Собчик Л.Н. Рисованный апперцептивный тест

Название: РАТ — Рисованный апперцептивный тест.
Автор: Собчик Л.Н.
Область применения: глубинное исследование личности, диагностика степени ее невротизации, особенности внутренних конфликтов и социальной адаптации.
Кол-во страниц: 32
Формат: doc и pdf. в rar. архиве
Размер: 3 Мб
Качество: хорошее

Руководство Собчик Л.Н. «РАТ — рисованный апперцептивный тест» содержит описание невербальной методики, позволяющей осуществить глубинное исследование личности, диагностировать степень ее невротизации, особенности внутренних конфликтов и социальной адаптации. Описание методики сопровождается стимульным материалом.

Описание методики «Рисованный апперцептивный тест» (РАТ).

PAT — это более компактный модифицированный вариант тематического апперцептивного теста (ТАТ) Г. Мюррея. Он отнимает меньше времени на обследование и более приспособлен к условиям работы практического психолога. И главное — для него разработан совершенно новый стимульный материал .

Оригинальный тест Мюррея представляет собой набор из 30 чернобелых таблиц, одна из них пустая (только белый фон), на остальных изображены картины с нерезко структурированными ситуациями, дающими повод для построения разных предположений относительно той конфликтной ситуации, в которой оказались изображенные на них «герои», об их роли в сложившихся обстоятельствах, об их взаимоотношениях и намерениях. Это фотографии с картин американских художников. Картинки делятся на 10 мужских (предназначенных только для обследования мужчин), 10 женских и 10 общих, всего 20 в каждом комплекте. Кроме того, имеется детский набор картинок (тест КАТ). Это один из наиболее глубинных личностных тестов.

Отсутствие жестко структурированного стимульного материала создает почву для вольной трактовки сюжета испытуемым, которому предлагается по каждой картинке сочинить рассказ, используя собственный жизненный опыт и субъективные представления. Проекция личных переживаний и идентификация с кем-либо из героев сочиненного рассказа позволяет определить сферу конфликта (внутреннего или внешнего), соотношение эмоциональных реакций и рационального отношения к ситуации, фон настроения, позицию личности (активную, агрессивную, пассивную или страдательную), последовательность суждений, умение планировать свою деятельность, уровень невротизации, наличие отклонений от нормы, трудности социальной адаптации, суицидальные тенденции, патологические проявления и многое другое. Большим достоинством методики является невербальный характер предъявляемого материала, расширяющего количество степеней выбора для испытуемого при создании сюжетов и провоцирующего к раскрытию глубинных, интимных личностных переживаний.

Анализ устного творчества испытуемого, в процессе которого он согласно инструкции сочиняет сюжет к каждой картинке, позволяет выявить идентификацию (неосознаваемое отождествление) испытуемого с кем-либо из «героев» сюжета и проекцию (перенесение в сюжет) его собственных переживаний; они отражаются в приписывании «герою» мыслей и чувств, не вытекающих непосредственно из того, что изображено на самой картинке.

Процедура проведения методики «Рисованный апперцептивный тест» (РАТ).

Испытуемому (или группе обследуемых лиц) дается задание последовательно, согласно нумерации, рассматривать каждую картинку, при этом постараться дать волю фантазии и сочинить по каждой из них небольшой рассказ, в котором будут отражены ответы на следующие вопросы

  1. Что происходит в данный момент?
  2. Кто эти люди?
  3. О чем они думают и что чувствуют?
  4. Что привело к этой ситуации и чем она закончится?

Высказывается также просьба не использовать известные сюжеты, взятые из книг, театральных постановок или кинофильмов, а придумывать свое. Подчеркивается, что объектом внимания экспериментатора является воображение испытуемого, умение выдумывать, богатство фантазии. Обычно испытуемому дается двойной тетрадный лист, на котором чаще всего свободно размещаются восемь коротеньких рассказов, содержащих ответы на все поставленные вопросы; чтобы у обследуемого не было ощущения ограничения, можно дать два таких листа. Время также не ограничивается, однако экспериментатор поторапливает испытуемых, чтобы получить более непосредственные ответы. Помимо анализа сюжетов, их содержательной стороны, экспериментатору предоставляется возможность проанализировать почерк испытуемого, стиль письма, манеру изложения, культуру языка, словарный запас, что также имеет большое значение для оценки личности в целом.

Купить книгу Собчик Л.Н. «Рисованный апперцептивный тест (РАТ)»

Купить на Ozon

Скачать Собчик Л.Н. «Рисованный апперцептивный тест (РАТ)»

СКАЧАТЬ

Внимание! Использование психодиагностических методик неспециалистами может привести к недостоверным результатам и нанести прямой или косвенный ущерб испытуемому.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.