Духовно-нравственное воспитание посредством сказкотерапии

Человек – существо духовное. Гармония личности предполагает не только равномерное развитие физической, интеллектуальной и эмоциональной сфер организма. Это понятие включает в себя также и духовно-нравственный потенциал человека, развитие которого позволяет ему гармонично сосуществовать с окружающими людьми, даёт способность ценить красоту и совершенство мира природы и умело взаимодействовать с ним.

Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях.
Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко в докладе о приоритетных направлениях развития российского образования подчеркнул: «Мы должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия направленные на патриотическое воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму, социальному инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на духовные ценности».

Для того, чтобы выполнение задачи по воспитанию гармоничной личности стало реальностью, в человеке должен пробудиться творец. В нём должно появиться желание познать себя, свои внутренние возможности. Должна родиться потребность реализовать их с пользой для окружающих.

Познать и «сотворить» себя — самое трудное из искусств. Поэтому задачи воспитания гармоничной личности следует начинать решать с детских лет. Необходимо искать и использовать приёмы, способные воздействовать непосредственно на тот потенциал духовных и творческих возможностей, который заключён в эмоционально-волевой сфере человека. Необходимо пробудить к жизни ту устремлённость к Добру и Свету, которая заложена в душе и может стать источником нравственности и духовности личности.

В рамках работы опытно-экспериментальной площадки в МОУ СОШ №23 г. Пятигорска по теме «Воспитание культуры межнационального общения у учащихся в условиях полиэтнической школы» реализуется программа учебного курса  по психологии для учащихся начальных классов в общеобразовательной школе «Давайте жить дружно».
Программа включает тематическое планирование и описание занятий для  1 — 4-го классов. Предполагается, что они будут проводиться психологом с целым классом одновременно в учебном помещении раз в неделю.

Курс представлен следующими разделами:

  •  «Познавая мир» — I класс.
  •  «Познавая себя» — II класс.
  •  «Познавая других» — III класс.
  •  «Мы  — это мир» — IV класс.

На данный момент были реализованы второй и третий разделы программы.
Содержание программы отвечает следующим принципам:

  • возрастной адекватности — используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;
  • научной обоснованности — содержание комплекта базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;
  • практической целесообразности — содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у детей навыков эффективной социальной адаптации;
  • динамическому развитию и системности — содержание комплекта, цели и задачи обучения на каждом из последующих этапов определяются теми сведениями, оценочными суждениями и поведенческими навыками, которые уже были сформированы у детей в ходе реализации предыдущего этапа. Учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;
  • необходимость и достаточность предоставляемой информации — детям предоставляется только тот объем информации, которым они реально могут воспользоваться в жизни, т.е. имеет для них практическую значимость;
  • вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся.

Занятия ставят перед собой задачу сохранить и развить то присущее многим детям восприятие мира, которое позволяет им видеть его прекрасным, многообразным, волшебным и добрым.
Научить детей жить в нём, постоянно находиться в спокойном, радостном состоянии, быть уверенными в себе и поступать, действовать наилучшим образом — очень важно в наше время всеобщей нестабильности, когда всё чаще возникают стрессовые ситуации, усложняются отношения между людьми.

Опыт проведённых занятий с детьми в возрасте до 10 лет показал, что наиболее успешно проходят занятия, построенные в форме сказки, в канву которой встроены медитативные элементы и психофизические упражнения. Дети очень легко входят в образы героев сказки и охотно выполняют соответствующие задания преподавателя. Кроме того, сказка может являться сильнейшим эмоционально насыщенным нравственным уроком.

Сказки… Волшебство… Вы прочитали сейчас эти слова. Попробуйте на минуту закрыть глаза и прислушаться, как откликнулась на них Ваша душа? Может быть, Вам стало теплее, или вспомнились приятные минуты детства, перед глазами встал самый счастливый миг жизни, появилось удивительное ощущение надежды…
Часто слово «сказка» оживляет приятные воспоминания. Что же такое сказка? Кто-то скажет, что сказка — это зашифрованный в форме метафоры жизненный опыт многих предшествующих поколений. Другие определят сказку как проекцию нашей бессознательной жизни. Романтически настроенные назовут сказку мечтою о прекрасном… Наверное, в каждом из нас живет вера в чудо. И, быть может, именно она дает многим людям силы жить и творить.
Сказочные истории складываются в разных культурах, имеют свои оттенки и отличительные черты, но обладают общим свойством — ореолом особой притягательности для нашей души, для нашего бессознательного.

Процесс познания Мира и собственных возможностей подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений, наполненная удивительными образами, тайной и волшебством, — часто бывает самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребенка, помочь ему понять «законы» окружающей действительности. В форме сказки могут быть синтезированы современные многочисленные психологические технологии, так необходимые педагогам, воспитателям, дефектологам, и, конечно же, родителям. С ними дети проводят значительную часть времени. Именно они на современном этапе становятся основными потребителями психологических технологий. Однако психологические подходы многочисленны, сложно сформулированы, и это делает их недостаточно доступными для потенциальных пользователей. Поэтому основной задачей сказкотерапии стало синтезирование наиболее эффективных психологических технологий в рамках сказочной формы; объединение и адаптация множества психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст. В этом заключается актуальность и новизна комплексной сказкотерапии. Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.

