Вт12062016

Обновление09:33:56

Ролевые игры (в психологии)

ролевая игра

В ролевых играх обыгрываются и отрабатываются различные жизненные ситуации. Отрабатывая в игре свою личностную проблему, вы являетесь в ней и основным актером. На первый взгляд подобная практика может показаться искусственной, однако это не так. На самом деле большую часть жизни каждый из нас проводит, играя в соответствии с ситуацией множество самых разных социальных ролей. Мы исполняем роль школьника, студента, рабочего, мужа, жены, отца, матери, начальника, клиента и т.д., порой играя несколько ролей одновременно.

В этой статье рассказывается, как может помочь человеку каждый из четырех типов ролевой игры: поведенческая игра, обучающая, межличностная игра и диалог.

Поведенческая игра.

В поведенческой игре разучивается и отрабатывается новый для человека стиль поведения, который необходим для преодоления регулярно повторяющихся затруднительных ситуаций. В процессе игры вы репетируете модель заранее спланированного поведения, с помощью которого вы надеетесь преодолеть проблемную ситуацию или избежать ее. Это также самый безопасный и простой способ узнать, что вы можете ожидать от себя и других людей. Для игры постарайтесь найти близкого вам человека, который смог бы взять на себя роль второго актера — вашего оппонента в проблемной ситуации. Чем больше игра будет напоминать жизнь, тем лучше. Во время работы спрашивайте партнера, что он думает по поводу тех навыков и умений, которые вы отрабатываете. Некоторые моменты своего поведения очень удобно репетировать перед зеркалом.

Если у вас есть возможность записывать себя на видео или хотя бы на магнитофон, обязательно сделайте это — по окончании игры из записей можно почерпнуть массу полезного, наблюдая, слушая и анализируя со стороны собственные усилия. От игры к игре меняйте ситуации, модифицируйте начальные условия. Экспериментируйте с вашими собственными ответами, с возможными реакциями другого человека, планируйте положительный или отрицательный исход событий.

Это также самый безопасный и простой способ узнать, что вы можете ожидать от себя и других людей

Активно работайте с мимикой, жестами, интонациями голоса и положением, пытайтесь максимально достоверно донести до партнера эмоции и впечатления, которые вы хотите передать. Быть может, вам придется перебрать десятки вариантов поведения, прежде чем вы найдете тот, который лучше других подходит для вашей конкретной ситуации. Практикуйтесь в выбранном варианте поведения непрерывно, пока не почувствуете себя абсолютно уверенными и способными успешно повторить его в критическую минуту. Алкоголикам, например, приходится подолгу выбирать модель поведения, необходимую для выражения отказа от предлагаемой выпивки, пока не будет разработан ряд эффективных и удобных ответов.

Если вы испытываете трудности при выражении своих эмоций, обязательно практикуйтесь в этом с близкими друзьями или родными людьми. Имея плохой характер, обыгрывайте типичные ситуации, вызывающие ваш гнев; во время игры учитесь выражать свое несогласие настойчиво и ясно, отвечая вместе с этим спокойно и с уважением к собеседнику. Психологи используют в групповой терапии множество поведенческих игр, в которых участники группы учатся в корректной форме излагать свои требования или, не проявляя гнева, отказываться от надоедливых просьб и жалоб.

Поведенческая игра — чрезвычайно эффективное средство тренировки, требующее, тем не менее, подходящих внешних условий. Вы не можете заниматься поведенческой игрой в метро, в очереди в магазине или во время обеда. В такой ситуации призовите на помощь свое воображение. Вообразите, что вы находитесь в реальной ситуации, оцените свое положение, обговорите реакции всех участвующих лиц.

Обучающая игра

Для обучающих игр характерен следующий прием: проиграв ситуацию до конца, участники игры меняются друг с другом ролями. Этот обмен необычайно эффективен для понимания позиции другого человека. В такую игру очень полезно играть родителям и маленьким детям: родителям — в роли плохих и непослушных ребятишек, а детям — в роли своих взрослых родителей.

С помощью обучающих игр ребенок может легко избавиться от своих страхов. Забавная ситуация, в которой малыш должен успокоить маму или папу и развеять их «боязнь», помогает ему в дальнейшем легче справляться со своими страхами

Дети очень любят быть взрослыми и обязательно начинают исправлять и ругать «непослушных дочек и сыночков». В течение игры дайте ребенку почувствовать то, что чувствуют взрослые, когда «дети» капризничают, надувают губы и отказываются выполнять «родительские» требования. Спрашивайте малышей, что они ощущают в этот момент и почему. Таким образом, вы заставляете своих детей думать над тем, почему вы требуете от них изменить поведение. Во время игры обязательно хвалите своих детей, когда они ведут себя и размышляют как взрослые. Уже после игры, в легкой дружеской беседе еще раз объясните, почему вы хотите, чтобы они вели себя хорошо.

