Оказание помощи учащимся, склонным к девиантным формам поведения

Основные направления и формы работы при оказании помощи учащимся, склонным к девиантным формам поведения

При оказании помощи учащимся, склонным к девиантным формам поведения можно выделить следующие основные направления работы:

  • диагностическое обследование;
  • коррекция и развитие;
  • профилактика;
  • консультирование.

Основываясь на представленных выше направлениях работы психологического сопровождения, можно выделить этапы работы с учащимися, имеющими те или иные дезадаптационные нарушения (Рожков, Ковальчук, 2003).

I этап — диагностический

Диагностические технологии позволяют как можно раньше выявить подростков, склонных к тому или иному типу девиаций. Целесообразно использовать алгоритм поэтапной  диагностики:

1-й уровень.     Диагностика и дифференцирование отклоняющихся поведенческих реакций отдельных индивидуумов в коллективе, на основании чего вычленяется группа риска. Такую работу могут проводить мастера производственного обучения или классные руководители, используя схему работы, предложенную психологом учебного заведения и под его контролем.

2-й  уровень.    Оценка социальных критериев отклоняющихся стереотипов поведения внутри группы риска (факторы семейного кризиса, материальное благополучие, участие в неформальных группах и т. д.). Эту оценку проводит социальный работник или специалист по социальной работе (при отсутствии такого специалиста в учебном заведении работу может выполнять мастер производственного обучения).

3-й уровень.     Собственно психологическая диагностика. Проводится опытным психологом. Цель психодиагностики — установить структуру проблем поведения каждого учащегося из группы риска, выявить степень склонности к различным девиациям.

4-й уровень. Анализ данных и принятие решений по тактике работы с выявленными представителями группы риска.

II этап — коррекционная и развивающая работа

На данном этапе работа проводится также коллегиально. Психолог совместно с медицинским работником, социальным педагогом, мастерами производственного обучения, преподавателями и администрацией разрабатывает возможные коррекционно-развивающие программы.

Коррекционная работа — это работа, направленная на изменение и решение конкретных проблем подростка.

В зависимости от выявленных проблем применяются различные виды психокоррекции:

  • Для исправления нарушений в сфере межличностного общения, развития коммуникативных способностей могут быть использованы следующие методы практической коррекции:
  • социально-психологический тренинг, в частности коммуникативный коммуникативный тренинг, тренинг межличностного общения и т. п.;
  • обучающие встречи;
  • групповая игротерапия.
Поведенческая коррекция осуществляется с помощью:
  • методов психологической релаксации, использующихся для повышения уровня нервно-психической устойчивости;
  • техник поведенческого направления; в частности методик, основанных на принципах положительного и отрицательного подкрепления («Угощение», «Насыщение», «Наказание» и др.);
  • метода «Жетонной системы,» разработанного в США и теоретически основанного на модели оперантного обусловливания Скиннера;
  • методов арт-терапии (музыкотерапия, методы свободного рисования и пр., в зависимости от поставленных целей, задач и личностных особенностей самого психолога).
Коррекция морально-нравственных норм и правил может проводиться следующим образом:
  • применение метода сказкотерапии, позволяющего косвенно воздействовать на систему ценностей подростка, не вызывая при этом активного сопротивления с его стороны;
  • тематические беседы, располагающие к свободному откровенному общению. Продумывая содержание беседы, психолог или специально подготовленный педагог должен опираться на интересы подростка, его хобби, кумиров, не навязывая собственной морали и предоставляя свободу выбора;
  • коррекционная работа с семьей, при условии отсутствия активного сопротивления со стороны родителей;
  • вовлечение подростка в общественную работу учебного заведения.

Развитие работа, направленная на создание условий развития учащихся. В учебном заведении могут разрабатываться различные развивающие программы, включающие в себя:

  • тренинги саморазвития и самовоспитания;
  • общешкольные психологические акции и «Большие игры»;
  • факультативные занятия по основам психологии и т. п.

III этап — профилактическая работа

При наличии положительной динамики целесообразно продолжать просветительскую и профилактическую деятельность с целью предупреждения и актуализации различных деструктивных проявлений.

Просвещение — формирование у учащихся, их родителей, педагогов и мастеров производственного обучения, администрации потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; повышение психологической культуры, при этом делается акцент на огромном вреде различных форм деструктивного поведения.

Профилактическая программа по предупреждению развития девиантных форм поведения может включать в себя 4 раздела (Рожков, Ковальчук, 2003):

  • Информационный.
  • Когнитивного развития.
  • Развития личностных ресурсов.
  • Развития адаптивного поведения.

Основные направления профилактической работы:

  • профилактическая работа со всеми учащимися с приоритетной ориентацией на детей группы риска;
  • работа с родителями учащихся, склонных к различным видам девиаций;
  • просветительская работа с мастерами производственного обучения, преподавателями с целью дачи рекомендаций по особенностям взаимодействия с «трудными»  детьми.

Могут быть использованы следующие методы работы:

  • тренинг (поведенческий, личностный);
  • когнитивная терапия;
  • дискуссии, беседы, лекции, мозговые штурмы;
  • ролевые игры;
  • групповая работа;
  • элементы индивидуальной и групповой психотерапии;
  • психодрама;
  • психогимнастика.

Наглядно система работы с учащимися, склонными к девиантным формам поведения, представлена на рисунке 1.

Система работы с учащимися, склонными к девиантным формам поведения

Рис. 1.Система работы с учащимися, склонными к девиантным формам поведения


Основные направления и формы работы при оказании помощи учащимся, склонным к девиантным формам поведения


Е. В. Федосенко

Ранее опубликовано:
Методы выявления девиантного поведения


На ту же тему:
Похожие статьи

Комментарии закрыты.