Детский суицид: попытка осмысления проблемы
Содержание:
Объективная ситуация: антропологический кризис
О духовно-мировоззренческом противостоянии
Постмодернизация системы образования
Психологический эффект антропологического кризиса у детей
Мотивы суицида и основы детской жизнестойкости
ВЫВОДЫ
Проблема суицида, в особенности детского, — сложная, страшная и, надо признать, рационально до конца не объяснимая. Детство, отрочество — это время встреч, открытий, мечтаний, когда все интересно, когда каждый день полон новизны и очень хочется жить. К тому же в человеке заложен серьезный потенциал прочности, в том числе в виде инстинкта самосохранения. И только действие очень мощного, противоестественного, духовно противостоящего человеку метафизического фактора способно сломить инстинкт самосохранения в этом возрасте. Поэтому очень важно понять, что ослабляет, обезоруживает человека под давлением этой силы, а что укрепляет и защищает его.
Изучение проблемы суицида зачастую сводится к рассмотрению специальных аспектов: есть люди, склонные к суицидальному поведению, соответственно, нужно уметь их выявлять и оказывать им своевременную помощь. Постараемся, не ограничиваясь рамками суицидологии, предпринять попытку анализа и осмысления проблемы с духовнопсихологической и культурно-исторической точек зрения, чтобы в итоге ответить на два принципиальных вопроса:
1. Почему детский суицид в современной России не только возможен, но и, по сути, стал повседневным явлением?
2. Что мы — взрослые люди — все вместе и каждый в отдельности можем предпринять для его предупреждения?
Объективная ситуация: антропологический кризис
Согласно информации, приведенной уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павлом Астаховым, и другим экспертным данным, ситуация с детским и подростковым суицидом в России крайне неблагоприятна. Ежегодно у нас сводят счеты с жизнью от полутора до двух с половиной тысяч детей и подростков. В последние 6–7 лет частота суицида в России составляет 19– 21 случай на 100 тысяч подростков. Средний показатель в мире — 7 случаев на 100 тысяч. По данным ВОЗ, Россия занимает первое место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков и шестое место в мире среди всех возрастов. Это стабильная ситуация последних лет (!).
Но если не ограничиваться этими оценками и обратить внимание на другие экспертные данные, то выясняется, что современная Россия занимает лидирующее место в мире:
- по количеству абортов;
- по числу разводов супружеских пар;
- по числу детей, брошенных родителями, и детейсирот;
- по числу курящих детей;
- по масштабу детского алкоголизма;
- по объему потребления героина;
- по числу нападений педофилов на детей.
Суицидальные показатели как бы подытоживают эту картину, а совокупные данные дают основания поднять вопрос о более общей проблеме. Мы полагаем, что суициды являются одним из проявлений общего снижения жизнеспособности в рамках тотального антропологического кризиса.
Антропологический кризис связан с отрывом человека от духовных первооснов бытия. Он затрагивает ментальность и духовный настрой современных людей и проявляется в снижении синергийности общественной жизни. Конкретно речь может идти о разрыве межпоколенных связей и разобщении старших и младших; о снижении уровня взаимного доверия между людьми и десолидаризации общества в целом; об ориентации значительной части граждан на постмодернистский идеал самодостаточного человека и соответствующую ему модель жизни; об обесценивании человеческой жизни как таковой в современном социокультурном контексте.
О духовно-мировоззренческом противостоянии
В современном мире в духовно-мировоззренческой, социальной и культурной сферах ясно обозначились поляризация и противостояние двух сил: традиционализма и постмодернизма.
Основу традиционализма составляет религиозное мировоззрение, ориентированное на мировые («авраамические») религии — христианство, иудаизм и ислам. Западная цивилизация, к которой мы себя причисляем, возникла в лоне христианской культуры. Российская государственность оформилась на ниве православной духовной традиции.
Традиционализм предполагает определенный вселенский порядок, иерархическое устройство мира и особое положение человека в мире: человек — венец творения. Согласно ветхозаветному Откровению человек был создан по образу и подобию Творца. При этом образ Божий человеку дан, подобие же задано. В этом состоит и присущий человеку дар, и наивысшая цель, которую каждому надлежит осмыслить и возвести к ней свои устремления.
Традиционализм аккумулирует в себе предельные ценности и смыслы земной жизни, объединяет духовный опыт многих поколений, предполагает прочные межпоколенные связи, обеспечивающие духовное наследование и культурную преемственность. Традиционализм несет в себе мощнейший педагогический импульс, ориентирует человека на путь духовного возрастания, побуждает к сущностному познанию и осмыслению своей жизни, воодушевляет человека на благие дела, на служение не ради гордыни или обогащения, а ради торжества Добра и Истины.
