильная мотивация быть лучше других: побеждать в соревнованиях, получать грамоты, ставить рекорды, быть в центре внимания. Но нередко мотивация становится ложной. Человек подменяет одно другим. Вместо того чтобы профессионально стать выше других, он пытается любыми путями получить знаки отличия: престижные вещи, красиво звучащие должности, интерес прессы. В этом случае получается эффект «голого короля». Дутая слава быстро проходит, а себя не обманешь. Поэтому этот путь приводит в тупик. Главная потребность не удовлетворяется, а энергия уже израсходована.

Тогда человек чувствует себя ничтожеством и неудачником. Как правило, такие люди опускаются и в быту. Перестают за собой следить, живут как придется и нередко спиваются.

Другая ошибка состоит в том, что человек начинает смешивать социальный статус и самооценку. В этом случае он начинает пилить сук, на котором сидит. Он мысленно говорит себе: «Я буду себя уважать в том случае, если буду считаться уважаемым человеком». Это приводит к тому, что человек становится рабом общественного мнения. Он постоянно оглядывается и прислушивается к тому, что о нем говорят другие. А потом пытается угадать, что они могут еще сказать или даже подумать о нем. Все это вызывает страх любой публичной оценки. Человек страшится выступать, показаться неполноценным, боится вызова к начальнику, экзамена. Но такое поведение быстро приводит к тому, что социальный статус снижается. А следом за ним снижается самооценка. И человек все больше боится людей и все меньше уважает себя.

Для выхода из порочного круга следует научиться отличать самооценку от внешней оценки. Это легко, если на этом сосредоточить свое внимание и сказать себе: «Какую бы ошибку я ни допустил, я все равно достойный член общества».

Потребность в социальном статусе — это обезличенная потребность. Сам человек здесь не участвует — участвует только его имя, и это имя должны знать миллионы.

А вот потребность в душевной близости прямо противоположна —человек хочет, чтобы его ценили независимо от его профессиональных заслуг. Чтобы ценили его самого. Отсюда идет потребность в любви, дружбе, семье, детях.

Удовлетворение этих потребностей требует от человека умения устанавливать и поддерживать душевные отношения с людьми. Если он не умеет этого делать, то очень скоро чувствует свое одиночество. Очень часто люди, взлетевшие по карьерной лестнице, замечают, что вокруг, включая собственную семью, остались только полезные люди. И не с кем поделиться своими мыслями, сомнениями, душевными переживаниями. В этом случае даже высокий социальный статус перестает приносить радость. Что это за радость, если ею нельзя ни с кем поделиться?

Удовлетворение социальных потребностей очень сложно по своей структуре. Достижение высокого социального статуса и успешное строительство личной жизни требуют очень больших усилий. Проблемы у человека возникают в том случае, если он считает, что все это ему кто-то должен обеспечить. В таком случае возникает комплекс «непризнанного гения». Человек думает, что его незаслуженно игнорируют, строят против него козни. В окружающих он видит ничтожных завистников и интриганов. Он запутывается в отношениях с другими людьми. Ему хочется, чтобы его уважали, но сам он не уважает никого. Эти противоречивые желания порождают многочисленные варианты душевных расстройств.

Выход в такой ситуации только один. Человек должен признать, что он не выше и не ниже других. И добиться уважения и любви можно только одним способом: сделать свою жизнь полезной и радостной для других людей.

Интеллектуальные потребности

Физиологические и социальные потребности присущи всем животным. Если человек удовлетворяет только эти потребности, то так и остается животным.

Он становится человеком только в момент использования своего интеллекта. В противном случае — это муляж человека.

Погоня за удовольствиями тела и символами социального статуса не дает счастья. Счастье может дать только интеллект.

Интеллектуальная потребность у человека только одна — это вдохновение. Вдохновение — это особое состояние работы интеллекта. Вдохновенный интеллект работает на пике своих возможностей, с максимальной отдачей.

Внутренне эта потребность осознается как стремление к познанию и успеху. Стремление к познанию выражается сначала в любознательности, а по мере накопления знаний — в  желании проникнуть в самые глубокие тайны мироздания. Узнать самые потаенные подробности.

Стремление к успеху выражается в желании переделать этот мир. Разобрать каждое явление на винтики, а потом собрать в лучшей конфигурации.

У гармонично развитого человека познание и успех идут вместе, создавая ощущение бурлящего потока жизни. Когда этот поток накрывает человека с головой, то наступает состояние вдохновения.

Сферы применения вдохновения очень широки. Они включают и науку, и искусство, и политику, и спорт. Во всех случаях человек стремится познавать и достигать успеха. Вдохновение может быть направлено и на себя — тогда рождается потребность в самопознании и самосовершенствовании.

Потребности человека.

Читайте также:
Психогигиена мыслей.
Самоактуализация.
Мотивация - формирование и управление.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Невербальное общение и коммуникация

В целом люди сообщают информацию о себе главным образом тремя способами. Наиболее…

Два пути познания

Мы увидели, что и в науке психологии, и в популярной психологии интуиция (как бы она ни…

Критика в работе руководителя

Сообщение критической информации сотрудникам — неизбежная и не всегда приятная…

Информационный портал

Впрочем, пора вернуться к Лотте. Она сидит за письменным столом, в огромном офисе, где ее…