Ролевые игры (в психологии)

В ролевых играх обыгрываются и отрабатываются различные жизненные ситуации. Отрабатывая в игре свою личностную проблему, вы являетесь в ней и основным актером. На первый взгляд подобная практика может показаться искусственной, однако это не так. На самом деле большую часть жизни каждый из нас проводит, играя в соответствии с ситуацией множество самых разных социальных ролей. Мы исполняем роль школьника, студента, рабочего, мужа, жены, отца, матери, начальника, клиента и т.д., порой играя несколько ролей одновременно.

В этой статье рассказывается, как может помочь человеку каждый из четырех типов ролевой игры: поведенческая игра, обучающая, межличностная игра и диалог.

Поведенческая игра.

В поведенческой игре разучивается и отрабатывается новый для человека стиль поведения, который необходим для преодоления регулярно повторяющихся затруднительных ситуаций. В процессе игры вы репетируете модель заранее спланированного поведения, с помощью которого вы надеетесь преодолеть проблемную ситуацию или избежать ее. Это также самый безопасный и простой способ узнать, что вы можете ожидать от себя и других людей. Для игры постарайтесь найти близкого вам человека, который смог бы взять на себя роль второго актера — вашего оппонента в проблемной ситуации. Чем больше игра будет напоминать жизнь, тем лучше. Во время работы спрашивайте партнера, что он думает по поводу тех навыков и умений, которые вы отрабатываете. Некоторые моменты своего поведения очень удобно репетировать перед зеркалом.

Если у вас есть возможность записывать себя на видео или хотя бы на магнитофон, обязательно сделайте это — по окончании игры из записей можно почерпнуть массу полезного, наблюдая, слушая и анализируя со стороны собственные усилия. От игры к игре меняйте ситуации, модифицируйте начальные условия. Экспериментируйте с вашими собственными ответами, с возможными реакциями другого человека, планируйте положительный или отрицательный исход событий.

Это также самый безопасный и простой способ узнать, что вы можете ожидать от себя и других людей

Активно работайте с мимикой, жестами, интонациями голоса и положением, пытайтесь максимально достоверно донести до партнера эмоции и впечатления, которые вы хотите передать. Быть может, вам придется перебрать десятки вариантов поведения, прежде чем вы найдете тот, который лучше других подходит для вашей конкретной ситуации. Практикуйтесь в выбранном варианте поведения непрерывно, пока не почувствуете себя абсолютно уверенными и способными успешно повторить его в критическую минуту. Алкоголикам, например, приходится подолгу выбирать модель поведения, необходимую для выражения отказа от предлагаемой выпивки, пока не будет разработан ряд эффективных и удобных ответов.

Если вы испытываете трудности при выражении своих эмоций, обязательно практикуйтесь в этом с близкими друзьями или родными людьми. Имея плохой характер, обыгрывайте типичные ситуации, вызывающие ваш гнев; во время игры учитесь выражать свое несогласие настойчиво и ясно, отвечая вместе с этим спокойно и с уважением к собеседнику. Психологи используют в групповой терапии множество поведенческих игр, в которых участники группы учатся в корректной форме излагать свои требования или, не проявляя гнева, отказываться от надоедливых просьб и жалоб.

Поведенческая игра — чрезвычайно эффективное средство тренировки, требующее, тем не менее, подходящих внешних условий. Вы не можете заниматься поведенческой игрой в метро, в очереди в магазине или во время обеда. В такой ситуации призовите на помощь свое воображение. Вообразите, что вы находитесь в реальной ситуации, оцените свое положение, обговорите реакции всех участвующих лиц.

Обучающая игра

Для обучающих игр характерен следующий прием: проиграв ситуацию до конца, участники игры меняются друг с другом ролями. Этот обмен необычайно эффективен для понимания позиции другого человека. В такую игру очень полезно играть родителям и маленьким детям: родителям — в роли плохих и непослушных ребятишек, а детям — в роли своих взрослых родителей.

С помощью обучающих игр ребенок может легко избавиться от своих страхов. Забавная ситуация, в которой малыш должен успокоить маму или папу и развеять их «боязнь», помогает ему в дальнейшем легче справляться со своими страхами

Дети очень любят быть взрослыми и обязательно начинают исправлять и ругать «непослушных дочек и сыночков». В течение игры дайте ребенку почувствовать то, что чувствуют взрослые, когда «дети» капризничают, надувают губы и отказываются выполнять «родительские» требования. Спрашивайте малышей, что они ощущают в этот момент и почему. Таким образом, вы заставляете своих детей думать над тем, почему вы требуете от них изменить поведение. Во время игры обязательно хвалите своих детей, когда они ведут себя и размышляют как взрослые. Уже после игры, в легкой дружеской беседе еще раз объясните, почему вы хотите, чтобы они вели себя хорошо.

