Профессиональные интересы, склонности, направленность

Профориентация.
Профессиональные интересы, склонности, направленность.

Продолжение. Начало: «Профориентационная работа в школе«


Существенными факторами профессионализации подростка являются его интересы, склонности, способности на этапе предварительного самоопределения. Отсутствие сколько-нибудь выраженных интересов и склонностей влечет за собой затягивание и откладывание профессионального самоопределения подростков. Их выбор часто оказывается случайным, не соответствующим внутренним потребностям, совершенным под влиянием внешних обстоятельств или как попытка подражания родителям, сверстникам. В особенности это касается восьмиклассников, которые являются потенциальным контингентом профтехучилищ. Это ведет к неудовлетворенности избранной профессией и в дальнейшем — к смене профессиональной деятельности. Поэтому в профориентационной деятельности надо уделять особое внимание целенаправленному формированию мотивационной основы выбора профессии с учетом интересов и склонностей подростков.

Важным в профориентационной работе представляется формирование оптимального сочетания так называемых содержательных (интерес к профессии) и адаптивных (престижность профессии, зарплата и т.д.) мотивов деятельности (Кудрявцев, Сухарев, 1985).

Для возникновения и развития интересов необходима определенная совокупность внутренних и внешних условий. Часто интерес формируется под влиянием ситуации при наличии соответствующих внутренних установок личности. Любовь к «острым ощущениям», связанная с самоутверждением, нередко приводит к формированию активного интереса к спорту.

Как правильно выбрать профессию. Интервью с психологом профконсультантом

Особую роль в формировании и развитии интересов играют учебная деятельность, а также занятия различными видами внешкольной и внеклассной работы. Однако даже раннее выявление профессиональных интересов и склонностей не гарантирует успешности профессионального самоопределения. За содержательной стороной будущей профессии подросток часто не видит реальных условий, в которых протекает избранная им деятельность, увлекаясь самим процессом труда, забывает, например, о том, что моряки очень подолгу не бывают дома, работа врача связана с ненормированным рабочим днем, работники из сферы обслуживания должны не только хорошо делать свое дело, но и уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми.

На последующих этапах профессионального самоопределения, в процессе овладения человеком выбранной специальностью все большую роль начинает играть личностный фактор, то есть, с одной стороны, необходимость соответствия психологических особенностей человека тем требованиям, которые предъявляет ему профессия, а с другой стороны, степень реализации основных потребностей личности в деятельности.

На заключительной стадии диагностического обследования психологом составляется заключение-рекомендация по выбору специальности в пределах учебного заведения. В основу анализа и оценки профессиональной направленности обследуемого положен модульный принцип установления взаимосвязей личностных характеристик (типов, черт личности) и режимов, условий, типов деятельности.

Использование модульных структур позволит вычленить наиболее предпочтительные условия и режимы труда для конкретного подростка. Заключение основывается на знаниях о взаимосвязи личностных черт с рассматриваемыми параметрами деятельности. Использование модульных структур для подбора будущей профессии более подробно будет описано в книге «Диагностика в работе педагога-психолога», которая сейчас готовится к изданию.

На четвертой стадии проводится анализ полученных данных. Психолог делает заключение о профессиональной направленности каждого абитуриента, а также отмечает наличие склонности к различным типам отклоняющегося поведения. Все материалы заносятся в карты психолого-педагогического сопровождения. Карта психолого-педагогического сопровождения может выглядеть следующим образом.

Карта психолого-педагогического сопровождения Ф.И.О. (шифр)     
группа_________________ специальность


Социально-психологические характеристики и методы исследования

Этапы обследования

I
Профессиональная диагностика «на вход»

II

III

IV

V
Профессиональная диагностика •на выходе»

 

Психолого-педагогическое
сопровождение

 

1. Познавательная сфера:

  1. память
  2. внимание
  3. мышление
         

2. Личностные характеристики:

  1. акцентуации характера;
  2. личностные особенности (опросник Кеттелла);
  3. самооценка;
  4. характерологические особенности личности (опросник Айзенка)
         

3. Адаптационный потенциал:

  1. уровень тревожности;
  2. агрессивность;
  3. склонность к девиантным формам поведения
         

4. Мотивационная сфера, профессиональная направленность:

  1. профессиональные предпочтения (ДДО);
  2. мотивы выбора профессии;
  3. мотивация к учению
         

5. Межличностное взаимодействие:

  1. социометрический статус;
  2. потребность в общении
         

6. Проективные методики:

  1. тест Люшера;
  2. дерево
         

7. Участие в групповых занятиях, тренингах (вид занятий, тематика, проблемные зоны, результативность)

         

8. Индивидуальное консультирование (краткая характеристика запроса, методы воздействия, результативность)

         

9. Семейное консультирование (суть запроса, методы воздействия, возможные изменения)

         

Профориентация для школьников. Тренинг — часть 2

Примечание. Специалист может самостоятельно подобрать необходимые для диагностики методики.

Таким образом, уже на начальном этапе мы можем условно выделить так называемую «группу повышенного внимания», с которой будет проводиться более углубленная работа.

Данные психологического обследования в обобщенном виде специалист доносит до своих коллег на педагогическом совете. Целесообразно представить совместный отчет с социальным педагогом и медицинским работником. Основные положения отчета могут быть следующими.

Медицинский работник

  • состояние здоровья учащихся, рекомендации по физический, учебным и производственным нагрузкам.

Психолог

  • профессиональная направленность учащихся (частота встречаемости случайного выбора профессии, негативное отношение к учебному заведению и т. п.);
  • психологические особенности учащихся (личностные особенности, наиболее часто встречающиеся акцентуации характера, склонность к различным типам отклоняющегося поведения).

Социальный педагог (зам. директора по воспитательной работе)

  • социальное происхождение, экономическое положение, особенности семейного воспитания.

Далее должны последовать общие рекомендации по работе; с контингентом учащихся. Более детальные частные рекомендации даются психологом непосредственно мастеру-наставнику той группы, в которую зачислен «трудный» учащийся.

Таким образом, профориентационная работа в учреждении начального профессионального образования включает в себя 4 компонента:

  1. Просветительская и агитационная работа.
  2. Деятельность приемной комиссии.
  3. Собственно психологическое обследование.
  4. Анализ полученных данных.

Схематично основные компоненты профориентационной работы представлены на рис. 4.Профориентационная работа

Рис. 4. Профориентационная работа

Профессиональные интересы, склонности, направленность.

Е. В. Федосенко

На ту же тему:

Похожие статьи

Комментарии закрыты.