Профессиональные интересы, склонности, направленность
Профориентация.
Профессиональные интересы, склонности, направленность.
Продолжение. Начало: «Профориентационная работа в школе«
Существенными факторами профессионализации подростка являются его интересы, склонности, способности на этапе предварительного самоопределения. Отсутствие сколько-нибудь выраженных интересов и склонностей влечет за собой затягивание и откладывание профессионального самоопределения подростков. Их выбор часто оказывается случайным, не соответствующим внутренним потребностям, совершенным под влиянием внешних обстоятельств или как попытка подражания родителям, сверстникам. В особенности это касается восьмиклассников, которые являются потенциальным контингентом профтехучилищ. Это ведет к неудовлетворенности избранной профессией и в дальнейшем — к смене профессиональной деятельности. Поэтому в профориентационной деятельности надо уделять особое внимание целенаправленному формированию мотивационной основы выбора профессии с учетом интересов и склонностей подростков.
Важным в профориентационной работе представляется формирование оптимального сочетания так называемых содержательных (интерес к профессии) и адаптивных (престижность профессии, зарплата и т.д.) мотивов деятельности (Кудрявцев, Сухарев, 1985).
Для возникновения и развития интересов необходима определенная совокупность внутренних и внешних условий. Часто интерес формируется под влиянием ситуации при наличии соответствующих внутренних установок личности. Любовь к «острым ощущениям», связанная с самоутверждением, нередко приводит к формированию активного интереса к спорту.
Как правильно выбрать профессию. Интервью с психологом профконсультантом
Особую роль в формировании и развитии интересов играют учебная деятельность, а также занятия различными видами внешкольной и внеклассной работы. Однако даже раннее выявление профессиональных интересов и склонностей не гарантирует успешности профессионального самоопределения. За содержательной стороной будущей профессии подросток часто не видит реальных условий, в которых протекает избранная им деятельность, увлекаясь самим процессом труда, забывает, например, о том, что моряки очень подолгу не бывают дома, работа врача связана с ненормированным рабочим днем, работники из сферы обслуживания должны не только хорошо делать свое дело, но и уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми.
На последующих этапах профессионального самоопределения, в процессе овладения человеком выбранной специальностью все большую роль начинает играть личностный фактор, то есть, с одной стороны, необходимость соответствия психологических особенностей человека тем требованиям, которые предъявляет ему профессия, а с другой стороны, степень реализации основных потребностей личности в деятельности.
На заключительной стадии диагностического обследования психологом составляется заключение-рекомендация по выбору специальности в пределах учебного заведения. В основу анализа и оценки профессиональной направленности обследуемого положен модульный принцип установления взаимосвязей личностных характеристик (типов, черт личности) и режимов, условий, типов деятельности.
Использование модульных структур позволит вычленить наиболее предпочтительные условия и режимы труда для конкретного подростка. Заключение основывается на знаниях о взаимосвязи личностных черт с рассматриваемыми параметрами деятельности. Использование модульных структур для подбора будущей профессии более подробно будет описано в книге «Диагностика в работе педагога-психолога», которая сейчас готовится к изданию.
На четвертой стадии проводится анализ полученных данных. Психолог делает заключение о профессиональной направленности каждого абитуриента, а также отмечает наличие склонности к различным типам отклоняющегося поведения. Все материалы заносятся в карты психолого-педагогического сопровождения. Карта психолого-педагогического сопровождения может выглядеть следующим образом.
Карта психолого-педагогического сопровождения Ф.И.О. (шифр)
группа_________________ специальность
Социально-психологические характеристики и методы исследования |
Этапы обследования |
||||
I |
II |
III |
IV |
V |
|
Психолого-педагогическое |
|||||
1. Познавательная сфера:
|
|||||
2. Личностные характеристики:
|
|||||
3. Адаптационный потенциал:
|
|||||
4. Мотивационная сфера, профессиональная направленность:
|
|||||
5. Межличностное взаимодействие:
|
|||||
6. Проективные методики:
|
|||||
7. Участие в групповых занятиях, тренингах (вид занятий, тематика, проблемные зоны, результативность) |
|||||
8. Индивидуальное консультирование (краткая характеристика запроса, методы воздействия, результативность) |
|||||
9. Семейное консультирование (суть запроса, методы воздействия, возможные изменения) |
Профориентация для школьников. Тренинг — часть 2
Примечание. Специалист может самостоятельно подобрать необходимые для диагностики методики.
Таким образом, уже на начальном этапе мы можем условно выделить так называемую «группу повышенного внимания», с которой будет проводиться более углубленная работа.
Данные психологического обследования в обобщенном виде специалист доносит до своих коллег на педагогическом совете. Целесообразно представить совместный отчет с социальным педагогом и медицинским работником. Основные положения отчета могут быть следующими.
Медицинский работник
- состояние здоровья учащихся, рекомендации по физический, учебным и производственным нагрузкам.
Психолог
- профессиональная направленность учащихся (частота встречаемости случайного выбора профессии, негативное отношение к учебному заведению и т. п.);
- психологические особенности учащихся (личностные особенности, наиболее часто встречающиеся акцентуации характера, склонность к различным типам отклоняющегося поведения).
Социальный педагог (зам. директора по воспитательной работе)
- социальное происхождение, экономическое положение, особенности семейного воспитания.
Далее должны последовать общие рекомендации по работе; с контингентом учащихся. Более детальные частные рекомендации даются психологом непосредственно мастеру-наставнику той группы, в которую зачислен «трудный» учащийся.
Таким образом, профориентационная работа в учреждении начального профессионального образования включает в себя 4 компонента:
- Просветительская и агитационная работа.
- Деятельность приемной комиссии.
- Собственно психологическое обследование.
- Анализ полученных данных.
Схематично основные компоненты профориентационной работы представлены на рис. 4.
Профессиональные интересы, склонности, направленность.
Е. В. Федосенко
На ту же тему:
Комментарии закрыты.