С помощью обучающих игр ребенок может легко избавиться от своих страхов. Забавная ситуация, в которой малыш должен успокоить маму или папу и развеять их «боязнь», помогает ему в дальнейшем легче справляться со своими страхами. Особенно эффективен этот метод, если вы играете с ребенком в реальной ситуации, которая на самом деле обычно вызывает у него испуг (например, стоя неподалеку от «большой и страшной» собаки).

Следующие два типа игры, межличностная игра и диалог, применяются для изучения личностных проблем и дают высокий результат при работе со своими эмоциями. Однако в некоторых случаях применение этих методов может таить в себе опасность. Дело в том, что и межличностная игра, и диалог затрагивают порой слишком болезненные вопросы и могут вызвать столь сильные эмоции, что человек будет не в состоянии справиться с ними в одиночку. Именно поэтому людям с серьезными, плохо поддающимися контролю психическими расстройствами или имеющим несколько хронических проблем, право же, не стоит использовать ни один из этих методов без помощи опытного психолога.

Необходимо предостеречь и тех, кто считает себя уравновешенными и счастливыми людьми, — всплески неуправляемых эмоций возможны и у них. Даже если вы полностью уверены в себе, перед проведением игры постарайтесь получить консультацию у профессионала.

Межличностные игры

Межличностные игры позволяют всем участникам реально произошедшего конфликта повторно пережить конфликтную ситуацию и постараться прийти к взаимопониманию. Никогда не начинайте межличностную игру, пока все стороны конфликта полностью не успокоятся. Любые оставшиеся следы вражды или ненависти могут привести к печальным последствиям. Убедившись, что вы и ваш оппонент можете общаться адекватно, повторите каждое значительное событие в конфликте так, как они шли на самом деле — одно за другим. Затем поменяйтесь ролями и вновь повторите инсценировку конфликтной ситуации, стремясь понять, что чувствовала во время конфликта противоположная сторона.

Подобный оборот событий часто снижает напряжение, поскольку участники игры чувствуют себя немножко глупо и смешно. Дети особенно часто любят исследовать таким образом семейные конфликты, для них игра — забавный способ выразить свои чувства и восприятие ситуации. Между простым переигрыванием своей роли и проигрыванием роли другой, конфликтующей стороны обычно заметны некоторые отличия. В семейном конфликте, например, мать может изобразить дочь чрезмерно нечувствительной и ворчливой, а дочь, в свою очередь, будет изображать мать излишне гневливой и непочтительной к точке зрения дочери. Стороны как бы показывают, какими они друг друга видят. Наблюдая собственный образный «портрет» в интерпретации другой стороны, все участники конфликта узнают много нового о переживаемых оппонентами чувствах и ощущениях.

Межличностные игры позволяют всем участникам реально произошедшего конфликта повторно пережить конфликтную ситуацию и постараться прийти к взаимопониманию

Межличностная игра может быть дополнена техникой, помогающей осветить различие взглядов среди участников игры. Ее можно назвать «монолог на публику». Это разговор с самим собой, который «актер» произносит, как бы повернувшись к аудитории. Любой участник межличностной игры может прервать действие, чтобы сообщить другим участникам свои мысли, чувства, пожелания или побуждения. Например, вы можете остановить игру, чтобы сказать: «У-у-у-у!!! Здесь он опять скажет, что я должна сделать. Мне это так надоело!» Вы можете высказать даже свое смущение, замешательство или проявить свою двойственность восприятия ситуации — «монолог на публику» позволяет быть немножко честнее, чем вы могли бы быть в реальной жизненной ситуации. В конце концов, это всего лишь игра...

В заключение все участники обсуждают то, что они испытали в межличностной игре. Разберите события, которые привели к конфликту, используя опыт обмена ролями, обсудите различия во взглядах и чувствах каждого участника. Постарайтесь выработать общую программу действий, чтобы применять ее в будущем в подобных ситуациях.

Межличностные игры могут быть полезны для заживления старых эмоциональных ран. Предположим, что во время какого-нибудь прошлого конфликта вы подавили в себе болезненные эмоции, не позволив себе пережить их до конца. Однако вытесненные из сознания чувства не исчезают, а продолжают влиять на вас, подрывая психическое здоровье. Повторение «непрочувствованного» конфликта в игре позволяет извлечь подавленные эмоции в сознание, пережить их и навсегда избавиться от их воздействия.

Ролевые игры в психологии.



Далее читайте:
Диалог - как ролевая игра.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Сочувствующий стиль семейного воспитания

Сочувствующий стиль семейного воспитания формирует интровертированный…

Общение на темы секса - почему это важно?

Зачастую люди в разной степени нуждаются в ласках и иных интимных проявлениях как в…

Как научиться эффективному взаимодействию с детьми?

Воспитание ребенка - ответственное и серьезное дело, к его выполнению можно относиться…

Как показать ребенку, что Вы его любите?

Ну, конечно, любите! Все, что вы делаете: воспитываете, ругаете, одеваете, обуваете,…