Работа с эмоцией страха у старших дошкольников


Все люди чего-нибудь побаиваются. Мудро устроено в мире живой природы, и чувство страха не случайно присуще всем. Его можно сравнить с оберегом. Для чего он оберегает? Для того, чтобы жизнь продолжалась с минимальными потерями.

Так чего же боятся люди? Буквально всего — болезни, войны, мороза, жары, голода, воды, огня, темноты, мышей, сосульки над головой… У взрослых страхи все-таки «взрослые», а у детей все больше «детские», вызывающие улыбку у бывших детей, так как они тоже это когда-то «проходили».

Эмоция страха — самая узнаваемая детьми, как и эмоция радости. И, как эмоция радости, она заразительна. Однако положительный эффект радости хочется задержать у ребенка, а вот со страхом надо обращаться весьма аккуратно, чтобы избежать его отрицательного эффекта. И я это делаю так.

На занятиях по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников эмоцию страха рассматриваю после знакомства с эмоциями радости, удивления, робости. И вот почему. Эта эмоция двойственна.

С одной стороны, она присуща всему живому, с другой — если она гипертрофирована, то и сама становится опасной для человека, особенно маленького. Поэтому, когда рассказываю о ней, обязательно знакомлю с ее мимическими особенностями по пиктограмме «страх» (глаза распахнуты, рот приоткрыт, как будто кричит) и пантомимике на фото и рисунке детей, подверженных страху: ребенок кричит, вид испуганный, или съежился от страха, голова втянута в плечи (рис. 1, 2, 3).

рис 1-3

История про девочку Галю

Я расскажу вам историю про девочку Галю. Вы ее внимательно послушайте, а потом попробуем разыграть сценку. (Цель — научить детей выражать спомощью движений эмоциональное состояние, дать опыт переживания негативной ситуации.)

Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, где плавали гуси с гусятами и гусиные семьи грелись на бережку, рвала цветы, пела песенки и услышала, что позади нее кто-то шипит: «Ш-ш-ш….» Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежа- ла домой. Прибежала к бабушке и рассказывает: «Я испугалась гуся! Он громко шипел и хотел меня ущипнуть».

Бабушка обняла внучку, успокоила, сказав, что, видно, она близко подошла к гусиному семейству, а гусь защищал гусыню и гусят. Тревожить их не надо, и гусь не обидит.

Эта история обязательно проигрывается малышами, они получают опыт безопасного проживания этой эмоции в игровой форме, еще и приобретают опыт отреагирования страха. Можно и испугаться, но ведь есть тот, кто поможет справиться со страхом, например бабушка, которая тебя успокоит и объяснит причину твоего страха, и тогда страху придет конец.

А потом наступает самый важный, на мой взгляд, фрагмент занятия. Я беру альбом, карандаши и говорю детям, что люди, даже такие взрослые, как я, чего-то побаиваются, и я сейчас нарисую то, чего побаиваюсь я. Я рисую цветным карандашом синюю тучу, капли дождя. Дети при этом разочарованно комментируют: «Дождя боится». А потом, когда я дорисовываю молнии, говорю: «Да дети, хоть я и взрослый человек, но все же побаиваюсь грозы с огненными молниями и мощными раскатами грома». И продолжаю, что есть то, что мне помогает справиться с моим страхом. Это дом. И быстро дорисовываю дом. «Когда я прихожу домой в грозу, все, мой страх исчезает!» И предлагаю детям подумать, чего боятся они, нарисовать свой страх и обязательно нарисовать то, что помогает справиться с ним. Дети всегда призадумываются. Но потом, после небольшого раздумья, начинают сосредоточенно рисовать.

Хочется добавить один важный, на мой взгляд, нюанс. Детей я располагаю кругом — так, что они сидят спиной к центру и при этом на расстоянии друг от друга. Я это делаю специально, для того чтобы дети минимально контактировали друг с другом, когда будут рисовать. Это им поможет сосредоточиться на собственных переживаниях и отобразить это на рисунке. Пока дети рисуют свои страхи, я стараюсь не подходить к ним и не вмешиваться в ход их работы. А сама в это время продолжаю рисовать и добавляю в свой рисунок темноту и фонарь с ярким светом (рис. 4).

рис 4
рис.4

Когда рисунки завершены, все дети поворачиваются лицом к центру круга и выставляют свои творения на обозрение. Я это называю «Наш вернисаж». Мы по очереди рассказываем, кто чего боится и что помогает справиться с этим. Начинаю рассказ снова я. Рассказываю, что еще я неуютно чувствую себя в темноте, но когда зажигается свет, то на душе сразу становится спокойнее.

Бывает так, что ребенок нарисует свой страх, а вторая часть — его преодоление — отсутствует. Тогда мы все вместе придумываем «спасение», и ребенок дорисовывает недостающую часть рисунка, выбрав подходящий для себя вариант.

Этот арт-терапевтический прием весьма уместен, потому что, изображая конкретный страх ребенка, мы ищем и находим ему противовес. Страх, отображенный на бумаге, проговорен в кругу сверстников (с помощью педагога). На вернисаже я стараюсь расспрашивать детей о каждой детали на рисунке, ведь часто малышу бывает трудно изобразить, например, привидение, и дети рисуют шкаф, а потом говорят, что оно в шкафу.

Атмосфера внимания и доверительности помогает детям рассказать о своих страхах, тем самым уровень страха и его давления на ребенка снижается, а порой ребенок избавляется от страха вовсе. Иногда рисунки и рассказы детей служат поводом для встречи с их родителями и консультации с ними. Я рекомендую пересмотреть репертуар фильмов, которые смотрит их ребенок, избавиться от агрессивных игрушек и игр и не обсуждать в присутствии детей темы жестокости, насилия, словом, избегать всего того, что может заражать страхами детей.

Условно детские страхи, судя по рисункам и рассказам, можно разделить на боязнь:

  • темноты, когда выручает палатка и свет в ней (рис. 5);
  • монстров, привидений, когда выручает яркое солнце, дом, в котором светло, или родители, которые рядом (рис. 6);
  • разбойников, когда дом как спасение от них (рис. 7);
  • пожара, но может помочь ведро с водой (рис. 8);
  • животных, но клетка может надежно защитить (рис. 9);
  • заблудиться, но мама совсем рядом (рис. 10).
рис 5 рис 6
Рис. 5 Рис. 6
рис 7 рис 8
Рис. 7 Рис. 8
рис 9 рис 10
Рис. 9 Рис. 10

Часто на рисунках детей как спасение от страха изображены родители.

Знакомя детей с этой непростой эмоцией, всегда помню об ответственности за психологическую безопасность малышей на этой встрече. И демонстрирую, что страх — это не то, что надо высмеивать и за что дразнить трусишкой, а то, что иногда бывает со всеми, даже взрослыми людьми, например такими, как я. И говорю, что есть то, что обязательно поможет с ним справиться. Всегда!

ЛИТЕРАТУРА

Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программа эмоционального развития старших дошкольников. — М., 2000.

Работа с эмоцией страха у старших дошкольников.



Любовь ЛОБАНОВА
педагог-психолог, МДОУ № 11 и № 130,
г. Нижнеудинск, Иркутская область

Похожие статьи

Комментарии закрыты.