Ср12072016

Обновление09:33:56

Саморегуляция с помощью НЛП

Человек и мир

Саморегуляция с помощью НЛП.


Не существует людей, не имеющих необходимых ресурсов,
существует только безнадежное состояние ума.

Дж. О'Коннор


Исследования в области нейролингвистического программирования внесли большой вклад в понимание закономерностей нашего мышления, эмоционального реагирования, восприятия и поведения в ситуациях, которые мы определяем для себя как «трудные».

Для регуляции эмоциональных состояний, сопровождающих стрессовые ситуации, специалисты в области НЛП имеют свои методические приемы. Коротко остановимся на некоторых из них.

Умение управлять своими эмоциями во многом зависит от того, как мы воспринимаем стрессовую ситуацию. Сильное переживание эмоций, когда они буквально захлестывают нас, происходит только в том случае, если мы находимся в ассоциативном состоянии. То есть мы находимся внутри ситуации, воспринимая ее с собственной точки зрения. Если мы можем отойти от ситуации и взглянуть на все происходящее как бы со стороны, с позиции стороннего наблюдателя, мы переходим в диссоциативное состояние. Это позволяет нам диссоциироваться от своих чувств и получить над ними контроль. Умение использовать техники ассоциации и диссоциации позволяет действовать более эффективно в жизни. Находясь в состоянии диссоциации, нам легче анализировать ситуацию, изучать различные возможные способы нашего поведения в ней, извлекать опыт из своих ошибок. Когда мы ассоциированы, мы «погружаемся» в эмоции и ощущаем жизнь во всей ее полноте. Ассоциация и диссоциация по-разному проявляются в различных физиологических характеристиках нашего тела.

Для того чтобы почувствовать это на практике, можно сделать следующую процедуру [Андреас и др., 2000]. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, сконцентрируйтесь на какой-либо мысли. Чуть поднимите подбородок и отклоните голову назад. Не двигайтесь. Обратите внимание, как положение тела повлечет за собой изменение ваших мыслей и восприятия ситуации, о которой вы думали. Вы будете чувствовать себя так, как будто вы отделены от всего. Это и есть переживание диссоциации. Теперь слегка наклонитесь вперед и начните оглядываться по сторонам так, как будто вы волейболист и вам надо поймать брошенный вам мяч. Когда мы используем подобное телесное поведение, мы в большей степени включаемся в окружающую нас действительность. Это и будет состояние ассоциации.

С точки зрения М. Холла и Б. Бодихеймера [2004], специалистов в области нейросемантики, как только мозг получает сигнал «Опасность!», мы начинаем игру «Стресс», и, как правило, лучшее, что нам удается в этом случае, — прервать состояние переживания стресса или загнать его вглубь. Поэтому в управлении стрессом главное — избегать отправки сигнала «Опасность!», если только ситуация действительно угрожает нашей жизни. В этом случае мы не втягиваемся в проигрышную для нас игру под названием «Борьба — бегство — оцепенение при стрессе». Для этого нам важно изучить стратегию, которой мы пользуемся обычно при переживании стресса, и изменить ее там, где она неэффективна. Это предполагает выполнение следующих шагов:

  • выявите телесные ощущения, свидетельствующие о переживании стресса (возможно, неосознаваемого или осознаваемого частично), — это могут быть нарушение дыхания, скованность, напряжение в отдельных участках тела, усталость, боль и т. д.;
  • выявите причину стресса и сформулируйте ее (как правило, в формулировке причины вы обнаружите иррациональные суждения, связанные с понятиями «должен», «всегда» или с самообвинениями);
  • выясните, какими индивидуальными паттернами мышления вы пользуетесь, чтобы усилить переживания стресса (драматизируете события, преувеличиваете их значение в вашей жизни, рассматриваете ситуацию только с позиции черное/белое и т. д.);
  • проследите, какие физические характеристики вашего состояния усиливают переживание стресса: нарушенное дыхание, сутулость, напряжение в области шеи, плеч, лица, челюстей, живота и т. д.;
  • проанализируйте, как вы можете изменить свою физиологию себе на пользу (как изменить осанку, дыхание, каким тоном вы можете обращаться к себе, чтобы поддержать себя в данной ситуации?);
  • вспомните ситуацию из прошлого, когда вам удалось легко перейти от гнева к спокойствию. Например, вы были в ярости и ссорились с кем-то из близких. В это время раздался телефонный звонок, и когда вы взяли трубку, вы ответили совсем другим, спокойным голосом. Как вам удалось перейти к спокойствию? Если такие ситуации действительно были, значит, у вас уже есть необходимый ресурс, его надо только закрепить. Вспомните подобную ситуацию как можно более подробно и создайте триггер (якорь), чтобы использовать его тогда, когда вы посчитаете нужным. В качестве триггера может быть какой-либо звук, слово, картинка, движение, ассоциируемое с данным состоянием.

