Стремление к самостоятельности
Глава 7
Стремление к самостоятельности
Возникновение стремления к самостоятельности
Рис. 7.1. Начальные этапы развития самостоятельности ребенка
Успехи ребенка, достигнутые на протяжении 3 лет, качественно меняют его поведение. Роль взрослого остается главной, но ребенок стремится действовать независимо от взрослого. Это приводит к противоречиям, которые разрешаются, если взрослый поддерживает стремление ребенка к самостоятельности (рис. 7.1).
Особенности осознания ребенком своего «Я» можно представить в виде схемы (рис. 7.2).
Рис. 7.2. Особенности осознания ребенком своего «Я»
Осознавая себя, ребенок сравнивает себя со взрослым:
- он хочет быть таким, как взрослый;
- он хочет выполнять такие же действия, как взрослый;
- он хочет быть независимым и самостоятельным.
В определенный момент у ребенка является противопоставление своих желаний желаниям взрослого. Так возникает кризис 3 лет (табл. 7.1). Взрослый может сталкиваться с большими трудностями в общении с ребенком, с его упрямством и негативизмом.
Таблица 7.1
Кризис 3 лет
Симптомы | Основные характеристики |
1. Негативизм ярко выражен | Проявляется чаще: |
2. Упрямство как немотивированная настойчивость | Ребенок добивается своего только потому, что он так захотел. Например, он отказывается идти домой с прогулки только потому, что не желает изменить свое решение |
3. Строптивость | Постоянное недовольство тем, что предлагает взрослый, капризы по любому поводу. Ребенку ничего не нравится из того, что он делал раньше. Например, он проявляет нежелание идти с мамой за руку |
4. Своеволие | Ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность |
5. Бунт против окружающих | Проявляется реже в следующих формах: — постоянные ссоры с людьми; — очень агрессивное поведение |
6. Обесценивание ребенком личности близких |
Ребенок называет близких бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Кроме того, он резко меняет свое отношение к игрушкам: замахивается на них, отказывается играть с ними |
7. Деспотичное подавление окружающих | Ребенок убежден, что все должны удовлетворять его желания, ведет себя как маленький тиран. В противном случае устраивает истерики, пытается задействовать слезы. При этом: — появляется ревность, даже агрессия к младшим детям; — ребенок требует постоянного внимания к себе |
-144-
Ситуация. Во время разговора с внучкой Анечкой (3 года) бабушка похвалила ее. Вдруг девочка в ответ заявила: «Хочу бегать и кричать, как плохие мальчики», — и выжидательно посмотрела на
Какие черты личности ребенка проявились в разговоре?
Решение. Здесь проявился негативизм ребенка, спровоцированный желанием заявить о себе. Скорее всего, эта ситуация — порождение кризиса 3 лет.
Кризис 3 лет проявляется в трех сферах отношений ребенка:
- отношение к предметному миру;
- отношение к другим людям;
- отношение к себе.
Ребенок все больше стремится к самостоятельности, не желает терпеть постоянную опеку взрослых, обижается на самые невинные замечания. У малыша отмечается обостренная чувствительность к своим действиям, которая проявляется в излишней стыдливости, застенчивости, смущении.
Например, Игорь не смог выполнить постройку из кубиков по просьбе мамы, засмущался, потом вывел маму из комнаты, вернулся и достроил постройку правильно.
Ребенка начинают тяготить его неумелость, неловкость, которые могут обнаружить другие люди. Зато малейший успех может вызвать бурную радость, хвастовство.
Например, Коля (2 года 8 месяцев) заявил своим родителям: «Я сегодня так устал! Я построил большой дом, помог Мише и Ване. Воспитательница сказала, что я хороший». В действительности ничего подобного не было, зато родители впервые похвалили Колю за хорошую постройку.
Протекание кризиса 3 лет зависит главным образом от отношения взрослого к ребенку.
Сохранение существующего (принятого) общения ведет:
- к закреплению отрицательных черт поведения (негативизм, упрямство);
- к охранению их на протяжении всего дошкольного возраста. Разумное поведение взрослого (последовательность, обязательность, уравновешенность и др.) ведет;
- к предоставлению максимально возможной самостоятельности;
- к смягчению проявления негативизма.
Помните! Притязания детей намного превосходят их реальные возможности.
Стремясь быть таким, как взрослый, ребенок хочет сам зажечь свет, сходить в магазин за покупками, сварить обед и т. д. Удовлетворить все его потребности нереально!
Удовлетворение потребностей ребенка возможно в игре, а для этого ему надо овладеть игровой деятельностью.
При правильно выстроенных взаимоотношениях (общении) в игровой деятельности период трудновоспитуемости проходит смягченно и сокращается.
Кризис 3 лет — явление субъективно трудное для самого ребенка и объективно трудное для близких ему взрослых.
Вернуться к оглавлению