С помощью обучающих игр ребенок может легко избавиться от своих страхов. Забавная ситуация, в которой малыш должен успокоить маму или папу и развеять их «боязнь», помогает ему в дальнейшем легче справляться со своими страхами. Особенно эффективен этот метод, если вы играете с ребенком в реальной ситуации, которая на самом деле обычно вызывает у него испуг (например, стоя неподалеку от «большой и страшной» собаки).

Следующие два типа игры, межличностная игра и диалог, применяются для изучения личностных проблем и дают высокий результат при работе со своими эмоциями. Однако в некоторых случаях применение этих методов может таить в себе опасность. Дело в том, что и межличностная игра, и диалог затрагивают порой слишком болезненные вопросы и могут вызвать столь сильные эмоции, что человек будет не в состоянии справиться с ними в одиночку. Именно поэтому людям с серьезными, плохо поддающимися контролю психическими расстройствами или имеющим несколько хронических проблем, право же, не стоит использовать ни один из этих методов без помощи опытного психолога.

Необходимо предостеречь и тех, кто считает себя уравновешенными и счастливыми людьми, — всплески неуправляемых эмоций возможны и у них. Даже если вы полностью уверены в себе, перед проведением игры постарайтесь получить консультацию у профессионала.

Межличностные игры

Межличностные игры позволяют всем участникам реально произошедшего конфликта повторно пережить конфликтную ситуацию и постараться прийти к взаимопониманию. Никогда не начинайте межличностную игру, пока все стороны конфликта полностью не успокоятся. Любые оставшиеся следы вражды или ненависти могут привести к печальным последствиям. Убедившись, что вы и ваш оппонент можете общаться адекватно, повторите каждое значительное событие в конфликте так, как они шли на самом деле — одно за другим. Затем поменяйтесь ролями и вновь повторите инсценировку конфликтной ситуации, стремясь понять, что чувствовала во время конфликта противоположная сторона.

Подобный оборот событий часто снижает напряжение, поскольку участники игры чувствуют себя немножко глупо и смешно. Дети особенно часто любят исследовать таким образом семейные конфликты, для них игра — забавный способ выразить свои чувства и восприятие ситуации. Между простым переигрыванием своей роли и проигрыванием роли другой, конфликтующей стороны обычно заметны некоторые отличия. В семейном конфликте, например, мать может изобразить дочь чрезмерно нечувствительной и ворчливой, а дочь, в свою очередь, будет изображать мать излишне гневливой и непочтительной к точке зрения дочери. Стороны как бы показывают, какими они друг друга видят. Наблюдая собственный образный «портрет» в интерпретации другой стороны, все участники конфликта узнают много нового о переживаемых оппонентами чувствах и ощущениях.

Межличностные игры позволяют всем участникам реально произошедшего конфликта повторно пережить конфликтную ситуацию и постараться прийти к взаимопониманию

Межличностная игра может быть дополнена техникой, помогающей осветить различие взглядов среди участников игры. Ее можно назвать «монолог на публику». Это разговор с самим собой, который «актер» произносит, как бы повернувшись к аудитории. Любой участник межличностной игры может прервать действие, чтобы сообщить другим участникам свои мысли, чувства, пожелания или побуждения. Например, вы можете остановить игру, чтобы сказать: «У-у-у-у!!! Здесь он опять скажет, что я должна сделать. Мне это так надоело!» Вы можете высказать даже свое смущение, замешательство или проявить свою двойственность восприятия ситуации — «монолог на публику» позволяет быть немножко честнее, чем вы могли бы быть в реальной жизненной ситуации. В конце концов, это всего лишь игра…

В заключение все участники обсуждают то, что они испытали в межличностной игре. Разберите события, которые привели к конфликту, используя опыт обмена ролями, обсудите различия во взглядах и чувствах каждого участника. Постарайтесь выработать общую программу действий, чтобы применять ее в будущем в подобных ситуациях.

Межличностные игры могут быть полезны для заживления старых эмоциональных ран. Предположим, что во время какого-нибудь прошлого конфликта вы подавили в себе болезненные эмоции, не позволив себе пережить их до конца. Однако вытесненные из сознания чувства не исчезают, а продолжают влиять на вас, подрывая психическое здоровье. Повторение «непрочувствованного» конфликта в игре позволяет извлечь подавленные эмоции в сознание, пережить их и навсегда избавиться от их воздействия.

Ролевые игры в психологии.



Далее читайте:
Диалог — как ролевая игра.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.