Психологическая поддержка хорошего ученика

Очень часто внимание школьного психолога акцентируется на слабых в учебе учениках, на проблемах дисциплины, эмоциональной поддержке учителей, новых учеников, в общем, на проблемах и трудностях, связанных с учебой и жизнью в школе. За пределами внимания чаще всего остаются « хорошие» ученики, те, кто учится на хорошо и отлично, кто своим поведением и учебой не доставляет хлопот учителям.

Однако опыт работы в школе показывает, что очень часто за успешной учебой и примерным по ведением стоят серьезные эмоциональные трудности, которые ученик переживает дома, один на один с собой. За успехами стоит большой труд, который воспринимается школой и взрослыми как должное. Если ученик плохо учится, ему автоматически обязаны все помогать, и это правильно. А если ребенок умница и труженик, то он остается не замеченным взрослыми и часто осмеян сверстниками как «ботан». Получается несправедливо: с «неуспешными» учениками все возятся, а с «успешными» никто не работает. Часто такое несправедливое отношение приводит к снижению самооценки у хорошего ученика, к неуверенности в своих силах и, что самое печальное, к снижению учебной мотивации: «Зачем я все это делаю, какой в этом смысл?»

Однажды я спросила у ребят, а кто, по-вашему, хороший ученик? И все дружно ответили, что это тот, кто учится на пятерки и четверки. И с этим нельзя не согласиться. Но они вряд ли задумываются, что за хорошими оценками стоит тяжелая упорная работа, усердие и даже слезы. Как нам кажется, все эти качества: упорство, трудолюбие, любознательность, широта интересов очень помогают и приводят к успеху и во взрослой жизни, и мы решили обратить внимание ребят именно на это. А показать, как это работает, решили на примере «хороших» учеников. Все-таки успех человека в жизни складывается из множества составляющих, а начинается с упорной работы в школе.

Часто одноклассникам не хватает времени разглядеть своего успешного в учебе товарища получше: чем он интересуется, что любит, каких успехов добился в других областях, кроме учебы, о чем он мечтает и каким видит свое будущее. Многие ребята в школе не только хорошо учатся, но и занимаются очень успешно разными видами спорта и творчества. Поэтому мы решили, что мало говорить только об учебе.

Мы хотим предложить вам психологическую форму работы, которую мы назвали «Формула успеха». Цель ее заключается в том, чтобы рассказывать про ребят, которые успешны не только в учебе, но и в других сферах жизни. Сделать это нужно, чтобы они чувствовали свою значимость и важность своих трудов и стараний. Если можно так выразиться, мы решили пропиарить наших учеников с психологической точки зрения. Мы выбрали самый простой способ: колонка в школьной газете. В колонке рассказывается про ученика, про его интересы, увлечения, его достижения и помещаются его фотографии. Собирают информацию сами психологи с классным руководителем и родителями. Потом мы приглашаем ученика, и с ним проводится психологическое интервью в свободной форме. Психолог пишет об ученике статью и отдает ее в редакцию школьной газеты. Нашу колонку мы ведем регулярно, в ней рассказывается о наших учениках начиная с пятого класса.

Мы рассчитывали поддержать успешных школьников, но эффект оказался сильнее, чем мы ожидали. Ребята с большим интересом читают колонку, ждут, кто будет следующим. В начальной школе ученики начинают брать с этих ребят пример и проявляют уважение через приветствие, приглашение в класс на мероприятие и пр. А у того, о ком была написана статья, повышается самооценка, появляется уверенность в себе, ребята в классе с уважением начинают относиться к нему. По нашим наблюдениям, значимость учебы повышается, и быть успешным в учебе и активным по жизни становится модным и популярным.

Колонку мы решили назвать « Формула успеха», потому что хотели этим сказать, что трудиться, проявлять интерес ко многим вещам и быть активным — важные условия успеха в будущем. Уважаемым является не тот ребенок, который считает себя «крутым», потому что всем хамит, дерзит, прогуливает уроки и у него много гаджетов, а тот, кто всё успевает, любит активную жизнь и с оптимизмом смотрит в будущее. Вот какова цель нашей психологической колонки.

Вот несколько примеров наших психологических колонок. Каждый автор может разнообразить колонку своими идеями и литературными приемами.

Пример первый

Нашу колонку мы хотим начать с рассказа об удивительной ученице. Лена учится в нашей школе с первого класса и зарекомендовала себя очень трудолюбивой и успешной ученицей. А вот чем она еще занимается, помимо уроков, знают немногие. Обсуждая с Леной ее учебный день, мы не увидели ни одного пустого промежутка времени… У нее есть любимое занятие, которому она посвящает свое свободное время уже много лет. Лена с первого класса занимается в спортивном клубе.

Про лошадей Лена знает всё или почти всё. В феврале этого года Лена стала победителем на открытии сезона спортивного клуба. Но это еще не все увлечения Лены. Она хорошо рисует, и в ее коллекции есть работы, достойные выставки, которая планируется после каникул. Когда есть цель, желание, тогда все получается. Вот первая формула успеха.

Пример второй

Что такое УСПЕХ?

Мы уже обсуждали это в прошлой статье и пришли к выводу, что успех в жизни складывается не только из успешной учебы. Счастливой жизнь становится благодаря нескольким факторам. Один из них — любовь. Если человек любит и любим, то у него как будто вырастают крылья. Ему всё по плечу. Он способен совершить невозможное. Известны разные виды любви. Мы сегодня хотим рассказать вам о человеке, в жизни которого большую роль играет любовь к животным. Это Света Петрова из 9-го класса. Света, конечно, очень хорошо учится и, как многие из вас, занимается музыкой, рисованием и теннисом, но именно любовь к животным дает ей силы справляться с большой нагрузкой и оставаться жизнерадостной, открытой и общительной девочкой. Света очень любит свою собаку. Она проводит с ней каждый вечер, гуляет, играет, дрессирует. Летом Света тренирует свою собаку в воде, так как собака очень любит плавать. Давно известно, что собаки очень чувствительны к фальши. Они тонко чувствуют людей, и только очень добрый и искренний человек может стать ее другом. Когда Света рассказывала про своих питомцев, в ее глазах было море любви, тепла и за боты…

Психологическая поддержка хорошего ученика.

Анна КРИВЦОВА
кандидат психологических наук, психолог АНО Школа «ПРЕЗИДЕНТ», Москва

Читайте также:
Дети группы риска в школе.
Педагогическое наблюдение как метод изучения личности учащихся.
Дети из проблемных и неблагополучных семей.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.