Предтечей постмодернизма принято считать немецкого философа Ф. Ницше. В 1881–1882 гг. он пишет книгу «Веселая наука». Один из персонажей книги — безумный человек, который в светлый полдень посреди рынка с зажженным фонарем ищет Бога и, не найдя его, заявляет, что Бог умер. Эта фраза не только выражает позицию самого философа, но отражает настроение того времени и становится афоризмом. В ней — предчувствие надвигающегося нравственного кризиса человечества, связанного с утратой веры в космический порядок и в абсолютные моральные законы. Люди отвернулись от Бога, и он «умер» в их сердцах. В это время Ф.М. Достоевский пишет: «Если Бога нет, значит, все можно».
Традиционализм теснится, с одной стороны, позитивной наукой, с другой — богоборческим гуманизмом. Ученые-естествоиспытатели заявляют, что они ни в микроскопы, ни в телескопы Бога не наблюдают, и обещают посредством научно-технического прогресса в самое ближайшее время снять все основные проблемы человечества. На деле достижения науки используются в целях наращивания военного потенциала развитых стран. Новые виды оружия массового поражения приводят к многочисленным жертвам в ходе Первой и Второй мировых войн. Развитие науки и технологический бум порождают в человеке иллюзию всесилия, подталкивают к экспансивному характеру деятельности. Интенсивное и безоглядное вмешательство в природу, манипулятивные действия в социокультурной сфере провоцируют экологические и этические проблемы, которые бумерангом возвращаются к человеку. В 1933 г. в США публикуется первый гуманистический манифест — программный документ апологетов гуманизма, главная идея которого состояла в необходимости создания новой, нетрадиционной гуманистической доктрины, которая должна прийти на смену традиционным вероучениям. Эта доктрина проповедует самоценность человеческой индивидуальности и ориентирует человека исключительно на мирские ценности.
Во второй половине ХХ века в условиях отпадения западного общества от ценностей традиционной культуры формируется постмодернизм — специфическое умонастроение и мировоззрение с претензией на переосмысление самой сущности культуры, места и назначения человека в мире. В смысловом переводе термин «постмодернизм» означает «самая современная современность». В постмодернизме мир представляется как хаос: иерархически неупорядоченным, лишенным причинно-следственных связей и ценностных ориентиров.
Постмодернизм насаждает скептицизм и недоверие к традиционным конфессиям. Из культуры изымаются основополагающие понятия Добра, Единства и Истины. Вместо этого пропагандируется равноценность любых, в том числе контркультурных, содержаний и форм. Взамен объединяющих людей ценностей предложены соблазны множественных горизонтов позиционирования и противопоставление традиционному укладу жизни.
Надо сказать, что человеческое бытие в постмодернизме получает весьма сомнительное толкование. Вслед за «смертью Бога», провозглашенной Ф. Ницше, постмодернисты заявляют о «смерти Человека», имея в виду уход с исторической сцены людей, ориентированных на традиционные ценности. Постмодернизм упраздняет нормы морали и раскрепощает человека: все относительно и все допустимо вплоть до принципа «ничего святого».
«Постмодернистский человек» — это предельно индивидуализированный человек, для которого личные интересы приоритетны. В постмодернизме мир — это безграничное многообразие возможностей. Социальная реальность утрачивает для человека статус подлинности, обретая качества «виртуального мира». Возникнув как явление духовной жизни Запада, постмодернизм на рубеже 1980–1990-х гг. преодолел границы западного общества и стал распространяться на просторах глобального мира, затрагивая все сферы жизнедеятельности людей.
Для наглядности сопоставим в табл. 1 основные положения традиционализма и постмодернизма. Постмодернистская атака на традиционные ценности влечет за собой последовательное «раскультуривание» общества и «расчеловечение» индивида. В искусстве, например, это проявляется в утверждении деструктивного начала в качестве стилеобразующего фактора, который продуцирует образы порока, агрессии, деградации, распада, наводнившие в последние годы литературу, кинематограф и медийное пространство.
Сравнение мировоззренческих представлений традиционализма и постмодернизма
Тематические понятия | Традиционализм | Постмодернизм |
---|---|---|
Культурные ориентиры | Духовная культура, высокая культура и народная культура | Массовая культура потребления и развлечения |
Представление о сущности человека | Человек — носитель образа Божия | Человек«умер» |
Происхождение и призвание человека |
Человек — творение Божие и соработник Богу |
Человек — одинокий «кочевник» в мире |
Духовная задача | Приобщение к святыням, решение проблемы достойного и недостойного бытия в мире (проблемы добра и зла) | Жизнь «по ту сторону» добра и зла |
Направленность жизни | Созидание, долг, служение | Потребление, стяжание, удовлетворение желаний |
Отношение к другому | Любовь, солидарность, терпимость | Конкуренция, манипуляция, пренебрежение |
Отчуждение от духовной традиции и установка на постмодернистский идеал разжигают в человеке эгоцентризм, пробуждают своенравие и самонадеянность, порождают, с одной стороны, ценностную дезориентированность, страстность, с другой — внутреннее опустошение, переживание бессмысленности жизни и в конечном счете приводят к общему снижению жизнеспособности. Эгоцентризм — ахиллесова пята человека — замыкает его на собственных интересах, целях и пристрастиях, пробуждает гордыню, толкает к деструктивным и/или аутодеструктивным действиям.
