Ресурсы преодоления стресса

Ресурсы преодоления стресса


Психологов всегда интересовал вопрос о том, как и почему разные люди по-разному реагируют на стресс. Почему, находясь в одних и тех же критических условиях, одни проявляют оптимизм, а другие паническую тревогу? В настоящее время накоплено боль­шое количество экспериментальных данных, на основе которых создано множество концепций, пытающихся объяснить индивиду­альные различия в поведении людей в стрессовых ситуациях. Одна­ко, как справедливо замечают Дж. Брайт и Ф. Джонс [2003, с. 178], «психологи еще только начинают распутывать скрытую взаимосвязь между стрессорами и состоянием человека».

В исследованиях стресса проблема преодоления стрессоров явля­ется на сегодняшний день центральной проблемой. Изучение образа мышления и поведения, способствующих преодолению стрессовых ситуаций, дало толчок к развитию нового течения в стресс-менеджменте, направленного на изучение копинг-поведения. Термин «копинг» происходит от англ. «соре» — справляться, бороться, преодо­левать. В русскоязычной литературе термин «копинг» переводится как преодолевающее поведение. Р. С. Лазарус [1991] определяет его следующим образом: «Копинг — это когнитивные и поведенческие усилия по управлению специфическими внешними или внутренними требованиями (и конфликтами между ними), которые оцениваются как напрягающие или превышающие ресурсы личности.

Истоки современных исследований копинга можно обнару­жить в психоаналитической литературе, и в первую очередь в ра­ботах 3. Фрейда, посвященных использованию защитных механиз­мов. Опираясь на работы отца, Анна Фрейд обнаружила, что люди предпочитают использовать определенные защитные механизмы на протяжении всей жизни. Подобные взгляды послужили основанием для создания эго-психологической модели преодоления стресса. Действительно, во многих стрессогенных ситуациях использование личностью определенных эго-защит может снизить интенсивность эмоционального реагирования. В настоящее время не существует определенности в разграничении понятий «психологическая защи­та» и «совладание со стрессом». Недостатком данной модели явля­ется то, что она не учитывает характеристики стрессора и ситуации, в которой происходит столкновение со стрессом.

Сторонники диспозиционного подхода (модель преодоле­ния стресса, основанная на теории личностных черт) считают, что преодоление стресса зависит от устойчивых индивидуальных характеристик. Классическим примером, иллюстрирующим данный подход, является описание поведения личности типа А, как наиболее подверженной переживанию стресса.

Результаты многочисленных исследований показали, что пере­живание стресса связано с такими особенностями человека, как:

  1. тревожность;
  2. локус контроля;
  3. стиль мышления;
  4. темперамент;
  5. оптимизм/пессимизм, оказывающий влияние на избиратель­ность восприятия;
  6. поведенческий тип А;
  7. самооценка;
  8. наличие ярко выраженных акцентуаций;
  9. склонность к конфликтам;
  10. повышенная агрессивность;
  11. установки и ценности личности;
  12. эго-защитные механизмы и др.

Несмотря на то что список выделяемых специалистами личностных факторов, оказывающих влияние на переживание стресса, достаточно велик, в настоящее время он расширяется. Так, В. А. Ананьев отметил, что для сохранения здоровья большое значение имеет осознанное отношение к смерти, отсутствие алекситимических черт личности [2007]. Д. Гринберг добавляет к традиционному перечню наличие чувства юмора [2002]. Большой интерес психологов вызывают исследования, направленные на изучение такой характеристики личности, как негативная эффективность (NA). Впервые NA была описана Д. Уотсоном и Л. Кларком [Watson, Clark, 1984]. NA включает в себя устойчивые характеристики Я-концепции и склонность к частому переживанию негативных чувств. Люди с высокой NA чаще испытывают дискомфорт, склонны к самоанализу, чаще фиксируются на своих неудачах, больше обращают внимания на негативные стороны мира, чем на позитивные, и, как следствие, хуже относятся к себе и меньше удовлетворены своей жизнью в целом.

Однако личностные особенности человека, рассматриваемые как потенциальные «провокаторы» развития дистресса, могут стать таковыми только в определенной ситуации, при взаимодействии или наложении стрессоров, при отсутствии социальной поддержки, при высоком уровне стрессонаполненности жизни. Поэтому знание личностных особенностей не является гарантией надежного прогноза поведения личности в критической ситуации.

Ресурсы преодоления стресса.


Ранее опубликованно:

Диагностика стресса

.

Профессиональные стрессы

.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.