Сб12032016

Обновление09:33:56

Составляющие конфликта

Конфликт

Продолжение. Начало: "Психологические причины межличностных конфликтов".

Давайте рассмотрим глубинные психологические мотивы, способствующие перерастанию повседневных ситуаций в конфликты.

Конфликт состоит из четырех составляющих; они лежат в основе всех споров, ссор и отчуждения. Вот эти составляющие, которыми обусловлена реакция (во многих случаях неосознанная) на негативные ситуации.

1. Первая составляющая - это событие, или катализатор. Искрой, из которой разгорается конфликт, может быть как нечто сказанное или сделанное, так и то, что не сказано или не сделано, если что-то идет не так, как нам нравится или необходимо. Проще говоря, складывается не та ситуация, которой мы хотим или на которую рассчитываем.

2. Это приводит к потере контроля.

3. Для того чтобы быть довольным собой, необходимо ощущение независимости. Потеря контроля ограничивает свободу человека и его способность контролировать ситуацию, что в свою очередь делает его зависимым и вызывает чувство страха.

4. Страх - первопричина гнева. Гнев, охватывающий человека, - это не только реакция на страх, но и попытка компенсировать потерю контроля. Во многих случаях гнев является маской для других эмоций, таких как ревность, чувство вины или стыда.

"Доктор вас сейчас примет"

Сказанное ниже верно как в случае физической боли, так и в случае психологического дискомфорта. Мы легко приходим в состояние раздражения, когда что-то причиняет боль. Например, мигрень. Устранить боль неподвластно нам, поэтому испытывающий ее человек в любой момент может вспылить, его легче спровоцировать. Именно поэтому мы "чудесным" образом начинаем чувствовать себя лучше, ожидая приема к врачу: мы знаем, что вот-вот получим помощь, и боль отступает. Приближающейся возможности восстановить контроль уже достаточно для того, чтобы почувствовать себя лучше. (Вот почему автомобиль перестает издавать странный шум, как только вы приезжаете в мастерскую, - феномен, который находится за пределами понимания автора статьи.)

Пример из реальной жизни

Рассмотрим несколько ситуаций, которые могут привести к конфликту, и убедимся, что в каждой из них психологический процесс протекает примерно по одному и тому же сценарию.

Ваш ребенок выбегает на улицу (катализатор) -> вы не контролируете возможные последствия
-> вы пугаетесь -> начинаете сердиться на ребенка.

Вы спотыкаетесь о стул в темноте (катализатор) -> вы теряете контроль (то есть ваш план пройти из пункта А в пункт Б без осложнений нарушен) -> вы сердиться. Интересно, что некоторые в таком случае начинают сердятся на себя, некоторые - на стул (пинают его ногой) или на
того, кто поставил этот стул, "чтобы кто-то споткнулся".

Супруг (супруга) вам изменяет (катализатор) -> (Очевидно, это не входило в ваши планы, поскольку противоречит вашему представлению об отношениях между мужем и женой.) Вы теряете контроль над браком, поскольку боитесь того, что произошло или может произойти с вами или с вашими взаимоотношениями. -> Вы разгневаны.

Кто-то подрезает вас на дороге (катализатор). Вы теряете контроль над ситуацией, поскольку вам приходится резко свернуть в сторону или нажать на тормоз, чтобы избежать аварии. -> Вы пугаетесь, подумав о том, что могло случиться. -> Вы злитесь на того водителя.

Ваш ребенок отказывается надеть теплую куртку (катализатор). -> Вы чувствуете, что теряете контроль над ситуацией. -> Вас пугает то, что ребенок вас не уважает и (или) не послушается в других ситуациях. ->Вы начинаете сердиться на ребенка за непослушание.

Кто-то предлагает вам заткнуться или сквернословит в разговоре с вами (катализатор). -> В зависимости от личности того, кто ведет себя с вами подобным образом, вы можете почувствовать себя оскорбленным. -> В зависимости от вашего психического состояния в данный момент у вас может появиться пугающая мысль, что вас не любят и не уважают, что в свою очередь заставит усомниться в собственной значимости. -> Вы рассержены, поскольку ваше представление о том, как окружающие должны обращаться с вами, не совпадает с тем, что происходит на самом деле.

