Мышление

Мышление — способность человека логически связывать различные факты, события окружающего мира с целью их объяснения, понимания, обобщения, создания новых идей, прогнозирования событий и действий.

Материальная основа мышления

В эпоху Возрождения мышление человека освобождается от сдерживающих его церковных рамок. Это способствует развитию науки, техники и искусства. В Новое время мышление изучается с разных позиций — эмпирической философии (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Д. Юм), рационалистической (Б. Спиноза, Р. Декарт). Природа человеческого мышления получает существенное переосмысление в трудах немецких философов И. Канта и Г. Гегеля.

Материальной основой мышления является деятельность головного мозга человека. В нем происходит переработка чувственного опыта. Мышление обобщает его, дает возможность получать знания о таких свойствах и отношениях объектов, которые недоступны непосредственному эмпирическому познанию, позволяют проникнуть в закономерности природы, общества и самого мышления. Есть несколько гипотез о происхождении мышления. Одна из них предполагает, что мышление возникает в процессе производственной деятельности людей, имеет общественную природу и осуществляется в теснейшей связи с речью. Его результаты всегда фиксируются в языке, других системах знаков (от абстрактных, например в виде математических формул, до конкретно-образных, например метафоры Пушкина). Мышление человека осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.

Понятие — это такая форма мышления, которая выражает наиболее общие и существенные признаки познаваемых предметов. Например, понятие «человек» отражает в мышлении познающего такие существенные характеристики как: а) способность мыслить (Homo sapiens), б) способность морально оценивать свои поступки, в) способность создавать сложные орудия труда и т. д.

Каспаров Г.Г. Каспаров, выиграв шахматную партию у компьютера, доказал, что искусственный интеллект не обладает гибкостью человеческого мышления.

Суждение — форма мышления, которая отражает отношение человека к содержанию высказываемой им мысли. Поэтому в суждении может присутствовать убежденность, утверждение, сомнение, неуверенность, вопрос, повеление и т. д. В зависимости от типа суждения его содержание может оцениваться как «истинное — ложное», «возможное — невозможное», «необходимое — не необходимое» и т. д. Например, в суждении «Москва — столица России» утверждается присущность городу Москве качества «быть столицей России». Если городу Москве в момент высказывания этого суждения такое качество действительно присуще, то указанное суждение истинно. Если нет — ложно.

Умозаключение — такая форма мышления, которая позволяет получать истинные выводы из нескольких посылок. Однако в действительности умозаключение не сводится к одному только логическому выводу. В реальном мышлении существенную роль могут играть не только смыслы, но и образы, психика человека, интуиция и т. д. В жизни человек в основном пользуется двумя типами умозаключения: дедуктивным (от общего к частному) и индуктивным (от частного к общему).

Когда на исторической сцене появились древние греки, они из всех способностей человека предпочли мышление всем остальным. Они отделили мышление от чувственно-психического восприятия мира, которое не способно, как они считали, привести к истине. Мышление (Ум) стало для них высшей ценностью. Греческий философ Парменид (ок. 540 — ок. 470 до н. э.) первый сказал, что мышление и бытие тождественны. Фактически это означало, что подлинное существование имеет только мышление и то, что мыслится. Следовательно, то, что не мыслимо, вообще не существует. Тем самым греки открыли новый путь в области познания действительности — путь рационального познания.

В XX в. мышление становится предметом исследования аналитической философии, которая сосредоточила свое внимание на разработке формально-логических аспектов мышления, экзистенциализма, попытавшего раскрыть связь рационального и иррационального, ряда других направлений. Важнейшую роль в развитии мышления играют прогресс материальной и духовной культуры общества, усложнение социальных связей.

Этот путь стал активно осваиваться: Сократ обнаруживает «сущности» вещей и открывает «понятие» как форму мышления, пифагорейцы связывают мышление с числами и загадывают основы математического описания космоса, Анаксагор объявляет Ум началом и управителем всего космоса, Платон открывает «идеи», которые упорядочивают как само человеческое мышление, так и весь окружающий мир, Аристотель формулирует правила вывода — силлогизмы и фактически создает науку о строгом мышлении — логику. Отныне мышление становится важной характеристикой не только жизни ученых, но и всего общества — возникают философия и литература (диалоги Платона, поэзия Анакреонта), теоретическая наука (аксиомы Евклида, астрономия Евдокса и Калиппа и т. д.), театр (Эсхил, Софокл и Эврипид), скульптура (Фидий, Поликлет и др.), архитектура и многое другое.

С приходом христианского Средневековья мышление и его носитель — мозг — отходят на второй план, уступая место чувству любви и сострадания, средоточием которых является сердце. Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский и другие активно включают мышление в выработку христианской доктрины. Например, Ансельм пытался даже доказать с помощью мышления существование Бога.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.