О пользе умения слушать

Представьте себе, что собеседник слушает вас в гробовой тишине, отведя в сторону глаза. Вероятно, вашим первым желанием будет немедленно прервать разговор. Вы также можете подумать, что выбрали неподходящее время и отвлекаете человека, занятого своими мыслями. Между тем вполне возможно, что он вас внимательно слушал… в привычной для него манере. Просто поведение вашего гипотетического собеседника не содержало сигналов, которые бы вы интерпретировали как внимание и стремление понять вас. А ведь используя несколько простых приемов, он мог бы избавить вас от неприятного ощущения дискомфорта, придав уверенность вашей речи, и доставил бы несколько приятных минут, проявив к вам внимание и интерес. Допустим, вы сами решили застраховать себя от подобной ошибки. Каковы же те приемы, которые позволяют продемонстрировать интерес к собеседнику, поддержать разговор и расположить к открытости и обстоятельному изложению важных подробностей?

Первое, что необходимо помнить — говорящему очень важно видеть ваши глаза. В них он видит, как вы его понимаете и интересен ли он вам. Повторяющиеся время от времени покачивания головой и проходящие слова и междометия, которыми вы будете сопровождать его рассказ (да-да, о-о-о, ага, х-м-м-м и т.д.), дают понять, что вы, по меньшей мере, следите за нитью повествования. Выяснение вами непонятных моментов и уточнение некоторых деталей не только указывают: на ваше пристальное внимание, но и помогают собеседнику удостовериться, что вы представляете, о чём идет речь. Выражение лица и той голоса позволяют судить о ваших чувствах: проявлении искреннего интереса и добросердечности — или, наоборот, сообщают ему о вашем нетерпении, безразличии, скуке или даже презрении.

Человека, умеющего слушать, отличает всегда дружеский и уважительный тон, даже если он при этом не согласен с собеседником. Каждый имеет право на почтительное отношение, не важно, совпадают или нет его точка зрения, идеи и чувства с вашими собственными. Даже если ваш оппонент говорит безнравственно и вызывает у вас отвращение, лучше не вступать в конфронтацию, а до последней минуты стараться сохранять дружелюбие или хотя бы подчеркнуто вежливое отношение. Развивайте в себе умение принимать позицию других людей. Хороший слушатель может ненадолго отложить личные реакции и чувства и потратить некоторое время, чтобы, встав на место оппонента, понять его точку зрения. Если вам это удается, человек начинает чувствовать себя более комфортно, а следовательно, становится с вами более открытым и говорит более откровенно. (Это может быть особенно полезно при решении конфликтов между родителями и детьми.)

Психологи часто используют умение слушать, чтобы помочь людям понять свои ощущения и упорядочить мысли. Дело в том, что всякий раз, когда вы спрашиваете другого человека относительно его намерений, представлений, мыслей или чувств, вы не только получаете информацию сами, но и помогаете ему осознать его собственные цели и намерения, уяснить, что же он на самом деле думает и хочет. Для этого лучше всего использовать вопросы, требующие объяснений и дополнительной информации, или хотя бы вопросы, предполагающие ответы «да» или «нет».

Другой весьма полезный способ слушать собеседника заключается в том, что вы время от времени пересказываете вслед за говорящим некоторые основные моменты сказанного им. Не стоит повторять все дословно, равно как и добавлять вашу собственную интерпретацию его мыслей или чувств. Просто примите полученную информацию и повторите ее своими словами. Обращайте внимание, какие чувства и по какому поводу проявляет собеседник, и во время пересказа старайтесь повторить эти чувства. Здесь стоит вспомнить, что людям свойственно временами не осознавать свои внутренние чувства и проявлять их через эмоции бессознательно. Указав собеседнику на их проявления, вы можете помочь ему понять его глубокие переживания. При этом очень внимательно и корректно выбирайте слова, чтобы они соответствовали реальной интенсивности эмоций собеседника. Если человек говорит не вполне связно и запутанно, пересказ вами важных моментов помогает ему сконцентрироваться на предмете разговора, проверить свою точку зрения, откорректировать мысли и чувства и прояснить для себя ситуацию. Если беседа затянулась или в ходе разговора были затронуты многие стороны проблемы, подведите итог разговора, сжато повторив наиболее важные его моменты, высказанные идеи и найденные варианты решения — тогда в памяти всех участников разговора останется хорошее понимание ситуации в целом. Именно по этой причине психологи обычно подводят итог в конце каждого терапевтического сеанса.

Когда люди чем-то расстроены, они часто игнорируют полученные советы или обижаются на них. Поэтому не стоит начинать общение с советов, вместо этого пробуйте деликатно подвести людей к их собственному решению. Задавайте вопросы, просите объяснить полученные ответы, повторяйте основные мысли из тех, что были сказаны. Поинтересуйтесь, что человек считает нужным предпринять. Решения, к которым люди приходят таким образом, нравятся им намного больше тех готовых решений, которые предлагают другие. Придержите ваш совет до того момента, пока вы полностью не поймете ситуацию другого человека, его точку зрения и чувства. Такое предварительное понимание сделает ваши предложения гораздо более полезными и необходимыми.

О пользе умения слушать

Продолжение следует…

Чак Фолкен «Навыки общения»

О пользе умения слушать. Часть III.

Критика и конфликты. Часть IV.

Позитивное общение. Часть II.

Главные ошибки общения. Часть I.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.