Я-концепция в школьном возрасте

Продолжение. Начало: Я-концепция ребенка.

За годы начальной школы Я-концепция из перечня конкретных определений постепенно перерастает в более абстрактное, сравнительное и обобщенное самоопределение. Шестилетний ребенок может определить себя как «умного» или «глупого»;  10-летний с большей вероятностью скажет, что он «умнее большинства других детей» или что он «не настолько хорошо играет в баскетбол, как другие». В то же время Я-концепция ребенка начинает в основном фокусироваться не на внешних характеристиках, а на внутренних качествах личности. Кроме того, ребенок школьного возраста начинает рассматривать свои собственные качества и качества других людей как относительно стабильные. Начинает формироваться глобальное чувство самоценности.

Эти процессы хорошо проиллюстрированы в давнем исследовании Монтемай- ер и Эйзен, посвященном изучению Я-концепции у детей в возрасте от 9 до 18 лет. Детям было предложено ответить на вопрос «Кто я?». Исследователи обнаружили, что младшие дети, отвечая на этот вопрос, называли преимущественно поверхностные качества для описания самих себя, как, например, этот 9-летний ребенок:

Мое имя — Брюс К. У меня карие глаза. У меня темные волосы и брови. Мне 9 лет. Я очень люблю спорт! В моей семье 7 человек. У меня замечательное зрение! У меня много друзей! Я живу на 1923 Пинекрест Драйв. В сентябре мне исполняется 10 лет. Я мальчик. У меня есть дядя, рост которого почти 7 футов. Моя школа в Пинекресте. Моего учителя зовут В. Я играю в хоккей! Я почти самый умный мальчик в классе. Я люблю поесть! Я люблю свежий воздух. Я люблю школу!

Для сравнения посмотрите, как отвечает на этот вопрос 11-летняя девочка:

Меня зовут А. Я человек. Я девочка. Я правдивая. Я не очень симпатичная. Я учусь так себе. Я очень хорошая виолончелистка. Я очень хороший художник. Мой рост немного высок для моего возраста. Мне нравятся несколько мальчиков. Мне нравятся несколько девочек. Я одеваюсь старомодно. Я играю в теннис. Я очень хорошо плаваю. Я стараюсь помогать людям. Я всегда готова стать другом. Чаще всего я уравновешенна, но иногда выхожу из себя. Несколько девочек и мальчиков не очень хорошо ко мне относятся. Я не уверена, нравлюсь ли мальчикам.

Эта девочка, как и другие дети этого возраста в исследовании Монтемайер и Эйзен, не только описывает свои внешние качества, но также указывают на свои представления, особенности взаимоотношений с людьми и общие личностные черты. Таким образом, за годы начальной школы (период конкретных операций Пиаже) определение себя становится более сложным, сравнительным, менее связанным с внешними признаками и более сфокусированным на чувствах и представлениях.

Суждение о себе в школьном возрасте. Всевозрастающий сравнительный характер самооценивания, который отмечается в середине детского периода, становится особенно заметным в школьной обстановке. Дети в детском саду и первоклассники уделяют относительно мало внимания тому, насколько хорошо другие справляются с конкретной задачей; фактически, подавляющее большинство детей этого возраста уверенно сообщат, что они самые умные дети в классе — характерная для этого возраста общая тенденция описывать свои качества в позитивном ключе. К третьему классу, однако, ребенок начинает замечать, кто выполнил тест быстрее, он или другие дети, кто получил лучшую оценку или допустил больше ошибок в тетради по правописанию . Их самооценка начинает включать как позитивные, так и негативные элементы.

Учителя соответственным образом реагируют на происходящие изменения: в начальной школе учителя выделяют старательных и трудолюбивых учеников. Постепенно они начинают использовать более сравнительные суждения. В средних классах учителя сравнивают детей не только друг с другом, но и с фиксированными стандартами, учащимися других школ или национальными нормами .

