Манипуляции в педагогической практике
Конфликты в педагогической практике
Часть III. Манипуляции в педагогической практике и способы противостояния им
Современные английские словари синонимов приводят такие значения: для термина «манипулировать» — управлять, использовать, контролировать, оперировать и др. (English Thesaurus, 2001); для понятия «Манипулятор» — человек, который добивается своей цели путем обмана и намеренного осуществления контроля над другими людьми (Dictionary of Contemporary English, 2003).
Е. В. Сидоренко (2001) отмечает, что манипуляция — это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к принятию решений и выполнению действий.
Использование манипуляций взрослыми и детьми может объясняться различными причинами:
- слабостью (многие боятся честной открытой стратегии);
- неверием в действенность просьбы;
- неверием в действенность убеждения;
- стремлением к одностороннему выигрышу;
- привычкой манипулировать.
Поскольку в педагогической практике довольно часто встречаются случаи манипулирования со стороны детей, родителей и самих педагогов, желательно уметь распознавать этот деструктивный способ влияния и противостоять ему.
Среди признаков манипуляций можно назвать такие, как:
- психологическое воздействие;
- отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственных целей;
- стремление получить односторонний выигрыш;
- скрытый характер воздействия;
- использование силы, игра на слабостях (Сидоренко Е. В., 2001).
Для манипулятора несущественно, какой человек перед ним: добрый или злой. Для него важно, как можно использовать эти качества в своих интересах.
В. А. Соснин, П. А. Лунев (1996) выделяют 10 типов наиболее часто встречающихся манипуляций:
- Провоцирование ваших защитных реакций.
- Провоцирование вашего замешательства, дезориентации.
- Формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество.
- Игра на вашей нетерпимости — «висящая морковка».
- Игра на вашем чувстве безысходности.
- Игра на чувстве жадности.
- Использование запланированных «трудных» уступок.
- Намеренное затягивание времени обсуждения.
- Провоцирование вашего интереса к партнеру «Убаюкивание», чтобы «убить» позднее.
Для удобства проведения тренинга мы предлагаем использовать таблицу, в которой приведены типы манипуляций, цели их использования, анализ способа манипулирования, а также техники контрвлияния.
Таблица 3
Типы манипуляций
№ п/п |
Тип |
Цель |
Анализ ситуации |
Техники |
1. |
Провоцирование ваших защитных реакций |
Ослабить вашу решимость |
Вас ставят в позицию обороняющегося, заставляют оправдываться, вызывают у вас чувство вины |
Не оправдываться. Смена рамки * |
2. |
Провоцирование вашего замешательства, дезориентации |
Вывести вас из равновесия, побудить к действиям и высказываниям, которые могут нанести вред вашим интересам |
С помощью оскорблений и унижений партнер стремится зажать вас в угол. Задаются провокационные вопросы |
Хладнокровие, использование юмора. Самоконтроль: «Нет хладнокровия — нет преимущества» |
3. |
Формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество |
Получить первоосновные преимущества в замен на хорошие отношения |
Ваш партнер демонстрирует высокий уровень понимания ваших проблем, но выражает сожаление, что не может вам помочь. Он ничего конкретного не обещает, но за свое хорошее отношение к вам просит что-то взамен |
Хорошие отношения не продаются и не покупаются. |
4. |
Игра на вашей нетерпимости -«висящая морковка» |
Получить дополнительные уступки |
Оппонент демонстрирует готовность пойти на соглашение, но каждый раз перед тем, как подписать договор, выясняются новые неожиданные обстоятельства и нюансы, требующие от вас дополнительных уступок |
Твердо отстаивайте свои интересы |
5. |
Игра на вашем |
Заключить сделку, не учитывая интересы партнера |
Доказать человеку, что Вы находитесь в безвыходной ситуации |
Убедитесь, так ли это. Рассмотрите доводы, проверьте законность |
6. |
Игра на чувстве жадности |
Втянуть собеседника в рискованную игру |
Убеждает в использовании открывшейся необыкновенной возможности, которая сулит большие выгоды в будущем, стоит только рискнуть |
