Ср12072016

Обновление09:33:56

Разум

Разум

Нomo sapiens — Человек разумный. Именно эта способность — быть разумным — в конечном счете явилась важнейшей отличительной особенностью человека в семействе приматов. Какой бы деятельностью ни занимался человек, в основе ее лежит разум

Разум — человеческая способность связывать воедино различные жизненные процессы, явления, факты и делать обобщения. Познание человеком окружающего мира начинается на чувственном уровне с помощью ощущения и восприятия. Полученные восприятия человек перерабатывает в представления, а затем обобщает их в понятиях, на основе которых строятся суждения и умозаключения. Этот уровень познания называется рациональным (от лат. ratio — рассудочный, разумный).

АристотельАристотель (384 -322 гг. до н.э.)- великий мыслитель и философ, ученик Платона.

Разум человека тесно связан с другой его способностью — рассудком, оба эти свойства — две стороны мыслительного процесса. Рассудок выстраивает логический ход суждения, отвечает за правильность вывода, строгость доказательства. Предметом для рассудка выступают, как правило, явления, свойства, качества окружающего человека земного мира, он обрабатывает чувственные данные. Разум представляет собой более высокую по сравнению с рассудком форму познания. Он призван устанавливать внутреннюю связь между явлениями, их сущность и создавать единое целое. Разум — связывает, рассудок — разъединяет. Поэтому для разума главным методом является синтез, а для рассудка — анализ. Впервые разум стал предметом самостоятельного изучения у древних греков. Они обратили внимание на то, что весь мир подчиняется разумным основаниям и правилам, что сущность вещей подчиняется тем же самым принципам, которым подчиняется и человеческое мышление, т. е. вещи этого мира подчиняются тем же самым принципам (например, закону тождества), которым подчиняется и человеческое мышление. Теоретически это было оформлено элей ской философской школой (VI —V вв. до н. э.).

В нее входили Парменид, Зенон Элейский и другие. Согласно элейцам, чувства дают ложное представление о мире, истину познать можно только разумом. Другой древнегреческий мыслитель Платон (42 — 347 до н. э.) также не признавал чувственный опыт как путь к истине. Он считал, что каждая вещь имеет свою идею, которая существует независимо от вещи, является и обладает ее сущностью, истинным бытием. Каждая конкретная вещь (например, дом) — это лишь проявление «идеи дома» вообще, и эта идея наделена самостоятельным существованием.Идеи Канта получили развитие в работах Шеллинга, Гегеля и некоторых других представителей немецкой философии. Если начало интенсивного познания природы с помощью научного разума объяснялось стремлением прочесть вторую книгу книгу природы, написанную Богом языком математики (Галилей), то в последующем указанное стремление было утрачено, получив неадекватную, т. е. неравноценную замену в «утилитаристском назначении научного разума». В эпоху развития и становления индустриального общества научный разум становится необходим для обеспечения «нужд и роста промышленного производства», которое в свою очередь необходимо для удовлетворения растущих материальных потребностей человека. Слово «идея» по гречески означает «вид». Но увидеть ее можно не физическим зрением, а умственным — мысленно, т. е. постигнуть разумом. В отличие от Платона, его ученик Аристотель не признавал существование особого идеального мира, но утверждал, что миром правит Ум. Аристотель обожествляет разум. Бог, согласно Аристотелю, это космический Ум, единственным уделом которого является логика — «мышление о мышлении». Взгляды на разум указанных философов позднее были восприняты и развиты другими философскими школами античности: стоиками, неоплатониками и др.

В эпоху Средневековья разум уступает ведущее место вере. Его роль в средневековой культуре начинает возрастать лишь с проникновением в Европу арабских переводов Аристотеля и других античных авторов, а также с возникновением университетских образовательных центров в Париже, Оксфорде, Кембридже и других городах Европы. В XI — XIV вв. начинает интенсивно развиваться богословие (теология). В сочинениях теологов Ансельма Кентерберийского, Фомы Аквинского разумные и рассудочные аргументы, обращение к здравому смыслу начинают играть существенную роль в обосновании церковных догматов. В эпоху великих научных открытий XVI — XIX вв. формируется научный разум.

Доказательства геоцентризма Коперником, принципа инерции Галилеем, множественности миров Бруно строятся только на основе обращения к научному разуму. Именно научный разум становится действительным критерием истинности человеческого знания наравне с научным опытом. Обращение ученых к разуму стимулировало потребность в его философском обосновании. Эту задачу выполнил в XVIII в. немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804). Ему удалось доказать, что умственная деятельность человека осуществляется на двух уровнях: рассудочном и собственно разумном.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Воспитание у детей необходимых навыков

Только в результате постоянного и настойчивого обучения наши дети приобретают умения и…

Подростки - проблемы в общении со сверстниками и их решение

Подростковый возраст - арена для тренировки взрослой жизни. Это тот самый период, когда…

Психомоторное развитие ребенка

Все родители очень внимательны к достижениям своего ребенка, все подмечают основные вехи…

Причины безразличия

Один из повторяющихся образов нашего времени - образ человека, подвергшегося нападению и…