Самопрезентация

Содержание:
Создание хорошего впечатления
Неэффективная самопрезентация
Препятствия, которые мы сами себе создаем
Самоконтроль
Резюме

Николай тщательно готовится к важному собеседованию по поводу приема на работу. Он заранее обдумывает, что скажет о своем опыте работы. Он укладывает волосы и выбирает, какой костюм надеть, беспокоится, не будет ли пиджак выглядеть слишком официально. Он покупает новый портфель и собирается прийти раньше назначенного ему времени. При встрече с сотрудником, проводящим собеседование, Николай не забывает крепко пожать ему руку и приятно улыбается. Во время собеседования Николай старается выглядеть внимательным и подробно отвечать  на вопросы. То есть он делает все возможное, чтобы представить себя как человека энергичного и компетентного, способного достичь успеха на данной должности.

Общепризнанным аспектом социального взаимодействия является стремление управлять впечатлением, которое мы производим на других людей. К понятию самопрезентации относятся попытки человека контролировать впечатление, которое он производит. Основная цель самопрезентации заключается в том, чтобы строить взаимодействие таким образом, дабы достичь желаемого результата. В случае с Николаем этой целью является получение работы.

Почему самопрезентация имеет значение для понимания собственного «Я»? Существует несколько причин. Мы хотим, чтобы люди видели нас в позитивном свете — как интересных, дружелюбных, образованных и заботливых людей. Но иногда мы стремимся передать иные образы. Например, школьный задира может стараться представить себя как жесткого и опасного человека. В других случаях нашей целью может быть минимизация плохого впечатления, например при помощи подходящего объяснения опоздания на экзамен.

Самопрезентация помогает нам описывать и понимать многочисленные и разнообразные презентации самих себя, которые мы хотели бы передать другим. Кроме того, самопрезентация оказывает влияние на наше знание собственного «Я». Способы предъявления себя другим людям могут влиять на Я-концепцию человека. Когда мы демонстрируем различные формы поведения публично, они часто оказывают на нашу Я-концепцию более сильное влияние, чем когда мы представляем их самим себе. Через свое поведение и действия мы получаем знание, соответствующее нашему собственному «Я».

Часто самопрезентация становится осознанным действием. Во время собеседования по поводу принятия на работу Николай в полной мере сознает свое стремление представить себя как трудолюбивого и талантливого человека. Однако в знакомых ситуациях действия по самопрезентации могут стать автоматическими. При общении с друзьями Николай обычно ведет себя как парень, любящий развлекаться и не относящийся к работе слишком серьезно. Когда самопрезентация в определенной обстановке становится привычной, люди не обращают особого внимания на управление впечатлением, делают это автоматически и могут концентрироваться на других аспектах ситуации.

Социолог Эрвинг Гоффман (Goffman) сравнивал самопрезентацию с театральной игрой. Как и драматические актеры, мы часто обращаем особое внима-ние на внешний вид — на то, как мы выглядим и как одеты, а также на свои мане-ры и привычки. Когда мы наряжаемся на свидание или помним о том, что на работе не жуют жевательную резинку, мы контролируем свои проявления для того, чтобы создать желаемый образ. В некоторых случаях мы полагаемся на гардероб, аксессуары, определенные вещи и предметы, которые должны помочь нашей самопрезентации. Употребление хорошего вина, управление шикарной машиной и блеск нового кольца, подаренного при помолвке, все это дает представление о том, как люди используют физические объекты для передачи определенного впечатления. Установка декорации также может иметь значение. К декорации можно отнести приглушенный свет и приятную музыку в качестве прелюдии к романти-ческому эпизоду или совместный с другом выезд за город, предназначенный для демонстрации вашего интереса к природе. Еще одной чертой самопрезентации служит репетиция. Перед каким-нибудь социальным событием мы можем обдумывать, что будем говорить и делать, мысленно пробуя различные варианты.

Гоффман отметил, что в своих социальных взаимодействиях люди часто разделяют области «авансцены» и «кулис». К закулисным относятся области предварительной подготовки исполнения, а передний план — это место самого действия. Готовясь к званому ужину, нервный повар-любитель может провести целый день на кухне, судорожно пытаясь воплотить в жизнь сложные рецепты и перепачкав все кастрюли в доме. Однако поведение этого повара на авансцене может быть совершенно иным. Когда гости сидят за обеденным столом и хвалят восхитительную еду, повар может сказать со спокойным и знающим видом: «Это всего лишь то немногое, что я успел сделать сегодня днем на скорую руку».

Важным аспектом самопрезентации является знание аудитории. В случае с подростком, следующим моде, стильные вещи и прическа, популярные среди его сверстников, могут расцениваться взрослыми родственниками как нелепые. Способность «вжиться в роль другого», предвидеть реакцию других людей на наши действия является существенной для успешного управления впечатлением. Таким образом, к задачам социального взаимодействия относится способность изменять свое поведение от ситуации к ситуации в зависимости от целей самопрезентации и характера аудитории.

