Оказание помощи учащимся, склонным к девиантным формам поведения
Основные направления и формы работы при оказании помощи учащимся, склонным к девиантным формам поведения
При оказании помощи учащимся, склонным к девиантным формам поведения можно выделить следующие основные направления работы:
- диагностическое обследование;
- коррекция и развитие;
- профилактика;
- консультирование.
Основываясь на представленных выше направлениях работы психологического сопровождения, можно выделить этапы работы с учащимися, имеющими те или иные дезадаптационные нарушения (Рожков, Ковальчук, 2003).
I этап — диагностический
Диагностические технологии позволяют как можно раньше выявить подростков, склонных к тому или иному типу девиаций. Целесообразно использовать алгоритм поэтапной диагностики:
1-й уровень. Диагностика и дифференцирование отклоняющихся поведенческих реакций отдельных индивидуумов в коллективе, на основании чего вычленяется группа риска. Такую работу могут проводить мастера производственного обучения или классные руководители, используя схему работы, предложенную психологом учебного заведения и под его контролем.
2-й уровень. Оценка социальных критериев отклоняющихся стереотипов поведения внутри группы риска (факторы семейного кризиса, материальное благополучие, участие в неформальных группах и т. д.). Эту оценку проводит социальный работник или специалист по социальной работе (при отсутствии такого специалиста в учебном заведении работу может выполнять мастер производственного обучения).
3-й уровень. Собственно психологическая диагностика. Проводится опытным психологом. Цель психодиагностики — установить структуру проблем поведения каждого учащегося из группы риска, выявить степень склонности к различным девиациям.
4-й уровень. Анализ данных и принятие решений по тактике работы с выявленными представителями группы риска.
II этап — коррекционная и развивающая работа
На данном этапе работа проводится также коллегиально. Психолог совместно с медицинским работником, социальным педагогом, мастерами производственного обучения, преподавателями и администрацией разрабатывает возможные коррекционно-развивающие программы.
Коррекционная работа — это работа, направленная на изменение и решение конкретных проблем подростка.
В зависимости от выявленных проблем применяются различные виды психокоррекции:
- Для исправления нарушений в сфере межличностного общения, развития коммуникативных способностей могут быть использованы следующие методы практической коррекции:
- социально-психологический тренинг, в частности коммуникативный коммуникативный тренинг, тренинг межличностного общения и т. п.;
- обучающие встречи;
- групповая игротерапия.
- методов психологической релаксации, использующихся для повышения уровня нервно-психической устойчивости;
- техник поведенческого направления; в частности методик, основанных на принципах положительного и отрицательного подкрепления («Угощение», «Насыщение», «Наказание» и др.);
- метода «Жетонной системы,» разработанного в США и теоретически основанного на модели оперантного обусловливания Скиннера;
- методов арт-терапии (музыкотерапия, методы свободного рисования и пр., в зависимости от поставленных целей, задач и личностных особенностей самого психолога).
- применение метода сказкотерапии, позволяющего косвенно воздействовать на систему ценностей подростка, не вызывая при этом активного сопротивления с его стороны;
- тематические беседы, располагающие к свободному откровенному общению. Продумывая содержание беседы, психолог или специально подготовленный педагог должен опираться на интересы подростка, его хобби, кумиров, не навязывая собственной морали и предоставляя свободу выбора;
- коррекционная работа с семьей, при условии отсутствия активного сопротивления со стороны родителей;
- вовлечение подростка в общественную работу учебного заведения.
Развитие — работа, направленная на создание условий развития учащихся. В учебном заведении могут разрабатываться различные развивающие программы, включающие в себя:
- тренинги саморазвития и самовоспитания;
- общешкольные психологические акции и «Большие игры»;
- факультативные занятия по основам психологии и т. п.
III этап — профилактическая работа
При наличии положительной динамики целесообразно продолжать просветительскую и профилактическую деятельность с целью предупреждения и актуализации различных деструктивных проявлений.
Просвещение — формирование у учащихся, их родителей, педагогов и мастеров производственного обучения, администрации потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; повышение психологической культуры, при этом делается акцент на огромном вреде различных форм деструктивного поведения.
Профилактическая программа по предупреждению развития девиантных форм поведения может включать в себя 4 раздела (Рожков, Ковальчук, 2003):
- Информационный.
- Когнитивного развития.
- Развития личностных ресурсов.
- Развития адаптивного поведения.
Основные направления профилактической работы:
- профилактическая работа со всеми учащимися с приоритетной ориентацией на детей группы риска;
- работа с родителями учащихся, склонных к различным видам девиаций;
- просветительская работа с мастерами производственного обучения, преподавателями с целью дачи рекомендаций по особенностям взаимодействия с «трудными» детьми.
Могут быть использованы следующие методы работы:
- тренинг (поведенческий, личностный);
- когнитивная терапия;
- дискуссии, беседы, лекции, мозговые штурмы;
- ролевые игры;
- групповая работа;
- элементы индивидуальной и групповой психотерапии;
- психодрама;
- психогимнастика.
Наглядно система работы с учащимися, склонными к девиантным формам поведения, представлена на рисунке 1.
Основные направления и формы работы при оказании помощи учащимся, склонным к девиантным формам поведения
Е. В. Федосенко
Ранее опубликовано:Методы выявления девиантного поведения
На ту же тему: