«Курс полета фантазии» — развитие творческой активности младших школьников

Необходимости развития творческих способностей детей посвящены многочисленные исследования, написано множество статей. Заинтересованность в этой тематике вряд ли когда-нибудь сойдет на нет. Данный курс не является исключением и в целом направлен на развитие творческих способностей учащихся. Творческие способности предполагают наличие творческого воображения, стремления преодолевать стереотипы, искать новое. Несомненным спутником воображения является фантазия, которая позволяет раскрепостить сознание, подвергнуть критическому анализу незыблемые законы природы и по-своему преобразовывать действительность, способствует поиску выхода из любой ситуации, нестандартного подхода к возникающим проблемам.

Творческая активность и фантазия современных детей порой вызывают некоторые опасения. Они хорошо информированы в разнообразных сферах жизни, технически подкованы, с раннего детства окружены высокотехнологическим оборудованием, которое позволяет максимально удовлетворять возникающие желания. В итоге у детей растет нацеленность не на самостоятельное достижение результата, а на быстрое получение готового решения, что в конечном счете обедняет воображение.

Кроме того, телевидение и компьютер активно замещают чтение. Они предлагают, помимо массы информации, готовые зрительные образы, что опять же губительно действует на воображение. Воображению необходима подпитка от собственной активной деятельности ребенка, от того, что лично его интересует и волнует. Переработка прочитанного, увиденного и услышанного в играх, рисунках и сказочных сюжетах будит фантазию и, соответственно, быстрее развивает способность к воображению.

Данный курс позволяет стимулировать творческую активность учащихся. Он построен на основе одного из разделов ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) Г.С. Альтшуллера. Курс позволяет учащимся по-новому взглянуть на известные предметы и явления, пробовать генерировать собственные идеи и принимать решения для их реализации. Кроме того, в предлагаемом курсе акцент сделан на развитии речевых способностей учащихся. Грамотная речь — обязательный спутник воображения, так как помогает облекать мысли в словесную форму. Информационная насыщенность современных детей не всегда ведет к увеличению словарного запаса, а длительное нахождение в состоянии наблюдателя или слушателя приводит к нарушениям связной речи. Курс построен таким образом, чтобы его содержание способствовало развитию вербального воображения, то есть воображения, непосредственно связанного с речью.

Для большей эффективности занятий предусмотрены варианты домашних заданий, которые учащимся необходимо подготовить к следующему уроку. Предлагаемые уроки не имеют жестких временных рамок. Ведущий по желанию может увеличивать количество занятий, посвященных какойлибо теме. В данном варианте представлены 5 из 12 занятий курса.

Урок 1. Вводное «предполетное» занятие

Разминка

— Придумайте одно или несколько четверостиший, используя любые две пары рифмующихся слов из предлагаемого набора: шар, пар, комар, пожар, товар, базар, кошмар, самовар. сушка, плюшка, кружка, подушка, опушка, стружка, лягушка, подружка.

Например, для следующих двух пар слов: двор, спор и собака, драка — можно придумать следующее четверостишие: Ребята, выбежав во двор, Затеяли горячий спор, Уже почти дошло до драки, Но разбежались от собаки.

Время выполнения задания — 5 минут.

Обсуждение темы урока

— Подумайте, как можно определить, что такое творчество, творческие способности. Все ли обладают этими способностями и от чего они зависят?
(Ответы учащихся.)

Творческие способности — это умение оригинально мыслить, решать необычные задачи, в целом — стремление заниматься творчеством, то есть созданием чего-то нового, неповторимого. Эти способности изначально присущи всем, но у кого-то они впоследствии развиваются, а у кого-то — нет. Творческие способности находятся в прямой зависимости от степени развития фантазии и воображения. Причем фантазирование дает нам свободу, потому что позволяет создавать что-то нереальное, сказочное, фантастическое.

Вы можете сказать, что фантазировать очень легко. Многие из вас наверняка без особого труда могут придумать какую-нибудь невероятную историю. Однако эти истории бывают порой очень похожими одна на другую. Самое сложное в этом деле — придумать что-то новое, чего никто и никогда не видел и не слышал.

Я вам предлагаю сейчас испробовать свои силы в изобретении абсолютно новых предметов мебели, одежды, средств предвижения и прочего (что-то одно на свое усмотрение). Нарисуйте варианты придуманного у себя в тетрадях.

Обсуждение нарисованного

  • Для чего эта вещь служит?
  • Что в ней нового?
  • Насколько полезно это новое?
  • Насколько это лучше того, что уже существует?