"Дамы и господа..."

Страх перед публичным выступлением относится к числу наиболее распространенных, опережая в этом списке лаже страх смерти! Выступающий не может повлиять на восприятие его аудиторией, он не знает, что присутствующие думают о нем, и это вызывает у него чувство страха. Именно поэтому нам гораздо легче общаться с людьми один на один: мы сразу видим реакцию человека, и это дает ощущение контроля над ситуацией. Если же численность аудитории увеличивается, мы не можем адекватно оценить реакцию присутствующих на свое выступление. Наличие обратной связи дает ощущение полного контроля над ситуацией.

Психология в действии

Ниже представлен краткий обзор психологических механизмов, лежащих в основе всех конфликтов, ссор и отчуждения. Эти восемнадцать пунктов позволяют глубже понять сложную динамику психологических процессов, о которых шла речь выше.

1. Во всех межличностных конфликтах задействованы два ключевых элемента: уважение и контроль. Независимо от того, связана ли конфликтная ситуация с обманом, супружеской изменой, справедливостью, ценностями или убеждениями, - основные факторы, провоцирующие конфликт, - это отсутствие уважения и ощущение потери контроля над ситуацией.

2. В связи с этим возникает вопрос: почему нас вообще это волнует? Почему уважение и возможность управлять ситуацией так важны для человека? Секрет в том, что...

3. Для того чтобы чувствовать себя хорошо, человек должен любить себя таким, каков он есть. Эта любовь к себе называется самооценкой.

4. Ключ к самооценке - самоуважение. Мы достигаем самоуважения, когда делаем в жизни правильный выбор, стараясь совершать действительно правильные поступки, а не делать то, что легче и что дает лишь видимость правильного поведения. Поступая иначе, мы ощущаем недовольство собой. Человеку необходимо уважать себя и свои решения, чтобы быть довольным собой.

5. Неправильный выбор означает, что мы не контролируем себя в полной мере - либо подчиняемся плотским желаниям, либо идем на поводу своих эго-влечений. К числу плотских желаний относится, например, переедание или склонность долго спать. Эго-влечения могут быть различными - от склонности высмеивать окружающих до стремления купить автомобиль, стоимость которого превышает ваши возможности.

6. Что же происходит с нами? Мы сердимся на себя. Не контролируя свои действия, мы теряем самоуважение; гнев, направленный на самого себя, - то же самое, что гнев по отношению к другим, когда они, например, демонстрируют неуважение и мы теряем контроль над ситуацией. Чем больше человек требует от окружающих уважения и одобрения своих действий, тем больше он подвержен вспышкам гнева. Как же это связано с конфликтами, ссорами и отчуждением?

7. Раздражение, разочарование или гнев по отношению к окружающим в той или иной ситуации позволяют определить, в какой степени, как нам кажется, мы контролируем себя и свою жизнь. Словом, наше уважение к себе определяет, во-первых, какой степени уважения мы требуем от окружающих, и, во-вторых, какой степени контроля и превосходства над другими людьми добиваемся.

8. Иногда мы все поддаемся желаниям своего тела и эго-влечениям. Реакция на внешний конфликт зависит от общего соотношения между тем, как часто мы поддаемся своим желаниям, и тем, в какой степени готовы брать на себя ответственность за развитие ситуации. Идя на поводу своих желаний и, по сути, не получая необходимого, мы хотим, чтобы окружающий мир приспособился к нам.

9. Попадая в ситуацию, которую вы не можете контролировать, вы чувствуете себя неуверенно, пытаясь сохранить остатки независимости. Это вызывает у вас негативную реакцию. Когда кто-то неуважителен с вами, вы тоже реагируете негативно, поскольку ваше эго делает внешнее единственным источником психологической поддержки.

10. Чем выше самоуважение и самооценка человека, тем в большей степени он контролирует себя. И наоборот, чем меньше он доволен собой, тем скорее поддается порывам и тем более негативной становится его реакция на конфликтные ситуации.