Важным ресурсным состоянием может быть выполнение специальной технологии, направленной на формирование образа себя, пребывающего в состоянии полной расслабленности и безмятежности (образ 1). Этот образ может быть связан, например, с отдыхом у моря, когда мы сидим и наблюдаем за морским прибоем. Мы можем использовать этот образ перед сном для лучшего засыпания или в те моменты, когда нам никто не мешает и мы можем побыть в одиночестве. Однако этот образ не может быть полезным триггером на работе. Вряд ли, находясь в состоянии полной отрешенности, мы будем эффективны при выполнении своих служебных обязанностей. Именно поэтому важно изменить образ 1 и добавить к нему те характеристики расслабления, которые бы помогали вам в рабочей обстановке. То есть мы должны создать образ 2 — это метасостояние более высокого уровня, для которого характерна расслабленность, сочетающаяся со спокойной уверенностью, спокойной энергией готовности и т. д. Можно вернуться к образу 1 и обогатить этот образ необходимыми деталями, характеристиками т. д. Важно, чтобы каждый сконструировал и представил то комфортное состояние, в котором он нуждается в рабочей обстановке.

Понаблюдайте теперь за своим образом 2. Как вы будете дышать, думать, общаться с людьми, действовать, находясь в этом образе? Теперь используйте физическую ассоциацию и войдите в этот образ. Представьте, что вы видите, слышите, чувствуете, находясь в этом образе. Устраивает ли вас этот новый образ? Вы можете обогащать этот образ новыми чертами характера, новыми деталями и работать над ним столько, сколько посчитаете нужным.
Литература по НЛП содержит описание множества технологий, направленных на развитие наших ресурсов стрессоустойчивости. Д. О'Коннор [2006] рекомендует следующие экспресс-методы саморегуляци

  • Осознавайте ваше состояние, наблюдайте за ним беспристрастно. Позиция свидетеля - один из наиболее мощных ресурсов стрессоустойчивости.
  • Измените свою физиологию - улыбнитесь, выпрямитесь, отрегулируйте дыхание.
  • Двигайтесь. Движение способствует выделению бета-эндор- финов, которые благотворно влияют на наше состояние.
  • Расслабьте мышцы.
  • Измените собственное поле зрения. Негативные состояния сужают поле зрения и заставляют опускать глаза. Для изменения этого состояния следует посмотреть вверх и вперед, а также расширить периферическое поле зрения (обратить внимание на то, что мы можем видеть уголками глаз).
  • Поделитесь своим беспокойством с кем-либо. Выслушайте беспокойные мысли других людей и помогите им успокоиться.
  • Имейте банк позитивных ассоциаций, связанных с приятными воспоминаниями. Активно используйте их, когда вы в них нуждаетесь.
  • Ешьте, так как пища вызывает изменение эмоционального состояния. Однако не пользуйтесь этим приемом долго - это может отразиться на вашей фигуре.

Саморегуляция с помощью НЛП.



Ранее опубликовано:

Медитация


Методы релаксации


Аутогенная тренировка

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

«Успех — внутри нас» - тренинг уверенности для школьников

Цель: создание атмосферы психологического комфорта и поддержание психоэмоционального…

Психологическая характеристика с рекомендациями педагогу

Цель характеристики — показать педагогу именно те особенности развития учащегося, знание…

Родительское собрание в детском саду "Знаете ли вы…

Задачи собрания: знакомство родителей с особенностями психического развития ребенка,…

Этапы гипнотического наведения

Чтобы лучше понять искусство гипноза нужно произвести глубокий анализ гипнотического…