— Наверное, многие из вас заметили, что очень сложно выйти за рамки привычных представлений об известных вещах. Увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как вы видели раньше, — очень непростая задача. Но этому можно научиться. Наличие творческих способностей как раз и позволяет человеку сделать шаг в неизведанное и придумать что-то новое. Если бы люди не умели фантазировать, то мы до сих пор ходили бы в звериных шкурах и жили в пещерах.

Стремление изменить свою жизнь к лучшему имеет непосредственное отношение к наличию творческих способностей у человека. Поэтому их развитие для всех нас очень важно. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы развить в себе творческие способности? (Ответы учащихся.)

Я думаю, что многие из вас читали сказки, фантастические истории, романы, смотрели фильмы, поставленные по этим произведениям. Назовите эти произведения и вспомните те чудесные изобретения, которые там использовались. (Ответы учащихся.) Что из описанного в книгах раньше казалось чистейшей выдумкой, а сейчас стало привычным явлением? (Ответы учащихся.)

Невероятные изобретения, придуманные авторами фантастических произведений, часто воплощаются в жизнь. Известно, что из ста восьми идей и прогнозов, которые были описаны в романах Жюля Верна, на сегодняшний день реализовано девяносто девять. У Герберта Уэллса из восьмидесяти шести — семьдесят семь, у Александра Беляева из пятидесяти — сорок семь.

Существует множество способов развития творческих способностей. Мы с вами начнем с освоения приемов развития фантазии и воображения.

Урок 2. Прием № 1: «Добавление одного или нескольких фантастических свойств человеку»

Разминка

— Я предлагаю вам почувствовать себя волшебниками. Волшебной палочкой для вас окажется ручка, с помощью которой вы будете превращать одни предметы в другие с помощью слов. Иначе говоря, вы меняете значение слова путем замены в нем всего лишь одной буквы. Причем одно слово может иметь и более одного преобразования, если меняются другие буквы. Например, волк — полк, или волк — воск, или волк — воля. Преобразуйте следующий набор слов: дочка, курица, трон, полка, порог, дом, лавка.

Время выполнения — 5 минут.

Обсуждение темы урока

— Попробуйте догадаться, что означает данный прием развития воображения. (Ответы учащихся.) Многие объекты живой и даже неживой природы обладают свойствами и качествами, которых нет у человека. Например, мы не можем самостоятельно летать, как птицы, не можем дышать под водой, как рыбы. Вспомните, какие именно живые существа превосходят человека по своим свойствам. (Ответы учащихся. Варианты ответов: кошки — ночное зрение, тонкий слух; собаки — высокая обонятельная чувствительность, скорость передвижения; дельфины — ультразвук.)

Для тренировки в этом приеме необходимо взять кого-то или что-то из живой или неживой природы и их свойствами и качествами наделить человека. Я думаю, что многие из вас могут вспомнить, в каких сказочных или фантастических произведениях авторы использовали этот прием. (Ответы учащихся.) Примером использования этого приема может послужить следующий рассказ (см. в Приложении).

Обсуждение рассказа

1. По каким причинам Вася захотел иметь качества орла?
2. Могли ли эти качества ему действительно помочь?
3. Как Вася без орлиных свойств мог решить свои проблемы?
4. Известны ли вам какие-либо промышленные разработки, в основе которых лежат свойства птиц или других животных?

Задание на дом

— Подумайте, какими свойствами живых существ, обитающих на планете, вы хотели бы наградить человека. Напишите небольшой рассказ, в котором желательно объяснить, почему вы выбрали это свойство и что в результате произошло.

Урок 3. Прием № 2: «Исключение некоторых качеств человека»

Разминка

— Многие существительные в отрыве от текста кажутся слишком общими и даже безликими. Я предлагаю вам за 5 минут конкретизировать (или даже «одушевить») некоторые слова путем подбора к ним различных определений. Например, слово «день» становится более понятным, когда к нему добавляются следующие определения: солнечный, ясный, погожий, унылый, тоскливый, дождливый, вчерашний, интересный, суматошный, пустой, насыщенный и др. Предлагаемый набор слов: море, улица, погода, дом, дерево, человек, машина.

Обсуждение домашнего задания

— Сегодня вам предоставляется возможность продемонстрировать свои умения в освоении приема добавления фантастических свойств человеку. Учащиеся зачитывают свои рассказы, каждый из которых завершается коллективным обсуждением услышанного путем ответов на вопросы:

1. Был ли использован изучаемый прием?
2. Обоснована ли необходимость появления новых качеств у человека?
3. В чем проявились удобство и неудобство новых качеств для человека?

Обсуждение темы урока

— Переходим к рассмотрению следующего приема развития фантазии и воображения. Можно сказать, что по своим функциям он прямо противоположен предыдущему. Теперь прием предполагает рассмотрение вариантов исключения некоторых качеств человека. Попробуйте перечислить эти свойства и качества.

(Варианты ответов: ходит, видит, слышит, разговаривает, ест, спит, имеет вес, пишет, читает, чувствует запах, боль, смеется, плачет и др.) В сказках и фантастических рассказах этот прием используется для описания невероятных историй, связанных с исчезновением жизненно важных качеств персонажей. Вспомните, в каких литературных произведениях или кинофильмах вы с ним встречались. (Например, сказка «Царевна Несмеяна», О. Уайльд. «Мальчик звезда», Д. Крюс. «Тим Талер, или Проданный смех».)

К сожалению, люди, лишенные зрения, слуха и имеющие двигательные ограничения, встречаются и в реальной жизни. Однако бывают и не менее печальные случаи, когда человек внешне ничем не отличается от других, он может видеть, слышать, говорить, самостоятельно передвигаться, в целом отлично себя чувствует, но он все равно станет объектом нашего рассмотрения при знакомстве с данным приемом. Дело в том, что есть очень важные человеческие качества, лишившись которых человек может потерять и само звание человека. Послушайте рассказ, который, я думаю, поможет вам определить эти человеческие качества. (Рассказ 2 см. в Приложении).

Вопросы по рассказу

1. Какими качествами обычно характеризуют душевного человека? (Доброжелательность, внимательность, сочувствие, заботливость, отзывчивость, щедрость, чуткость, сердечность, тактичность.)
2. По каким признакам можно определить отсутствие душевности в человеке? (По выражению лица, по поведению, в результате общения.)
3. Что может способствовать формированию такого человека? (Культивирование бездушных качеств: бессердечия, черствости, хамства, жадности, холодности, безжалостности, жестокости, эгоизма.)

Конечно, «у человека нет души» — образное выражение, но отсутствие у него душевных качеств всегда можно заметить. Так как общаться с таким человеком бывает очень неприятно, я предлагаю вам пофантазировать и предложить способы внешне выделить подобных людей из толпы. Чтобы такой человек был заметен издалека, он может быть какого-то определенного цвета, от темно-синего до фиолетового, или стать похожим на жабу, например.

Бездушный человек считается неполноценным. Какие причины, на ваш взгляд, могут привести к утрате человеком душевности? Можете выдвигать самые невероятные версии, например: заразное заболевание, отравление, плохая наследственность, плохое воспитание, его заколдовали.

Задание на дом

— Подумайте, как можно помочь человеку обрести душевные качества. Способы могут быть как реальные, так и фантастические. Например, разработать лекарство от бездушия, или аэрозоли с разнообразными душевными наполнителями, или помещение человека на длительный срок в атмосферу повышенной душевности.

Урок 4. Прием № 3: «Придание объектам неживой природы необычных свойств»

Разминка

— Предлагаю опять побывать в роли волшебников. Ваша задача — превратить одни слова в другие, изменив в них порядок букв, причем выбрасывать имеющиеся и вставлять новые буквы нельзя. Подобные слова называются анаграммы. Например, шарф можно превратить в фарш. Преобразуйте за 5 минут следующие слова: рост, клоун, карп, смола, стук, шпала, адрес, крона.

Обсуждение домашнего задания

Представление учащимися своих вариантов помощи человеку в обретении им утраченных душевных качеств.

Обсуждение темы урока

— Переходим к рассмотрению следующего приема развития воображения.

Обычно первое, что приходит в голову при попытке объяснить суть данного приема, это наделение неодушевленных предметов человеческими свойствами (речью, мышлением, способностью чувствовать…), то есть их одушевление. Этот прием часто используется в баснях, сказках, мифах, легендах, в произведениях жанра фэнтези.

Вспомните, в каких именно произведениях вы встречались с этим приемом и что конкретно там одушевлялось? В каких случаях возникала необходимость наделять предметы свойствами человека? Одним из наглядных примеров применения данного приема развития фантазии и воображения послужит очередная история, случившаяся с Васей Веткиным. (Рассказ 3 см. в Приложении).

Обсуждение рассказа

  • Какими человеческими свойствами были наделены вещи? (речь, самостоятельное передвижение, воображение, способность чувствовать, сопереживать).
  • Вещи в рассказе были добрыми или злыми героями?

Для отработки рассматриваемого приема попробуйте разыграть сценки на следующие темы.

1. Водитель и его автомобиль, который не хочет никуда ехать, или мечтает стать самолетом, или очень всех стесняется…
2. Девочка и ее самовлюбленное платье, которое считает, что только оно делает девочку красивой, что в любом другом платье она будет уродиной, что оно имеет право диктовать ей, что делать, что говорить, с кем дружить…
3. Хозяин и его капризный дом, который сам выбирает, где ему стоять, какой у него будет внешний вид и внутреннее наполнение…
4. Самостоятельный выбор темы.

Задание на дом

— Многие из вас, конечно, помнят сказку Джанни Родари «Приключения Чиполлино», где была описана страна, в которой жили овощи и фрукты. Придумайте дома небольшую сказку о приключениях жителей обувного, или посудного, или цветочного (могут быть свои варианты) города.

Урок 5. Прием № 4: «Фантастическое объединение»

Разминка

— Придумайте несколько предложений, в которых были бы объединены слова: МОРОЗ, КЛЮЧ, ТАНЕЦ. Причем эти слова можно преобразовывать в разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, наречие). Например, для слов зима, зелень, грусть можно придумать следующие предложения: «Длинными зимними вечерами мы грустим о зеленой травке. Грусть отступает вместе с зимой, когда начинают зеленеть листья на деревьях. Домашний кот задумчиво жевал зелень из горшка, провожая грустным взглядом птиц, улетающих зимовать на юг».

Время выполнения задания — 5 минут.

Обсуждение домашнего задания

Коллективное обсуждение вариантов придуманных дома сказок:

  • Какие были трудности с выбором сюжета сказки?
  • Почему именно данные персонажи были наделены добрыми или злыми качествами?
  • Чем могут отличаться одушевленные персонажи разных сказок? (Например, чем отличается живой ботинок от очеловеченного цветка?)

Обсуждение темы урока

— Следующий прием развития фантазии и воображения, который вам предстоит освоить, называется «Фантастическое объединение». Судя по названию, суть его состоит в создании единого образа из различных частей. Приведите примеры из сказок или мифов, где персонажами являются необычные существа, в облике которых смешаны несколько животных или человек и животное. (Варианты ответов: русалка, кентавр, Минотавр, Сфинкс, Змей Горыныч, василиск, Пегас.)

Теперь вы попробуйте самостоятельно изобразить новое животное, состоящее из частей других животных. Предлагаю для удобства воспользоваться логической таблицей, в которой указан примерный перечень животных и их части тела.

(См. таблицу в Приложении).

Здесь представлены только четыре варианта создания необычных животных из возможных сочетаний их частей тела. Нарисуйте этих животных, а затем, привлекая воображение, опишите их, отвечая на следующие вопросы:

1. Как называется это животное?
2. Как оно произошло, откуда появилось?
3. Где обитает (на суше или в воде, в южных или северных краях)?
4. Чем питается (хищное или травоядное)?
5. Дикое или домашнее?

(Учащиеся демонстрируют рисунки своих фантастических животных и зачитывают рассказы о них.)

— Животные, встречающиеся в сказках, былинах и мифах, часто наделяются человеческими чертами характера. Мы говорим: хитрая как… (лиса), трусливый как… (заяц), мудрая как… (сова), болтливый как… (сорока), назойливая как… (муха), неуклюжий как… (медведь). Попробуйте охарактеризовать следующих животных с точки зрения устоявшихся мнений о них: крокодил — какой? (злой, коварный), слон — какой? (сильный, добрый), страус — какой? (пугливый, глупый), индюк — какой? (глупый, надменный), дельфин — какой? (умный, добрый), лев — какой? (сильный, смелый, ленивый), по пугай — какой? (глупый, болтливый), акула — какая? (тупая, злая). Предложите свои варианты.

Придумайте и нарисуйте новое животное, которое состояло бы из частей других животных (можно использовать логическую таблицу). При этом оно должно обладать человеческими чертами характера. Например, умный, сильный, но трусливый; мудрый, добрый и ленивый; злой, надменный и пугливый; глупый, болтливый, но добрый; свои варианты сочетания черт.

Обсуждение нарисованных изображений

1. Какие части тела были выбраны для отображения каждой черты характера животного?
2. Какие части тела и как могут говорить о чертах характера? (Мимика, жесты, поза, походка.)
3. Может ли что-нибудь измениться в характере придуманного животного, если использовать части тела какого-то другого животного?

Задание на дом

— Придумайте небольшую сказку о приключениях подобного фантастического существа, которое жило бы среди обычных животных. Опишите, с чем связано его появление на свет, как он взаимодействует с другими животными, его чувства и сокровенные мечты.

Приложения.

«Курс полета фантазии».
Развитие творческой активности младших школьников.

Галина СЕМЕНОВА
педагог-психолог, Москва.

Читайте также:
«Воображение» — презентация.
«Успех — внутри нас» — тренинг уверенности для школьников.
Тренинг снижения уровня школьной тревожности в 5 классе.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.