Психологическая работа в учреждениях начального и среднего профессионального образования

Отмечающийся в последнее время в России экономический подъем предполагает совершенствование системы начального и среднего профессионального образования. Современные профессиональные училища, лицеи, колледжи, техникумы испытывают много трудностей и главная из них — это комплектование контингента учащихся, обладающих необходимыми профессионально важными качествами, которые предъявляются к будущим специалистам. Анализ личностных особенностей учащихся, обучающихся в таких учреждениях, особенно профессиональных лицеях и училищах, показывает относительно дисгармоничное развитие личности обследуемых, низкие адаптационные возможности, особенно в сфере поведенческого самоконтроля, что, в свою очередь, может привести к развитию различных форм девиантного поведения.

По данным анонимного анкетирования, проводившегося нами в 2003-2005 годах, 74,8% учащихся систематически употребляют различные алкогольные напитки, число курящих подростков составляет 72,5%; 74,3% учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования хотя бы раз пробовали наркотические вещества. В связи с этим, распространение наркомании, токсикомании, алкоголизация, рост делинквентного поведения становится серьезной проблемой для профтехобразования.

Оказание психологической помощи — коррекционных и профилактических мероприятий — является необходимым условием улучшения сложившейся ситуации.

Деятельность педагога-психолога в учреждениях профтехобразования также осложняется отсутствием каких-либо пособий, рекомендаций по работе именно в этих учебных заведениях. Зачастую в своей практической работе педагог-психолог вынужденно воспроизводит те же форы и методы работы, которые приняты в системе общего среднего образования. Поэтому автор надеется, что приведенные в этой главе рекомендации окажут значительную помощь в деятельности психологов системы профтехобразования, независимо оттого, являетесь ли вы студентом вуза, которому предстоит проходить практику в  такого рода учебном заведении, молодым специалистом или опытным педагогом-психологом, хорошо знакомым с проблемами профтехобразования.

Приоритетной задачей в работе педагога-психолога учреждений начального и среднего профессионального образования является организация и сопровождение учебно-воспитательного процесса. Работу по психологическому сопровождению учащихся целесообразно проводить поэтапно. Исходя из собственного опыта, мы выделяем 5 базовых этапов психологического сопровождения, которые могут использоваться вне зависимости от специфики учебного заведения:

1 этап — профориентационная работа;
2 этап — работа по выявлению уровня адаптации к условиям нового учебного заведения (проводится через 2-3 месяца после поступления в учебное заведение);
3 и 4 этапы — психолого-педагогическое сопровождение (конец 1-го и 2-го курсов);
5  этап — консультирование по дальнейшей профессиональной деятельности (окончание лицея, училища).

Готовятся к публикации:

  • Профориентационная работа в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
  • Выявление уровня адаптации к условиям нового учебного заведения.
  • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

Психологическая работа в учреждениях начального и среднего профессионального образования


Ранее опубликовано:
Психологическая работа в школе
Похожие статьи

Комментарии закрыты.