Возобладание постмодернистских тенденций в обществе ведет к кардинальной смене (по сути, перекодировке) приоритетов человеческого бытия. Ориентация на нравственное достоинство, крепкую семью, служение отчизне и обществу подменяется признанием самоценности отдельной личности, поощрением ее самовыражения и самоутверждения любыми средствами и любой ценой.
Исследователи прогнозируют, а эксперты подтверждают, что при таком целеполагании обостряются проблемы, обусловленные всплеском эгоцентризма и распространением антисоциального поведения. В результате в обществе нарастают девиантные и аномические1 тенденции: люди привыкают действовать за счет других, в ущерб другим, против других.
Аллегория Система образования
Во-вторых, это формирование зависимостей химического и нехимического генеза. Так, у детей и подростков все чаще выявляются признаки кибермании (одержимого увлечения компьютерными играми) и интернет-зависимости. Как правило, мы сталкиваемся с двумя типами ситуаций. Сначала это легкомысленно-попустительское отношение со стороны родителей, когда они не придают значения страстному увлечению ребенка или, более того, используют компьютерные игры в качестве поощрения, например, за хорошие оценки в школе. Позднее, когда незаметно утрачивается контроль над ситуацией, растерянные родители признаются в своем бессилии перед зависимым поведением ребенка. В третьих, это массовые негативные явления, обусловленные последствиями реформирования отечественной системы образования. Среди них субклинические нарушения психоэмоционального состояния и отклонения в поведении детей дошкольного возраста, спровоцированные порочной практикой интенсивного вовлечения детей в учебные формы деятельности в рамках программ «подготовки к школе». Здесь цель так называемого предшкольного образования сводится к натаскиванию детей к школе. Данная тенденция сопряжена с пренебрежением возрастными интересами, возможностями и особенностями детей, что оборачивается существенными рисками для их здоровья и развития.
Далее следуют проблемы дефицита мотивации учебной деятельности и школьной неуспеваемости среди учащихся начальной и средней школы, обусловленные ранней «интеллектуализацией» и форсированным началом школьного обучения. Они влекут за собой сначала защитный регресс, когда дети, вместо того чтобы усердствовать в учении, предпочитают играть, а в итоге функциональные нервнопсихические расстройства и деформацию личностного развития.
Кульминацией становятся проблемы апатии или протестного поведения учащихся старшей школы, вызванные тем, что учебный процесс снова принимает форму «натаскивания», теперь уже на ГИА и ЕГЭ.
Родители сетуют, что не могут по утрам разбудить детей, поднять и отправить их в школу или что дети уходят из дома в школу, но до школы так и не доходят. При этом в рамках консультативных бесед и психологической диагностики клинические (болезненные состояния) или социально-психологические (конфликты со сверстниками или учителями) причины не выявляются.
Получается, что современное общество воспроизводит поколения замкнутых, деформированных и деморализованных людей. В этой связи часто вспоминается Кай — герой сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева». Мальчику попал в глаз осколок разбитого дьявольского зеркала, и его сердце «оледенело», по сути, стало невосприимчивым к истинному, доброму и прекрасному, и его внутренний мир опустел. Созерцая эту картину, начинаешь остро чувствовать и осознавать, что современным детям, закупоренным в компьютерных играх-стратегиях и заблудившимся в социальных сетях, не хватает живительного опыта добрых дел, духа мальчишеского братства и чувства причастности к непреходящим ценностям, которые, выражаясь словами из песни Сергея Трофимова «Родина», «не купить и не отнять».
Мотивы суицида и основы детской жизнестойкости
Теперь вернемся к центральному вопросу нашего обсуждения. Анализ мотивов совершения детьми и подростками самоубийств за период 2009–2010 гг. показал, что чаще всего несовершеннолетние сводили счеты с жизнью по причинам:
- семейных разногласий и конфликтов, боязни наказания со стороны родителей;
- неразделенных или прерванных романтических отношений (в подростковом возрасте дети уверены, что первая любовь — это навсегда, и относятся к ней крайне серьезно).
