Речевое развитие ребенка

Содержание:

Что такое язык?.
Доречевая фаза: возрастной период до появления первого слова.
Первые звуки
Язык жестов в раннем возрасте у детей глухих родителей.
Первые звуки
Язык жестов в раннем возрасте у детей глухих родителей.
Первые жесты.
Восприятие речи.
Первые слова.
Словарный скачок.
Словарный запас в более позднем возрасте.
Построение предложений в речи: освоение грамматического строя языка.
Первые предложения: 18-27 месяцев.
Первые слова детей в различных культурах.
Усложнение грамматики языка: 27-36 месяцев.
Сложные предложения: 30-48 месяцев.

Один мой друг во время завтрака стал свидетелем следующего разговора между своими 6-летней и 3-летней дочерьми об опасности забыть покормить золотых рыбок или перекормить их:

6-летняя девочка: Хуже забыть покормить рыбок.
3-летняя: Нет, хужее дать рыбкам слишком много еды.
6-летняя: Не говори хужее, говори хуже.
3-летняя: Но это хужее всего дать рыбкам слишком много покушать.
6-летняя: Нет, не так. Хуже всего забыть их покормить.

Большинство из нас улыбаются и умиляются, когда слышат подобную речь детей. В ней столько поразительно творческого и неожиданного, и при этом она совершенно понятна. Лингвисты много узнали о речи детей, изучая «ошибки», такие как хужее или хужее всего, — так же, как и Пиаже многое узнал о мышлении ребенка из анализа «неверных» ответов детей. Однако одна из наиболее характерных особенностей речи детей состоит в том, что они допускают очень мало подобных ошибок. Воспринимая чрезвычайно сложный набор звуков из речи окружающих, дети научаются бегло и правильно говорить на родном языке уже через несколько лет. В 6 или 8 месяцев ребенок лепечет несколько звуков; к 18 месяцам он уже, возможно, будет использовать 20 или 30 отдельных слов; и к 3 годам дети выстраивают длинные и сложные предложения, такие как у 3-летней девочки в беседе о золотых рыбках. Родители обычно забавляются, наблюдая за последовательностью развития детской речи, но большинство из нас не особенно беспокоится о том, как ребенок справляется со всеми этими задачами.

Для психологов и лингвистов стремительное и эффективное освоение языка детьми остается давней загадкой. Является ли способность к обучению языку врожденной? «Обучается» ли ребенок языку «предначертанным» путем? Овладевает ли ребенок речью на основе того, что он слышит?

Пытаясь ответить на эти вопросы, подавляющее большинство лингвистов обращались к изменениям в грамматике (то, что лингвисты называют синтаксисом), а также к изменениям в значении слова (то, что они называют семантикой). В последнее время также были сделаны попытки объяснения различий между детьми по темпу речевого развития и различий индивидуального стиля обучения языку. Перед тем как подробно остановиться на каждом из этих вопросов, мне придется вернуться на один шаг назад.

рис. 3.
Возникновение предпосылок к овладению речью.
Общение.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.