Сказкотерапия тесно связана с арттерапией (терапия искусством) и игровой терапией. Более того, Вы найдете ее связь с гештальт-терапией, психосинтезом, телесно-ориентированной терапией и психоанализом. Пути развития сказкотерапии предполагают включение лучших элементов различных психологических и педагогических разработок.

Принципы сказкотерапевтической психодиагностики, коррекции и развития близки к принципам гуманистической, позитивной терапии:

1. Под психодиагностикой с помощью «сказочных» приемов подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные ее проблемные и потенциальные элементы. Сказка может быть предложена клиенту, который, как это часто бывает, не понимает, в чем состоит его проблема. Данный способ диагностики проблемы является практически не травмирующим, так как если сказка не касается проблемы клиента, то она его и не «зацепляет». В моей практике диагностика с помощью сказок обычно происходила как «узнавание» своей проблемы: «Я понял, почему Вы дали мне эту сказку» или «Ну, я не совсем такая, как эта принцесса».

2. Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит преодоление проблемных элементов. Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных форм поведения. Вместо этого предлагается принцип «расширения спектра альтернативных реакций». То есть человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира.

На занятиях курса используются следующие методические приемы работы со сказкой:

•  При переходе к работе над сказкой я «меняю» внешность, добавив какую-либо «сказочную» деталь, или обыгываю любой имеющийся предмет как сказочный. Мы  меняем обстановку в помещении, создав из мебели или любых перегородок «лес», «замок», «город» или подготовить надписи, обозначающие место действия. Иногда выделяем из учащихся «глашатая», «герольда» или другой персонаж, обозначающий перемену места действия.

•  Призывание сказки. Я прошу класс «позвать сказку», что можно сделать, например, мелодичным, чуть монотонным пением; минутой внутреннего сосредоточения в тишине, когда каждый зовет сказку про себя; придумыванием эпитетов и ласковых слов для сказки, когда каждый участник добавляет что-либо: «Мы ждем сказку… Какую? — Ласковую, увлекательную, чуть-чуть страшную, мудрую, неизвестную, справедливую и т.д.».

• Превращение в сказку любой жизненной истории. Я рассказываю любую историю на темы взаимоотношений, работы, даже погоды, и прошу класс превратить эту историю в волшебную сказку. При этом возможно разбиение класса на подгруппы и сравнение получившихся сказок, желательно с выделением сходства, а не различий.

Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство окружающего Мира, у него возникает множество вопросов ко взрослым. Многие детские вопросы ставят родителей в тупик. Не так-то просто объяснить ребенку, почему все происходит так, как происходит, и что такое «хорошо, а что такое плохо». Наблюдая за судьбами главных героев сказочных произведений, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок складывает, как мозаику, собственную картину Мира. На ее основании, он будет воспринимать различные ситуации и действовать определенным образом.

По-видимому, само слово «волшебный», «магический» обладает особой, положительно мотивирующей семантикой. «Веди обычную жизнь необычным способом» — советует древняя мудрость. Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя свое воображение, мы действительно начинаем совершать обычные действия необычным способом.

Результативность курса  по психологии для учащихся начальных классов в общеобразовательной школе «Давайте жить дружно» подтверждается комплексом диагностических методик, направленных на изучение психоэмоционального состояния детей, уровня их социальной адаптации и мотивации учения. Согласно результатам проведенных исследований, существенно снизился процент учащихся, испытывающих негативные эмоциональные  переживания в школе (на 18%), количество дезадаптированных учащихся уменьшилось на 6% и, как следствие, повысился уровень мотивации учения и познавательных интересов (на 14%).

Подводя итоги нашим занятиям, дети письменно ответили на несколько вопросов. Они считают, что научились:
— быть спокойными и владеть собой;
— делать добро всем на свете;
— поступать, вести себя справедливо и честно;
— узнавать постоянно что-нибудь новое;
— изменять себя;
— любить всех.


На вопрос о том, какие качества необходимо приобрести, дети написали, что хотят стать добрыми, ласковыми, сильными, красивыми внешне и внутри, хотят развить в себе необыкновенные способности, хотят путешествовать в разные места и в разное время, хотят понимать других, чтобы различать злых — и добрых людей, хотят изменить свой характер, научившись самообладанию.

На вопрос о том, какие качества необходимо приобрести, дети написали, что хотят стать добрыми, ласковыми, сильными, красивыми внешне и внутри, хотят развить в себе необыкновенные способности, хотят путешествовать в разные места и в разное время, хотят понимать других, чтобы различать злых — и добрых людей, хотят изменить свой характер, научившись самообладанию.

Огромное счастье для педагога — видеть, как растут и расцветают души детей, и расти вместе с ними, осознавать, что каждое занятие и вся жизнь — творчество!

Гавришева Н.Н.,
педагог-психолог
МОУ СОШ №23 г.Пятигорска

Похожие статьи

Комментарии закрыты.