Деятельность человека (в психологии)

Любая психическая функция, свойство находят свое развитие только в соответствующей деятельности. Активность может быть направлена вовне и внутрь личности. Теория деятельности С.Л. Рубинштейна – А.Н. Леонтьева дает представление о структуре и содержании психологической деятельности, источниках ее порождающих. Отличает деятельность человека от других видов живых существ наличие надситуативной активности, которая выходит за рамки требований текущей ситуации, а имеет целеполаганием отдаленные перспективы человеческой жизни.

Источником активности является потребность – внутреннее состояние организма, переживающего нужду в чем-то. Потребность нарушает равновесие, гомеостаз1 между организмом и окружающей средой. Психическая энергия, направленная на восстановление гомеостаза, порождает деятельность в определенном направлении.

Если между переживаемой значимой потребностью и возможностью ее удовлетворения имеется какое-либо препятствие, барьер, то в сознании индивида возникает психологическое состояние гнетущей напряженности, тревожности, разочарования, безысходности, получившее название фрустрации2. Фрустрация может выступать как причина агрессии, тревоги, неврозов, соматических (от греч. soma – тело) болезней, либо ухода в мир грез и фантазий.

Структура деятельности

В структуре деятельности выделяются этапы: ориентировка, исполнение(реализации действия) и контроль результата. Эффективность деятельности в наибольшей степени зависит от правильной ориентировки, в рамках которой устанавливаются: условия деятельности, конечные и промежуточные цели, ресурсы (средства), которые должны и могут быть использованы, порядок (последовательность) действий и операций.

Осознаваемая или неосознаваемая причина, лежащая в основе направленности поведения, выбора конкретного поведения, действий и поступков личности называется мотивом. Осознанный мотив становится рациональной3 целью, которая позволяет аккумулировать все внутренние ресурсы человека для выполнения даже тяжелой, неинтересной работы.

В своей практике человек руководствуется разнообразными мотивами, одни из которых занимают более важное иерархическое положение, другие – вспомогательное. Разнообразие мотивов деятельности делает характерной борьбу мотивов: например, в ситуациях соперничества, конфликтного столкновения интересов различных людей; одновременного присутствия двух и более потребностей, вступающих между собой в некоторые противоречия; противодействия деятельности со стороны внутриличностных моральных «запретов», страхов, фобий4 и т.п. Одним из способов преодоления ситуации борьбы мотивов является рационализация (замена) мотива. Личность начинает объяснять свои действия причинами, которые оправдывают её, скрывают их истинную мотивацию. Причем речь здесь идет не только и не столько об умышленном обмане, сколько о самообмане. В этом случае своеобразным индикатором рационализации может служить рассогласование между ожидаемым (как правило, позитивным по окраске) переживанием, связанным с достижением предмета потребности, и (преимущественно, дискомфортным) реальным.

Регистрируется также сдвиг мотива на цель, когда эмоционально привлекательный мотив в ходе его достижения предполагает вначале выполнения действия, не обладающих эмоциональной привлекательностью, но осознаваемых рационально. Однако по мере выполнения этих действий, вначале потребовавших от него значительных волевых усилий, человек может увлечься, они могут обрести для него самостоятельный эмоционально окрашенный смысл.

Таким образом, в теории деятельности С.Л. Рубинштейна – А.Н. Леонтьева в схематическом виде может быть выстроена следующая графическая структура деятельности:

Потребность  ↔ Мотив ↔  Деятельность
↕                                                    ↕
Цель                      ↔               Действия
↕                                                     ↕
Условие                  ↔                Операции

Рассмотренные вопросы:

  1. Роль потребностно-мотивационной сферы человека в деятельности.
  2. В чем принципиальные различия между деятельностью человека и активностью животных?
  3. Что такое мотив, и какова его роль в организации деятельности?
  4. Что такое цель, и какова ее роль в организации деятельности?
  5. Механизм рационализации мотива.
  6. Что такое сдвиг мотива на цель?
  7. Общая структура деятельности по С.Л. Рубинштейну – А.Н. Леонтьеву.

Ключевые термины: деятельность,потребность, гомеостаз, фрустрация, ориентировка, исполнение(реализация действия), контроль, мотив деятельности, цель деятельности, борьба мотивов, фобии, рационализация мотива, сдвиг мотива на цель.

1 Гомеостаз (от греч. homoios – подобный, одинаковый и греч. stasis – неподвижность, состояние) – относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма.

2 От лат. frustratio – обман, неудача.

3 От лат. rationalis – разумный, ratio – разум.

4 Фобии (от греч. phobos – страх) – навязчивые страхи; разновидность навязчивых состояний (например, агорафобия – страх открытых пространств).

Деятельность человека (в психологии).

Читайте также:
Эмоции человека.
Развитие психики человека.
Что такое сюжетно-ролевая игра?

Комментарии закрыты.