Какой я родитель? Тренинг родительской эффективности

Цель: повышение уровня родительской компетентности.

Задачи: рефлексия своих взаимоотношений с ребенком; повышение самооценки, формирование целостного представления о своем родительском «Я»; поиск внутренних ресурсов для преодоления трудностей, возникающих в процессе воспитания.

Упражнение «Никто не знает, что я …»

Цель: знакомство участников друг с другом, создание атмосферы доверия в группе. Участники, передавая игрушку по кругу, называют свое имя и заканчивают фразу: «Никто не знает, что я …»

Упражнение «Наши ожидания»

Материалы: круг, вырезанный из ватмана, поделенный на три сектора, кружочки из цветной бумаги, ручки.

Каждому участнику предлагается написать свои ожидания от мероприятия на заготовленных заранее кружочках (каждое ожидание пишется на отдельном кружке). Участники по очереди озвучивают свои ожидания и соотносят каждое из них с одним из секторов: «Научиться», «Узнать», «Почувствовать».

Упражнение «Какой я родитель?»

Цель: исследование собственных представлений о своем родительском «Я».

Материалы: глина, чаши для воды, дощечки для лепки, салфетки.

Каждому участнику дается кусок глины (шар, диаметром 5–7 см).

Звучит фонограмма спокойной музыки.

ВЕДУЩИЙ. Возьмите свой кусочек глины. Согрейте ее теплом своих рук… Разомните… Ощутите ее мягкость и податливость… Каковы ваши чувства?.. Придайте глине снова форму шара. Почувствуйте ее целостность, ее идеальность, гармоничность…

Участникам предлагается разделить свой кусок глины на три приблизительно равные части. Из каждого кусочка необходимо создать образ на следующие темы: «Что я знаю о себе как о родителе», «Каким родителем видят меня другие», «Каким родителем я хочу быть».

После каждого этапа участники по очереди рассказывают о том, что они слепили, делятся своими чувствами.

ВЕДУЩИЙ. Каждый из вас слепил по три образа. Сейчас они все лежат отдельно друг от друга. Но внутри вас они каким-то образом совмещаются. Ведь вы — единое целое. Значит, и эти образы внутри вас, скорее всего, тоже представляют единое целое. Подумайте, как это происходит.

Участники соединяют три своих скульптуры между собой, располагают их по отношению друг к другу так, как считают нужным. При желании можно изменить скульптуры или придать им новое качество. После этого следует обсуждение чувств участников и того, как образ идеального родителя вписан в общую композицию. В конце упражнения участники снова придают глине форму шара.

Упражнение «Установление личной дистанции»

Цель: исследование личностных границ. Участникам предлагается определить каждому свою личную дистанцию.

Существует два варианта этого упражнения: индивидуальная дистанция и групповая дистанция. Групповой вариант выполняется следующим образом. Один человек стоит в центре круга. Участники держатся за руки. Они по команде центрального участника подходят ближе или отходят дальше от него, изменяя величину круга.

Можно варьировать движение: медленно подходить, быстро, спиной и т.д. Когда центральный участник чувствует, что ему становится не комфортно, он говорит «стоп» — и вся группа замирает.

Индивидуальный вариант выполняется несколько иначе. К центральному участнику по очереди подходит каждый член группы. Он двигается до тех пор, пока центральный участник не скомандует «стоп», то есть пока он не почувствует дискомфорт. Движения можно варьировать, как и в групповом варианте.

Обсуждение

  • Участники обмениваются впечатлениями, отвечая на вопросы:
  • Что вы думаете о своем личном пространстве?
  • Как вы чувствовали себя, когда нарушали вашу дистанцию?
  • Как вы понимали, где граница вашей личной дистанции?
  • Как вы думаете, почему для одного человека личная граница шире, а для другого уже?

Упражнение «Когда границы нарушаются»

Цель: исследование границ во взаимоотношениях с ребенком, рефлексия собственных способов нарушения границ своих детей.

Материалы: веревки (длиной 4 метра) по количеству участников.

Каждому участнику предлагается на полу отметить с помощью веревки свои границы. Участники сами выбирают, какого размера и формы они будут. Затем психолог как бы не нарочно начинает нарушать границы участников разными способами:

1. «Мне кажется, у окна вам будет комфортнее, перейдите к нему ближе».

Психолог молча переходит границы участника, поправляет веревку, выравнивает ее, кладет так, как кажется лучше ему.

2. «Посмотрите, как неровно у вас лежит веревка, какой вы невнимательный, могли бы постараться сделать аккуратнее».

3. «Ничего себе, как много пространства занимает ваша граница. Порядочный человек должен быть скромным».

4. «Давайте будем с вами вдвоем на этой территории. Нам так будет лучше. Я вижу, что без меня вам трудно».

После этого идет обсуждение чувств участников. Психолог рассказывает, как в жизни родители нарушают границы своих детей. Затем просит поделиться своими мыслями: что важного участники вынесли из этого упражнения, какие выводы сделали.

Подведение итогов

Вопросы для обсуждения

  • Как вы чувствовали себя во время занятий?
  • Что понравилось, что не понравилось?
  • Что было сложным для вас?
  • Что было для вас важным?
  • Какой опыт вы приобрели?
  • Как новый опыт повлияет на вашу жизнь?

Марина БОНДАРЕВА
замдиректора по УР ГОУ
«Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения», Хабаровск

Какой я родитель?
Тренинг родительской эффективности

Читайте также:
Роль родителей в детской дружбе
Знаете ли вы своего ребёнка?
Учим детей управлять гневом
Похожие статьи

Комментарии закрыты.