Среди других поводов для суицида выявлены:
- конфликты со сверстниками и друзьями;
- учебная неуспеваемость, низкий уровень школьной адаптации;
- бестактное поведение отдельных педагогов (психологическое насилие), конфликты с учителями;
- демонстративное поведение с суицидальными намерениями, повлекшее за собой смерть;
- тяжелая болезнь или смерть близких родственников;
- антисоциальный образ жизни родителей (алкоголизм и безработица);
- лишение родителей родительских прав;
- аддиктивное поведение (наркотики, алкоголь и пр.), которое влечет за собой финансовые проблемы и проблемы с правоохранительными органами;
- боязнь уголовной ответственности за совершение правонарушения;
- осознание собственного виновного поведения;
- подростковая беременность;
- сексуальное насилие (зачастую ребенок считает себя виноватым в произошедшем);
- физические недостатки ребенка;
- наличие психического заболевания;
- низкий уровень жизни;
- влияние деструктивных сект и субкультур.
Cуицидологические исследования опровергли утверждение, что большинство самоубийц — душевнобольные.
Выяснилось, что количество душевнобольных среди самоубийц не превышает их числа среди тех, кто умирает своей смертью. То есть суицид мало связан с психическим расстройством. Так же развенчан миф о том, что чаще сводят счеты с жизнью дети из социально неблагополучных семей.
Существенную роль в этиологии суицидального поведения несовершеннолетних играет размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования информации, популяризирующей самоубийство, провоцирующей ребенка на лишение себя жизни.
Чаще всего самоубийство — это шаг отчаяния в переживании ситуации, которая субъективно воспринимается как неразрешимая. Главный вопрос, который должны задать себе взрослые: как мы не заметили, что с ребенком что-то не так?
Маркерами суицидального риска являются следующие особенности несовершеннолетних:
- резкие перемены в настроении и поведении;
- сильные эмоциональные колебания;
- самоизоляция: уход в себя;
- депрессия: эмоциональный упадок;
- агрессия: немотивированные вспышки гнева, ярости, жестокости;
- нарушения аппетита;
- прямые или косвенные высказывания о суицидальных намерениях;
- прощание и раздача подарков окружающим.
Есть общее правило, которым следует руководствоваться родителям и педагогам: обращайте внимание на необычное поведение ребенка — видимо, что-то произошло или изменилось. Это повод задуматься, поговорить с ребенком или проконсультироваться у специалиста.
Обзор поводов для суицидальных попыток среди несовершеннолетних помогает нам увидеть и понять, что ориентированное на традиционные духовные ценности синергийное общество либо не допускает перечисленные факторы риска, либо амортизирует их за счет качественных отношений между взрослыми и детьми: эмоциональной чуткости, заботы и воспитания. Взрослые (родители, родственники, педагоги, специалисты, священнослужители), мобилизованные на совместное решение педагогической сверхзадачи, обеспечивают детям дружелюбную, экологичную, духовно и культурно обогащенную среду развития и воспитания. Благочестивый пример старших и духовное единение с ними более всего защищает младших от пагубы.
Полноценная детско-взрослая со-бытийная общность не только удерживает ребенка от безоглядных действий и отчаянных поступков, но и наделяет его силой жизнелюбия, трудолюбия, любознательности и человеколюбия.
ВЫВОДЫ
Пришло время вернуться к поставленным вначале вопросам и дать по возможности лаконичные ответы. Проведенный анализ культурно-исторических и духовно-психологических предпосылок суицидального поведения несовершеннолетних позволяет сделать ряд выводов.
1. Проблема суицида связана с антропологическим кризисом, в основе которого отпадение от духовной традиции и культуры. Ориентация людей на суррогатные ценности влечет снижение синергийности в обществе, вызывает деструктивные и аутодеструктивные формы поведения (включая суицидальные попытки), приводит к общему падению жизнеспособности.
2. Проблема детского суицида относится к сфере коллегиальной ответственности взрослых.
3. Основным фактором, оберегающим ребенка от суицидального поведения, является качество отношений с естественным человеческим окружением, прежде всего — со значимыми взрослыми.
4. Основные способы предупреждения суицида среди несовершеннолетних — это забота и воспитание детей в духе культурной традиции; все остальное — в дополнение к заботе и воспитанию, но никак не наоборот.
1Аномия – понятие социологии, обозначающее любые виды нарушений в ценностно-нормативной системе общества.
Александр ШУВАЛОВ
кандидат психологических наук,
старший научный сотрудник Института психологии РАН,
руководитель психолого-логопедического отдела
ГБОУ Центр развития творчества детей и юношества «Лефортово»
virtus@front.ru
Детский суицид: попытка осмысления проблемы
Читайте также:
Профилактика суицида в школе
О суицидальной ситуации в среде несовершеннолетних.
Диагностика суицидального риска.