Классификация проблем школьников группы риска — 3
Дети группы риска.
Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска. Часть 3.
Дети воспитывающиеся в неблагополучных семьях.
Еще одна категория детей — воспитывающиеся в семьях, имеющих социально-экономические или психолого-педагогические проблемы, а также в неблагополучных семьях. Попадающих в зону риска детей из проблемных или неблагополучных семей отличает эмоционально неустойчивое поведение, связанное с постоянными переживаниями и страданиями ребенка из-за психологических, моральных, физических, материально-экономических трудностей своей семьи (или отдельных ее членов).
Мы различаем два основных типа семей: благополучные и неблагополучные.
Семьи, имеющие социально-экономические проблемы, но благополучные, находятся в зоне социально-экономического риска. Это неполные семьи, многодетные семьи, опекаемые семьи, семьи, имеющие детей-инвалидов, семьи, где родители детей — инвалиды, семьи, где отдельные члены семьи имеют хронические психосоматические заболевания, семьи беженцев, семьи малых народов, семьи участников военных действий, а также семьи, где ребенок находится на индивидуальном обучении.
На особом контроле в школе дети из неблагополучных семей. Для них составляется специальная программа, которая включает контроль за учебой, особое содержание воспитательных мероприятий, контроль за наличием системного и полноценного питания в школе и дома, контроль за получением медицинского сопровождения. Особенное внимание уделяется к включению детей в актив организаторов культурно-массовых школьных и внешкольных мероприятий, для профилактики асоциальных форм поведения, в том числе табакокурения, алкоголизма, наркомании, случайных половых связей и пр. Очень важным становится интеграция усилий отдельных узких специалистов и определенных школьных служб в мониторинге учебно-воспитательных воздействий на ребенка и его семью, как основу становления смыслоценностных позиций, мировоззрения и поведенческих навыков школьника.
Для этого в школе разработаны и действуют несколько комплексных целевых программ по психолого-педагогическому сопровождению семей, находящихся в зоне риска.
Педагогически запущенные дети.
Центральное место в классификации проблем школьников занимает категория педагогически запущенных детей, у которых существуют проблемы сразу по двум или нескольким признакам. Так, ошибки семейного воспитания могут повлечь за собой школьную неуспеваемость, а затем и проблемы со здоровьем. А, например, одаренный ребенок может воспитываться в неблагополучной семье, дополнительно иметь серьезные проблемы со здоровьем. Или неуспевающий по ведущим школьным дисциплинам ребенок может быть одаренным (например, иметь выдающиеся спортивные способности) — что требует особого подхода к обучению и воспитанию.
Педагогически запущеннымидети становятся вследствие неправильного педагогического воздействия, искаженных форм семейного воспитания, но только в том случае, когда их проблемы не были вовремя замечены взрослыми и не получили адекватного разрешения; которым не была своевременно оказана психолого-педагогическая помощь коррекционного и реабилитационного содержания.
Это самая тяжелая категория детей. Сюда относятся дети с тяжелыми психосоматическими травмами, общий фон поведения которых носит социально негативный оттенок, дети, пережившие социальную депревацию, у которых серьезные непоправимые проблемы в детско родительских отношениях. Злость, агрессия, ненависть, зависть, демонстративно-пренебрежительное отношение к окружающим людям, — таков характер эмоциональной реакции на искаженное восприятие мира педагогически запущенными детьми.
Часто такие дети не «приживаются» в одной школе, безрезультатно меняют места учебы, живут у разных родственников, все отчетливее понимают свою ненужность в семье, испытывая тягостные переживания от непонимания родителями (опекунами), педагогами, сверстниками. Эти дети проявляют асоциальные формы поведения: девиантные и аддиктивные.
Дети с девиантными формами поведения.
Девиантное поведение (отклоняющееся) противоречит принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Такое поведение транслируют подростки, которые воспитывались в социуме с ослабленным нормативным контролем. Часто девиантное поведение служит средством самоутверждения, формой протеста против кажущейся или действительно существующей несправедливости взрослых.
Аддиктивное поведение определяется порочной склонностью, привычкой к порабощению при помощи каких-либо веществ: алкоголя, наркотиков, транквилизаторов, азартных игр и т. п. В конце концов, аддиктивпость приводит к разрыву с прежним кругом общения, миром реальных ощущений и реальных людей с их заботами, надеждами и страданиями. Аддиктивпость является следствием понимания собственной несостоятельности, хронической неудовлетворенности жизнью, неуверенности в себе. Желание ребенка любой ценой вернуть уверенность в собственных силах, уважение окружающих приводит, к неадекватной, иногда смертельно опасной форме аддиктивного поведения.
Дети, имеющие аддиктивные формы поведения, наиболее тяжело поддаются психолого-педагогическому воздействию в рамках массовой школы, поскольку становятся такими в результате непоправимой формы педагогической запущенности. Проведение по отношению к ним коррекционных мер усугубляется необходимостью медицинского лечения, а зачастую и привлечения к воспитательному процессу правовых органов, Комиссии по делам несовершеннолетних.
В последующих статьях мы подробно расскажем о конкретном содержании психолого-педагогической помощи детям, имеющим проблемы по пяти выделенным нами категориям. А именно о том, как сопровождать больных детей, чтобы они не попали в социальную изоляцию, как работать со слабообучаемыми детьми, которые в отсутствие индивидуального подхода могут превратиться в необучаемых, как помочь детям из семей с низким социально-экономическим статусом или недостаточной психолого-педагогической культурой воспитания. Наконец, каким образом специальная одаренность, не выявленная своевременно и не сопровожденная в контексте школьного обучения, выливается в демонстративные формы поведения и осознанное нарушение подростками принятых в школе норм и правил.
Мы настаиваем на том, что общее развитие ребенка зависит от индивидуальных условий его рождения, содержания, воспитания и образования. Понятно, что дети, включенные педагогами и психологами в зону или группу того или иного риска, имеют особые проблемы с физическим, психическим здоровьем, отличаются познавательной и коммуникативной активностью, испытывают разной степени трудности в социальной адаптации и индивидуальной самореализации. Следовательно, они нуждаются как в комплексном, так и в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении, в последовательной коррекции внешних условий среды воспитания и индивидуальных стимулах для внутреннего развития.
Мы обращаем особое внимание на то, что исключительность ребенка, в том числе его одаренность, слабая обучаемость или нездоровье, могут быть установлены профессионально подготовленными специалистами.
Особенно интересным и заслуживающим серьезного исследования является тот факт, что проблемы в общении с другими людьми, психосоциальные трудности переживают одинаково остро дети разных категорий. Независимо от своих учебных успехов, социального статуса семьи и других жизненных условий дети транслируют высокую потребность в социальной адаптации, социальной успешности и самореализации, нуждаются в профессионально-качественном сопровождении: помощи и поддержке.
Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска.
Часть 1.
Часть 2.
Ранее опубликовано: