Манипуляции в педагогической практике

Конфликты в педагогической практике

Часть III. Манипуляции в педагогической практике и способы противостояния им

Современные английские словари синонимов приводят такие значения: для термина «манипулировать» — управлять, использовать, контролировать, оперировать и др. (English Thesaurus, 2001); для понятия «Манипулятор» — человек, который добивается своей цели путем обмана и намеренного осуществления контроля над другими людьми (Dictionary of Contemporary English, 2003).

Е. В. Сидоренко (2001) отмечает, что манипуляция — это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к принятию решений и выполнению действий.

Использование манипуляций взрослыми и детьми может объясняться различными причинами:

  • слабостью (многие боятся честной открытой стратегии);
  • неверием в действенность просьбы;
  • неверием в действенность убеждения;
  • стремлением к одностороннему выигрышу;
  • привычкой манипулировать.

Поскольку в педагогической практике довольно часто встречаются случаи манипулирования со стороны детей, родителей и самих педагогов, желательно уметь распознавать этот деструктивный способ влияния и противостоять ему.

Среди признаков манипуляций можно назвать такие, как:

  • психологическое воздействие;
  • отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственных целей;
  • стремление получить односторонний выигрыш;
  • скрытый характер воздействия;
  • использование силы, игра на слабостях (Сидоренко Е. В., 2001).

Для манипулятора несущественно, какой человек перед ним: добрый или злой. Для него важно, как можно использовать эти качества в своих интересах.

В. А. Соснин, П. А. Лунев (1996) выделяют 10 типов наиболее часто встречающихся манипуляций:

  • Провоцирование ваших защитных реакций.
  • Провоцирование вашего замешательства, дезориентации.
  • Формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество.
  • Игра на вашей нетерпимости — «висящая морковка».
  • Игра на вашем чувстве безысходности.
  • Игра на чувстве жадности.
  • Использование запланированных «трудных» уступок.
  • Намеренное затягивание времени обсуждения.
  • Провоцирование вашего интереса к партнеру «Убаюкивание», чтобы «убить» позднее.

Для удобства проведения тренинга мы предлагаем использовать таблицу, в которой приведены типы манипуляций, цели их использования, анализ способа манипулирования, а также техники контрвлияния.

Таблица 3
Типы манипуляций



п/п

Тип
манипуляции

Цель
манипуляции

Анализ ситуации

Техники
контрвлияния

1.

Провоцирование ваших защитных реакций

Ослабить вашу решимость

Вас ставят в позицию обороняющегося, заставляют оправдываться, вызывают у вас чувство вины

Не оправдываться. Смена рамки *

2.

Провоцирование вашего замешательства, дезориентации

Вывести вас из равновесия, побудить к действиям и высказываниям, которые могут нанести вред вашим интересам

С помощью оскорблений и унижений партнер стремится зажать вас в угол. Задаются провокационные вопросы

Хладнокровие, использование юмора. Самоконтроль: «Нет хладнокровия — нет преимущества»

3.

Формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество

Получить первоосновные преимущества в замен на хорошие отношения

Ваш партнер демонстрирует высокий уровень понимания ваших проблем, но выражает сожаление, что не может вам помочь. Он ничего конкретного не обещает, но за свое хорошее отношение к вам просит что-то взамен

Хорошие отношения не продаются и не покупаются.
Можно ответить хорошим отношением

4.

Игра на вашей нетерпимости -«висящая морковка»

Получить дополнительные уступки

Оппонент демонстрирует готовность пойти на соглашение, но каждый раз перед тем, как подписать договор, выясняются новые неожиданные обстоятельства и нюансы, требующие от вас дополнительных уступок

Твердо отстаивайте свои интересы

5.

Игра на вашем
чувстве
безысходности

Заключить сделку, не учитывая интересы партнера

Доказать человеку, что Вы находитесь в безвыходной ситуации

Убедитесь, так ли это. Рассмотрите доводы, проверьте законность

6.

Игра на чувстве жадности

Втянуть собеседника в рискованную игру

Убеждает в использовании открывшейся необыкновенной возможности, которая сулит большие выгоды в будущем, стоит только рискнуть

Твердо оставаться на почве реальности, не дать «жадности затмить глаза»

7.

Использование запланированных «трудных уступок»

Побудить партнера сделать ответную уступку

Оппонент с большим видимым трудом делает уступку по незначительному вопросу, требуя ответной уступки в более глобальных масштабах

Убедитесь, что обмен будет эквивалентным

8.

Намеренное затягивание времени обсуждения

Получить уступки в
одностороннем порядке

Партнер демонстрирует готовность к сотрудничеству, но всячески оттягивает момент принятия решения

Можно предложить отложить обсуждение вопроса, пока он не будет готов к конструктивному диалогу

9.

Провоцирование вашего интереса к партнеру

Произвести хорошее впечатление, чтобы партнер сам захотел развивать отношения

Партнер широко рекламирует себя, свои возможности и при этом требует уступок

Получить информацию из других источников

10

«Убаюкивание», чтобы «убить» позднее

Втянуть в заведомо проигрышную для партнера игру

Собеседник оказывает небольшую услугу, затем просит несоразмеримую плату

Отказаться от предложения

Психологи — участники наших тренингов — отмечают, что в педагогической практике чаще всего они встречаются с такими типами манипуляций, как:

  • «Убаюкивание», чтобы «убить» позднее: некоторые родители приносят подарки и говорят комплименты, но кто-то из них делает это искренне, а кто-то после этого обращается с некорректными предложениями и просьбами, в которых учителю бывает трудно отказать.
  • «Провоцирование ваших защитных реакций»: иногда родители рассказывают преподавателям и воспитателям детских садов о том, насколько в других образовательных учреждениях лучше учат и воспитывают детей. При этом они не предлагают конструктивных решений, а просто критикуют, заставляя педагога постоянно оправдываться. Это снижает авторитет учителя или воспитателя, а родителям дает возможность ставить свои условия и предъявлять свои требования. При этом родители-манипуляторы не переводят ребенка в другой класс или в другую группу, их цель — диктовать свои условия.

Как отмечает Э. Шостром, каждый человек в той или иной степени является манипулятором: ребенок, который слезами и криками добивается внимания взрослых; продавец, пытающийся во что бы то ни стало продать нам свой товар; уличные попрошайки, с помощью специальных приемов вызывающие у нас жалость и даже чувство вины и т. д. Далее Э. Шостром выделяет следующие типы манипуляторов:

  • Диктатор. Для того чтобы управлять людьми, он не останавливается ни перед чем: приказывает, заставляет, угрожает, подавляет.
  • Тряпка, слабак. Как правило, это «жертва» диктатора, которая виртуозно к нему приспосабливается, растворяется в нем, занимая беспринципную, бесхребетную позицию.
  • Вычислитель (калькулятор). Пытается контролировать, перепроверяет всех и все. Хитрит, обманывает.
  • Прилипала. Полярная противоположность вычислителю, преувеличивающая свою зависимость от других. Хочет, чтобы за не выполняли всю работу, потому что он беспомощен.
  • Хулиган. Управляет жертвами, используя угрозы, намеренно преувеличивая свою жестокость.
  • Славный парень. Добродетельный, угодливый, безгранично любящий. Преувеличивает свою заботу и любовь.
  • Судья. Склонен обвинять всех, не любит прощать других. Мстителен. Критичен.
  • Защитник. Преувеличивает свою поддержку других людей. Сочувствует людям, лишает их возможности самостоятельно действовать.

Как и любая другая, предложенная классификация носит условный характер. Каждому человеку в той или иной мере присущи черты всех перечисленных типов манипуляторов, но бывает, что доминируют признаки одного из типов, и тогда черты данного типа манипуляторов преобладают в его поведении.

В российской системе образования, как правило, наиболее часто встречающиеся типы манипуляторов — это «диктатор», «тряпка», «прилипала», «судья» и др. Для того чтобы не попадаться на удочку манипуляторам, желательно знать их характерные черты и основные типы манипуляций.


* Смена рамки — ведите себя так, как если бы манипулятор вместе с вами пытался найти решение проблемы (Юри У., 1993). Например, попросите совета у него, задайте проблемно-ориентировочный вопрос и др.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.