Общение с ребенком раннего возраста

Глава 6

Общение с ребенком раннего возраста

Для развития речи малыша необходимо изменение формы общения взрослого с ребенком. Потребность в речевом общении развивается у ребенка не сама по себе, а через общение со взрослым по поводу предметной деятельности. Если взрослый исполняет желание ребенка по первому жесту, то ребенок долго будет обходиться без речи. Если с ребенком разговаривать только по вопросам, связанным с его физиологическими потребностями, то он будет отставать в развитии речи.

Одних жестов и мимики уже недостаточно, чтобы обучать ребенка приемам и правилам использования предметов и явлений мира. Именно в предметной деятельности создается основа для усвоения значения слов и устанавливается их связь с образами предметов и явлений мира.

Ребенок открывает для себя, что каждый предмет имеет название. Вопрос ребенка «Что это?» — отражение особого интереса к миру вещей (рис. 6.1).

 

Рис. 6.1. Два направления развития речи в раннем возрасте

Умение относить слова к обозначаемым ими предметам к детям приходит не сразу. Сначала понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие. Если слово многократно повторяется в сочетании с определенными жестами (например, когда взрослый говорит малышу: «Дай ручку», — и при этом сам делает соответствующий жест), то ребенок быстро учится ответному действию. При этом он реагирует не только на слова, но и на всю ситуацию в целом.

Если мать и ребенок удовлетворены друг другом и ограничиваются лишь выражением взаимной любви, то первые слова малыш скажет позже, чем обычно, как бы много ни разговаривала с ним мать.

-134-

Ситуация. Мама, одевая Диму (1 год 1 месяц), говорит: «Сейчас наденем рубашечку. Где рубашечка? Подай ее мне. Дай колготки. Принеси мне сандалики» и т. д. Дима, хоть и медленно, но выполняет указания мамы.

Правильно ли, на ваш взгляд, поступает мама?

О развитии каких сторон речи заботится мама?

Как вы полагаете, охотно ли Дима будет одеваться?

Решение. Мама поступает правильно. Она заботится о том, чтобы ее сын понимал речь, ее звуковую сторону, ориентировался в окружающем мире предметов и выполнял действия по словесному указанию взрослого.

Дима будет охотно одеваться, так как мама создает установку на развитие этого действия.

-135-

Ситуация. Мама с раннего возраста регулярно разговаривает с Мишей и постоянно комментирует свои и его действия, показывает и называет новые предметы, объясняет различные явления, читает книжки.

Мама Коли считает, что развитием речи сына будет заниматься школа, на то она и существует.

Дайте психологический анализ поведения этих мам.

Решение. Конечно, в школе с Колей будут заниматься развитием его речи, но учителя не смогут это делать «с нуля»: у мальчика должны быть основы речевой деятельности. Поэтому развитием речи необходимо заниматься еще в дошкольный период, особенно в сенситивный (1,53 года), когда восприятие ребенка работает особенно интенсивно.

Недостаточное развитие речи в дошкольный период вызывает у ребенка большие затруднения при обучении в школе, в частности при решении задач по математике. Ведь школьнику мало прочитать задачу, надо еще и понять, какие логические связи в ней скрываются, какой должна быть последовательность действий и др. (табл. 6.1).

Этапы овладения словом (по М.Г. Еланиной)

Таблица 6.1

Этапы овладения словом (по М.Г. Еланиной)

Этапы

Ребенок

Взрослый

1 Все внимание ребенка и его активность направленны на предмет: «Дай — дай» (проявляеться желаение овладеть пердметом) Сам взрослый его слова интереса у ребенка не вызывают

2

Внимание ребенка переключается на взрослого. Он прислушивается к слову, смотрит на взрослого и указывает на предмет пальцем. Назвать предмет правильно пока еще не удается, отчего ребенок сердится

Повторяет слово, указывая на предмет

3

Малыш начинает смотреть на губы взрослого и прислушиваться к его словам, пытается произносить то или иное слово, а при удаче повторяет его снова и снова

Вынуждает называть предмет словом, сам произносит его выразительно, с артикуляцией, поощряет ребенка в случае успеха при повторении

Первые детские слова очень напоминают по звуковому строению детский лепет: чередуются гласные и согласные, причем из гласных чаще используются «А» и «Е», а из согласных губные («Б», «П», «М»), затем следуют зубные («Д», «Т»), а вот небные («Г», «К») и щелевые («С», «Ш») еще слишком трудны для ребенка.