Эти явления иногда незаметны, но они могут иметь важное значение. Роберт Розенталь в своем известном исследовании «Пигмалион в классе» продемонстрировал, что представление учителя о способностях и потенциале учащегося имеет существенное влияние на его отношение к этому учащемуся и на итоговую успеваемость последнего. В настоящее время эти результаты были неоднократно воспроизведены. Суть процедуры заключается в следующем: в начале учебного года учителям сообщается, что некоторые «неуспевающие» дети в классе вот-вот готовы «расцвести» интеллектуально, хотя, фактически,  дети, которым была дана такая характеристика, выбирались в случайном порядке. В конце года эти учащиеся, «имеющие нереализованный потенциал», обычно демонстрируют больший прирост академической успеваемости, чем остальные ученики. Поэтому сравнительные суждения, которые позволяют себе учителя по отношению к детям, могут иметь значительное воздействие.

Аналогично суждения родителей и их ожидания также играют важную роль. Например, родители в Соединенных Штатах с большей вероятностью приписывают хорошую успеваемость дочери по математике ее усердию, а высокие оценки сына по математике приписывают его способностям. Дети усваивают эти представления и в соответствии с ними оценивают свое поведение.

Представления о своих способностях, выработанные в результате этого процесса, обычно достаточно точны. Учащиеся, которые отличаются стабильной хорошей успеваемостью по сравнению с другими учениками, формируют представление о том, что они компетентны в академических дисциплинах. И что еще более важно — они приходят к пониманию того, что могут контролировать свою успеваемость (в терминах Бандуры, они обладают сильным чувством самоэффективности в учебе). Интересно, что эта закономерность в меньшей степени относится к девочкам, чем к мальчикам, по крайней мере в культуре Соединенных Штатов. В среднем, девочки получают более высокие оценки по сравнению с мальчиками, но девочки занижают свои способности. Когда у них что-то хорошо получается, они чаще приписывают свои достижения усердной работе, чем способностям; когда их успеваемость низкая, они рассматривают неудачу как собственную ошибку.

Я-концепция в подростковом возрасте

В подростковом возрасте еще больше проявляется обобщенность в процессе самоопределения. Сравните ответы на вопрос «Кто я?» 17-летней девушки с ответами, приведенными выше:

Я человек. Я девочка. Я индивидуальность. Я не знаю, кто я. По знаку Зодиака я — Рыба. Я человек настроения. Я нерешительный человек. Я амбициозный человек.

По мере взросления дети и подростки все реже и реже описывают свою внешностьРис. 1. По мере взросления дети и подростки все реже и реже описывают свою внешность и все чаще — свои убеждения или чувства.

Я очень любопытная. Я не индивидуальность. Я одиночка. Я американка (Бог мне помогает). Я демократ. Я либеральный человек. Я радикальный человек. Я консервативна. Я псевдолиберальна. Я атеистка. Меня невозможно причислить к какому-нибудь классу (т. е. я не хочу быть причислена) .

Очевидно, что Я-концепция этой девушки еще менее связана с физическими характеристиками или даже с ее способностями, чем Я-концепция 11-летней девочки. Она описывает абстрактные или идеологические характеристики. Рисунок 1. отражает этот переход от конкретных описаний к абстрактным (данные получены в результате опроса 262 испытуемых в исследовании Монтемайер и Эйзен).

Каждый из ответов учащихся на вопрос «Кто я?» был отнесен к одной или более специфическим категориям. Так, например, к отдельной категории относилось упоминание физических характеристик («Я высокий», «У меня голубые глаза»); к другой категории причислялись характеристики, относящиеся к мировоззрению («Я демократ», «Я верю в Бога»). Из рисунка следует, что внешность все еще остается высоко значимой характеристикой в предподростковом и раннем подростковом возрасте, но становится менее значимой в позднем подростковом возрасте, когда на первый план выступают мировоззрение и убеждения. В позднем подростковом возрасте большинство подростков оценивают себя с точки зрения устойчивых характеристик, убеждений, личной философии и моральных стандартов.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.