11. Поскольку низкий уровень самоуважения связан с неспособностью контролировать происходящее (а человек может эффективно делать выбор только в том случае, когда чувствует, что держит все под контролем), любая ситуация, в которой он теряет контроль, вызывает в нем чувство гнева. Кроме того, любые ситуации проявления неуважения, даже если вы контролируете их, все равно вызывают у вас негативную реакцию, поскольку, чтобы чувствовать себя хорошо, вам необходимо уважение других. А это уважение затем трансформируется в чувство собственной значимости ->самоуважение -> самооценку -> любовь к себе. Чем больше вы нравитесь сами себе, тем меньше вас волнует мнение окружающих. И чем ниже ваша самооценка, тем больше вы нуждаетесь в уважении.

12. Итак, мы видим, что самоконтроль - это ключ к самоуважению. Не контролируя свои действия, человек теряет самоуважение. В таком случае, для того чтобы он был доволен собой, окружающий мир должен подпитывать его уважение к себе и самоконтроль.

13. Когда мы теряем самоуважение или контроль над ситуацией, возникает страх. Реакцией на страх становится гнев. А гнев в свою очередь является той искрой, которая разжигает конфликт.

14. Мы знаем все это по собственному опыту. Довольный своей жизнью человек меньше подвержен гневу. Когда наступают плохие времена, любой пустяк выводит нас из себя.

15. Как же использовать все эти психологические факторы для разрешения конфликтов? Можно подпитать психику человека, и этот процесс требует не месяцев, а лишь нескольких минут. Как это происходит?

16. Стратегии, описанные в этой книге, подразумевают создание таких условий, чтобы человек испытывал не гнев, а любовь к себе. Эти методы позволяют создавать ситуации, в которых вы не только восстанавливаете у человека ощущение благополучия, но и становитесь его источником. Это изменяет отношение этого человека к вам и к создавшейся ситуации, повышая возможности наладить с ним контакт.

17. Посредством различных методов мы внушаем человеку чувство независимости, уважения и контроля над ситуацией (всего того, что поддерживает психику). Затем все эти чувства трансформируются в уважение и любовь к себе. Как мы уже видели, чем выше самооценка, тем более вы склонны налаживать отношения. Нет потребности в гневе, вы не пытаетесь любыми способами удерживать контроль над ситуацией, поскольку способны отдавать. Уравновешенный человек достаточно силен и независим, чтобы простить, пойти на уступки и наладить отношения.

18. После того как восстановлено чувство независимости и сознание того, что вы контролируете ситуацию, страх исчезает, а гнев ослабевает. Теперь, когда эмоции улеглись, вы можете быстро и эффективно решить проблемы и урегулировать даже самые трудные споры, разногласия и конфликты.

Влияние стресса на способность уладить конфликт

Вряд ли кого-нибудь удивит тот факт, что в условиях стресса (эмоционального или физического) вероятность возникновения конфликтов гораздо выше. Причина заключается в том, что стрессовое состояние наступает, когда накапливается гнетущее чувство потери контроля. В состоянии стресса человек доходит до критической точки, поэтому не способен реально оценивать то, что с ним происходит. Стресс изматывает, человек становится еще больше подверженным внезапным вспышкам гнева.

В состоянии сильного стресса следует вести себя с особой осторожностью. Некоторые разговоры, возможно, лучше отложить на другое время.

Составляющие конфликта.

Читайте также:
Как быстро уладить конфликт, возникший в результате спора?
Как просить прощения?
Как прекратить финансовые семейные споры?.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Страх (боязнь) темноты у детей

Страх темноты — это, пожалуй, один из наиболее распространенных страхов, который может…

Как поладить с неуравновешенным человеком

Если вам приходится общаться с людьми, которые ведут себя несколько эксцентрично или…

Ролевые игры (в психологии)

В ролевых играх обыгрываются и отрабатываются различные жизненные ситуации. Отрабатывая в…

Компьютерные аттестационные тесты

В соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и…