Твердо оставаться на почве реальности, не дать «жадности затмить глаза» |
7. |
Использование запланированных «трудных уступок» |
Побудить партнера сделать ответную уступку |
Оппонент с большим видимым трудом делает уступку по незначительному вопросу, требуя ответной уступки в более глобальных масштабах |
Убедитесь, что обмен будет эквивалентным |
8. |
Намеренное затягивание времени обсуждения |
Получить уступки в |
Партнер демонстрирует готовность к сотрудничеству, но всячески оттягивает момент принятия решения |
Можно предложить отложить обсуждение вопроса, пока он не будет готов к конструктивному диалогу |
9. |
Провоцирование вашего интереса к партнеру |
Произвести хорошее впечатление, чтобы партнер сам захотел развивать отношения |
Партнер широко рекламирует себя, свои возможности и при этом требует уступок |
Получить информацию из других источников |
10 |
«Убаюкивание», чтобы «убить» позднее |
Втянуть в заведомо проигрышную для партнера игру |
Собеседник оказывает небольшую услугу, затем просит несоразмеримую плату |
Отказаться от предложения |
Психологи — участники наших тренингов — отмечают, что в педагогической практике чаще всего они встречаются с такими типами манипуляций, как:
- «Убаюкивание», чтобы «убить» позднее: некоторые родители приносят подарки и говорят комплименты, но кто-то из них делает это искренне, а кто-то после этого обращается с некорректными предложениями и просьбами, в которых учителю бывает трудно отказать.
- «Провоцирование ваших защитных реакций»: иногда родители рассказывают преподавателям и воспитателям детских садов о том, насколько в других образовательных учреждениях лучше учат и воспитывают детей. При этом они не предлагают конструктивных решений, а просто критикуют, заставляя педагога постоянно оправдываться. Это снижает авторитет учителя или воспитателя, а родителям дает возможность ставить свои условия и предъявлять свои требования. При этом родители-манипуляторы не переводят ребенка в другой класс или в другую группу, их цель — диктовать свои условия.
Как отмечает Э. Шостром, каждый человек в той или иной степени является манипулятором: ребенок, который слезами и криками добивается внимания взрослых; продавец, пытающийся во что бы то ни стало продать нам свой товар; уличные попрошайки, с помощью специальных приемов вызывающие у нас жалость и даже чувство вины и т. д. Далее Э. Шостром выделяет следующие типы манипуляторов:
- Диктатор. Для того чтобы управлять людьми, он не останавливается ни перед чем: приказывает, заставляет, угрожает, подавляет.
- Тряпка, слабак. Как правило, это «жертва» диктатора, которая виртуозно к нему приспосабливается, растворяется в нем, занимая беспринципную, бесхребетную позицию.
- Вычислитель (калькулятор). Пытается контролировать, перепроверяет всех и все. Хитрит, обманывает.
- Прилипала. Полярная противоположность вычислителю, преувеличивающая свою зависимость от других. Хочет, чтобы за не выполняли всю работу, потому что он беспомощен.
- Хулиган. Управляет жертвами, используя угрозы, намеренно преувеличивая свою жестокость.
- Славный парень. Добродетельный, угодливый, безгранично любящий. Преувеличивает свою заботу и любовь.
- Судья. Склонен обвинять всех, не любит прощать других. Мстителен. Критичен.
- Защитник. Преувеличивает свою поддержку других людей. Сочувствует людям, лишает их возможности самостоятельно действовать.
Как и любая другая, предложенная классификация носит условный характер. Каждому человеку в той или иной мере присущи черты всех перечисленных типов манипуляторов, но бывает, что доминируют признаки одного из типов, и тогда черты данного типа манипуляторов преобладают в его поведении.
В российской системе образования, как правило, наиболее часто встречающиеся типы манипуляторов — это «диктатор», «тряпка», «прилипала», «судья» и др. Для того чтобы не попадаться на удочку манипуляторам, желательно знать их характерные черты и основные типы манипуляций.
* Смена рамки — ведите себя так, как если бы манипулятор вместе с вами пытался найти решение проблемы (Юри У., 1993). Например, попросите совета у него, задайте проблемно-ориентировочный вопрос и др.
Комментарии закрыты.