Ребенок стремится к таким словам, у которых между звуком и значением имеется естественная связь (например, «ав-ав» — собака). Слово становится естественным символом предмета, который имеет для ребенка определенную силу запечатления, большую, чем условные слова.

Окружающий мир и ребенок идут навстречу друг к другу, неудивительно, что первые слова ребенка — в основном звукоподражания: «му», «мяу», «тик-так» и др.

* * *

Первые слова повторяются в одних и тех же обстоятельствах и обозначают что-то определенное. Но что именно стоит за ними, зачастую понять трудно, так как:

  • слово малыша по смысловой нагрузке — целая фраза (например, «Дай» может обозначать следующее: «Мама, достань мне куклу в платьице, и поскорей!»), и эту скрытую фразу должна понимать мама;
  • слово может являться для ребенка удобным для него комплексом звуков (например, «Ляля» и т. д.), при этом оно существует в конкретной наглядной ситуации;
  • словом называется тот предмет, который ребенок видит перед собой, то действие, которое осуществляет в данный момент (например, ребенок говорит «Ляля», когда видит куклу), можно сказать, что слово в восприятии малыша неотделимо от предмета;
  • слово как обобщение целого класса предметов и явлений, причем обобщения могут осуществляться по самым разным, порой неведомым для взрослого признакам, (например, «Кика» обозначает все теплое, мягкое, приятное: кошку, мех, волосы, варежку, мишку; «Папа» — все то, что принадлежит папе: портфель, очки, шляпу).

Ребенок без устали называет знакомые игрушки, узнает от взрослых названия новых. Игры с называнием предметов становятся любимым занятием малышей на третьем году жизни.

* * *

Непонятный вначале материнский язык становится ребенку знакомым только благодаря непрерывному слушанию и подражательному повторению, после чего делается его достоянием. Подражание проявляется в разнообразных формах, бессознательно совершенствуется. Ребенок старается повторять трудные слова. Воспроизведение им услышанных слов называется эхолалией.

* * *

Речь годовалого ребенка относится к определенным предметам, а также выражает радость, сообщает о его потребностях, ассоциативно связана с происходящими событиями в его жизни. Звуковые символы в его речи носят натуральный характер.

Животные также умеют воспроизводить специальные звуки. У них есть звуки для выражения желания, радости, издаваемые при приближении пищи, звуки, которые выражают тревогу в случае опасности, боль, радостное приветствие и др. Но у животных отсутствует настоящее мышление, а у младенца оно есть, но у него пока еще не сформировались понятия, он не может сравнивать и обобщать. Низшую ступень речи животные никогда не переступают, а человек очень быстро проходит эту стадию.

* * *

Каждое слово ребенка должно быть услышано, понято и сохранено, даже несмотря на то что детской речи нередко свойственны различные искажения. Рассмотрим основные из них.

  • Сенсорные ошибки происходят из-за недифференцированности восприятия, вследствие чего ребенком не улавливаются тонкие различия в звуках.
  • Апперцептивные ошибки случаются из-за колеблющегося внимания ребенка: у него проявляется различное отношение к различным частям слышимого, произносимого слова.
  • Двигательные ошибки бывают из-за неразвитости строения голосовых органов ребенка, в результате чего возникают трудности при воспроизведении звуков и их сочетаний.
  • Ошибки воспроизведения допускаются из-за трудности запоминания ребенком каких-то ранее услышанных им слов.

* * *

В связи с этим отмечаются некоторые особенности детского языка (табл. 6.2).

Таблица 6.2
Особенности детского языка

Легче осваиваются, меньше искажаются

Наиболее подвержены искажению

1. Гласные, особенно «а», «э», «е», «и»

1. Согласные, особенно гортанные и небные, а также «ш»

2. Короткие слова и предложения

2. Длинные слова и предложения, требующие интенсивного внимания

3. Начала слов, подчеркиваемые слоги, когда внимание опережает высказывание

Из массы слов, постоянно обращенных к ребенку, он выбирает для подражания сначала очень небольшое количество, а затем словарный запас постепенно увеличивается. Производимый отбор слов становится показателем достигнутой духовной зрелости.

 

В. Стерн выделяет несколько эпох в развитии детской речи.

  • эпоха (1 год — 1 год 6 месяцев). Делается открытие, что звуковые комплексы обладают обозначающей (символической) ценностью и что каждому предмету принадлежит такой знак, который служит для его называния и для сообщения о нем. Ребенок узнает, что каждая вещь имеет название. В этот период пробуждается стремление ребенка спрашивать имена вещей («Это? Это?»), запас его слов заметно увеличивается.
  • эпоха (1 год 6 месяцев — 3 года). Лексикон девочек в 2 годам включает 3300 слов. У мальчиков такое количество слов набирается только к возрасту 2,5 года. Речь связана с главными интересами ребенка: с родителями, игрушками, животными, окружающими предметами,с одеждой и пищей. Все, что занимает детское внимание, становится материалом их речи. Начинают произноситься первые сочетания слов, хотя дается это ребенку с большим трудом.
  • эпоха (2 года — 2 года 6 месяцев). Слова для ребенка постепенно начинают «оживать». Путем незначительного звукового изменения они начинают выражать единственное и множественное число. Ребенок понимает, что можно перенестись из настоящего в прошлое или будущее посредством добавления к слову приставки или добавления к нему окончания. В этот период он начинает активно использовать различные формы флексий, отражающих нужное склонение, спряжение, сравнительную форму и т. д. Правда, даже дети 4-5 лет, не говоря уже о двухлетних, испытывают определенные затруднения с правилами использования окончаний в некоторых словах.

К концу 2 года наблюдается значительное развитие многословного, развернутого предложения. Три, четыре, а нередко и больше слов уже связываются для выражения какой-либо мысли.

Первоначально метод сцепления слов случаен, а потому в речи малыша может возникнуть самый неожиданный ряд. При этом странное расположение слов часто бывает очень выразительным.

Восклицательные предложения, в которых проявляются воля или чувства, преобладают в течение всего детства. Утвердительные предложения встречаются при объяснении того, что изображено на рисунке. Изменяются и вопросительные предложения. К вопросам о названии вещей («Это?») присоединяется вопрос о местонахождении искомого («Где?»).

  • эпоха (с 2 лет 6 месяцев). Ребенок учится передавать главную и второстепенную мысли с помощью придаточных предложений. Эта стадия может быть скрытой, длящейся от нескольких месяцев до 4 лет. Первые вопросы отражают чистую любознательность ребенка.

Если что-нибудь желаемое ребенку запрещено, у него возникает вопрос: «Почему?». А вопрос «Когда?» ребенок задает, чтобы узнать, например, когда же наступит желанное время игры. Таким образом, вопросы ребенка начинают распространяться на временные, а главное — на причинные отношения («почему»).

Ребенок обнаруживает склонность к собственному словообразованию посредством производства новых слов и сложения слов, уже ему известных. Кроме того, детский лексикон обогащается посредством производных и сложных слов. При этом ребенок не осознает своей словотворческой деятельности и употребляет придуманные слова наравне с другими, услышанными от окружающих.

Давно замечено, что дети говорят не так, как взрослые: они не совсем так изменяют слова и, кроме того, неутомимо изобретают новые, во «взрослом» языке не существующие. Только некоторую часть слов дети воспроизводят в готовом виде, то есть повторяют слышанное ранее, другую же часть, гораздо более значительную, ребенок производит на основе словообразовательных закономерностей. Приведем несколько примеров, ярко отражающих особенности детской речи: «Такая светлота, а ты все спишь!» или «Когда вырасту, стану конькеистом!». Таким же образом «весло» превращается в «гребло», а «смычок» — в «звучок». Ребенок во время своего словотворчества возвращает словам мотивированность.

Мы обычно не замечаем самого акта словотворчества, если созданное ребенком слово совпадает с реально существующим в языке, а фиксируем только такие случаи, когда ребенок создает слова, нормальному языку не свойственные, то есть случаи так называемой «детской» речи. При этом ребенок, как правило, не стремится проявить какую-либо оригинальность, просто детское речевое мышление не признает исключений из правил, не знает явления неполноты парадигм и др. Модели словообразования, используемые в словах, услышанных от взрослых, он переносит на те слова, где эти модели неприменимы, а потому и получаются такие новообразования, как «продавчица» или «продавщик». Вот еще несколько примеров детского языка: «Какой же я соритель», «Пойдем скорее граблить», «Пуговица у меня отшилась, пришей, пожалуйста», «Я ее нечаянно толкнул! Нет, чаянно!».

* * *

Ребенок достаточно легко и хорошо научается путем подражания образовывать причастия от немногих глаголов, чтобы перенести тот же способ образования на любые глаголы, в том числе и на те, от которых причастия образовать нельзя.

Фразеология ребенка есть арена для его самостоятельной деятельности. В связи с этим иногда возникают странные лаконизмы типа: «Мама бранит глазами».

Детская спонтанность в различных формах участвует в развитии речи.

-136-

Ситуация. Саша (2 года 11 месяцев) услышал, как папа сказал: «Работу закончил, гвозди забил молотком». Помолчав немного, мальчик произнес: «А я насыпаю песок лопатком».

С чем связаны словоизменения в речи детей?

Как следует поступать родителям в подобных ситуациях?

Решение. Подобные словообразования говорят о развитии мышления и речи. Однако это свидетельствует и о еще недостаточном усвоении ребенком грамматического строя языка.

В данной ситуации малыш уловил, что окончание -ом имеет орудийный смысл, и начал сам применять его к новым предметам («лопат-ком»). Родители должны исправить речь ребенка и дать правильный образец произнесения.

-137-

Ситуация. Иногда ребенок не задает вопросов взрослым.

Назовите возможные причины этого явления.

Решение. Это явление может быть вызвано несколькими причинами: тем, что ребенок не понимает, о чем говорит взрослый, из-за отсутствия запаса знаний, тем, что у него не выработана привычка слушать. Возможно, пассивность ребенка объясняется тем, что ранее он, задав вопрос, получил ответ, ущемивший его самолюбие. Наконец, такое поведение может быть обусловлено темпераментом, характером ребенка.

-138-

Ситуация. Родители часто умиляются замысловатости детской речи, называя своих детей вундеркиндами. Например, мама говорит Диме: «Не удирай так далеко!», на что сын ей отвечает: «Не беспокойся, мама, я удеру и придеру!».

С чем связано подобное явление?

Решение. Подобное явление связано с несовершенством владения грамматическим строем языка. Ребенок может придавать какому-либо новому для себя слову ту форму, которой он не овладел. Элементы осознанного овладения ребенком этой формой вызывают детское словотворчество.

* * *

В 2 года слово имеет больше «пусковое» значение, чем «тормозное», то есть ребенку легче начать какое-либо действие по словесному указанию, чем его прекратить.

Слово в качестве запрета еще не действует так, как хотелось бы.

К 3 годам речевое указание взрослого начинает регулировать поведение ребенка в разных условиях:

  • вызывать действие;
  • прекращать действие;
  • оказывать отсроченное воздействие (табл. 6.3).

Таблица 6.3
Роль взрослого в понимании ребенком речи

Ребенок

Взрослый

Понимание речи взрослого качественно меняется

Руководство развитием речи ребенка

— понимает отдельные слова;
— выполняет предметные действия по инструкции;
— слушает с интересом разговоры взрослых, стремится их понять;
— внимательно слушает сказки, рассказы, стихи;
— слушает и понимает сообщения, не связансные с ситуацией общения

— развивает способность слушать и понимать речь, не относящуюся к конкретной ситуации;
— развивает активную речь ребенка, используя сказки, рассказы, стихи

Как показано в табл. 6.4, активная речь ребенка с возрастом интенсивно развивается.

Таблица 6.4
Развитие активной речи ребенка с возрастом

До 1,5 года

С 1,5 года

К 2 годам

К 3 годам

Медленное развитие. От 30-40 до 100 слов, употребление редкое

Быстрое развитие при активности самого ребенка, требует назвать предмет («Это что?»). Пытается произносить слова, обозначающие эти предметы

До 300 слов

500-1500 слов

Язык окружающих для ребенка 2—3 лет дается легко: не заучивая слов, не занимаясь грамматикой, он делает из месяца в месяц поразительные успехи. А в возрасте 4—5 лет он уже может без труда рассуждать обо всем, что входит в круг его интересов, и придавать соответствующее выражение богатому содержанию своих представлений и

Вначале речевое развитие характеризуется автономной речью. Детьми употребляются такие слова, которыми взрослые не пользуются. Существует несколько категорий таких слов.

  • Облегченные слова, придуманные мамами и нянями: «ам-ам», «ням-ням», «тпру», «ав-ав».
  • Искаженные слова. Произносится часть слова, чаще всего — корень:
  • из-за неразвитого фонематического слуха;
  • из-за несовершенной артикуляции: «молоко» — «моко», «большой» — «босей», «маленький» — «макий».

3. Придуманные ребенком автономные слова. Ребенок «нанизывает» одну часть слова на другую часть следующего слова, и получается нечто особенное: «Кука, топа-топа» (петушок пришел).

Роль взрослого в становлении активной речи ребенка

Рис. 6.2. Роль взрослого в становлении активной речи ребенка

В общении со взрослым при правильном речевом воспитании автономная речь быстро исчезает (рис. 6.2).

-139-

Ситуация. Дима и Митя — однояйцевые близнецы, и общаются они друг с другом при помощи сложившейся у них автономной речи.

Сделайте прогноз развития речи Димы и Мити.

Решение. Если взрослый не будет давать образцов правильной речи, то автономная речь у братьев будет сохраняться в течение длительного времени.

-140-

Вопрос. Как надо разговаривать взрослому, чтобы автономную речь ребенка перевести в активную правильную?

Ответ. Если ребенок, увидев птицу, произносит «Гули-гули», то взрослый должен поддержать его активно-радостное настроение и сказать: «Да, это птицы, голуби…», то есть, не обращая и не заостряя его внимание на неправильном произнесении слова, сразу сказать его правильно.

-141-

Вопрос. Как должно осуществляться общение с ребенком 2—3 лет во время умывания, чтобы расширить его словарный запас, одновременно воспитывая положительное отношение к водным процедурам?

Ответ. Во время умывания мама должна «озвучивать» процесс умывания так, чтобы вызвать у ребенка положительные эмоции. Например: «Моем ручки водичкой тепленькой. Она журчит, льется. Мыло, пенится. Ручки будут чистые.» и т. д.

Если это происходит регулярно, то словарный запас ребенка расширяется. А эмоционально окрашенная речь воспитывает положительное отношение к водным процедурам.

-142-

Ситуация. Нередко взрослый невольно вслушивается в речь ребенка, улыбается и начинает ее копировать, повторяя удивительные сочетания слов.

Хорошо это или плохо? И как нужно разговаривать с малышом?

Решение. У каждого ребенка словесные выражения собственных чувств сугубо индивидуальны. Они и составляют невыразимую прелесть речи ребенка на втором году жизни.

Эмоциональный отклик взрослого — это хорошо. Но ребенок может специально коверкать слова, «работать на публику», а потому «сюсюкать» с ребенком, подражая ему, не следует, иначе он еще долго не научится правильной активной речи.

-143-

Вопрос. Как правильно разместить игрушки, предметы, чтобы они стимулировали развитие речи детей и способствовали общению взрослого с ребенком?

Ответ. Надо располагать игрушки, предметы выше уровня досягаемости, но в поле зрения ребенка. Это особенно важно для плохо говорящего ребенка, так как будет побуждать обращаться с просьбой ко взрослому.

Вернуться к оглавлению

Похожие статьи

Комментарии закрыты.