Создание хорошего впечатления

Возможно, наиболее распространенный мотив самопрезентации — формирование хорошего впечатлени. Как люди достигают этой цели? Были выявлены несколько тактик успешного управления впечатлением. Одна из стратегий заключается в соответствии нормам социальной ситуации. Например, на торжественном ужине человек может рассказывать интересные истории и шутить. Напротив, на похоронах более подходят выражения печали и сочувствия семье покойного. Другая стратегия заключается в том, чтобы соответствовать поведению других людей. Например, если ваша новая знакомая хвастается своими успехами в теннисе, вы тоже можете начать рассказывать о своих собственных достижениях. Но если она ведет себя скромно и не афиширует свою компетентность, наиболее положительное впечатление может произвести такое же скромное поведение.

Полезно также различать две дополнительные стратегии создания положительного впечатления: самореклама (self-promotion) и расположение (ingratiation) к себе. Самореклама выражается в передаче положительной информации о себе через собственные действия или при помощи рассказов о себе, содержащих положительную информацию. Напротив, расположение к себе, или лесть, заключается в том, чтобы говорить положительные вещи о слушателе. Джоунс и Питтман (Jones, Pittman) высказали предположение, что эти тактики отражают различные цели: в то время как человек, рекламирующий себя, хочет выглядеть компетентным, льстец хочет нравиться. В некоторых ситуациях, таких как собеседование при устройстве на работу, человек может попытаться достигнуть обеих целей одновременно, представляя себя как человека, который может понравиться, и как человека одаренного.

Самореклама может оказаться ненадежной. Рассказ о собственных достижениях может улучшить самопрезентацию, но может неожиданно привести и к обратным результатам и создать впечатление, что вы заносчивы и неуверенны в себе. Это происходит потому, что наблюдатели часто оценивают человека более чем по одному параметру одновременно. Человек, явно рекламирующий самого себя, несомненно, может убедить других людей в том, что он компетентен, но также может продемонстрировать очевидный эгоизм.

Важным фактором саморекламы служит контекст, в котором люди рассказывают о себе. В одном из исследований проводилось сравнение впечатлений, производимых людьми, которые положительно высказывались о своих интеллектуальных способностях в нескольких различных условиях. Люди, упоминавшие о своих интеллектуальных достижениях, рассматривались более благосклонно, когда подобные высказывания они делали в ответ на конкретный вопрос. Например, когда человека спрашивали, как он сдал экзамены в середине семестра, его ответ о том, что он набрал 93 балла, производил благоприятное впечатление. Подобным же образом положительные высказывания о самом себе усиливали положительный образ человека, если они делались в контексте взаимного раскрытия обоих партнеров. Например, заявление Энди о том, что он очень удачно выступил в турнире, проводимом шахматным клубом, воспринималось более позитивно, если оно было частью разговора, в котором Клэр сообщала о том, что она очень хорошо играет в бридж. Напротив, люди, начинавшие рассказывать о собственных способностях, когда их об этом не спрашивали, или вне контекста разговора о достижениях другого человека, воспринимались как менее приятные, менее тактичные и более эгоистичные. Контекст разговора определял решающее различие в том, как наблюдатели интерпретировали саморекламирующие высказывания.

Еще одним тактическим приемом управления положительным впечатлением является осторожное использование скромности. Например, звезда женской баскетбольной команды, которая своей восхитительной игрой только что спасла команду от проигрыша в чемпионате, могла бы описать свою игру как «довольно хорошую» и подчеркнуть, что она не смогла бы это сделать без совместных усилий всей команды. Осознавая свои достоинства, она, вероятно, будет выглядеть приятной и компетентной. Сложность, несомненно, заключается в том, чтобы знать, когда скромность будет эффективна. Существует два простых правила. Во-первых, скромность украшает человека только тогда, когда исполнение действительно было успешным. Скромность по поводу плохого исполнения не создает хорошего впечатления. Во-вторых, скромность работает на усиление общественного образа человека тогда, когда аудитория уже знает о его успехе. Победительница соревнований по легкой атлетике может позволить себе быть скромной, потому что ее слава опережает ее.

Самопрезентация включает в себя как вербальное, так и невербальное поведение. В статье «Невербальное общение и коммуникация» описывались способы влияния невербального поведения на самопрезентатцию. В целом самопрезентации наиболее убедительны, когда вербальные и невербальные сообщения совпадают. Человек, который мрачным и подавленным голосом говорит, что «очень счастлив», не очень-то заслуживает доверия. И наоборот, если человек говорит, что хотел бы познакомиться с вами поближе, и при этом улыбается, часто устанавливает с вами зрительный контакт и сидит близко к вам, гораздо более правдоподобен. Иногда наши самопрезентации настолько убедительны, что мы действительно начинаем сами в них верить. Характерно, что когда презентация, которую мы создаем для других людей, одновременно убедительна и совместима с нашими мнениями о собственном «Я», мы можем начать верить ей, так же как это сделают, как мы надеемся, члены нашей аудитории.

Мы участвует в процессе управления производимым впечатлением не только за счет того, что делаем сами, но также благодаря тому, что ассоциируем себя с теми людьми, которые успешны, могущественны или популярны. Роберт Чалдини и его коллеги использовали термин «БИРГинг» (BIRGing) для определения тенденции «Греться В лучах Отраженной Славы» (Bask In the Reflected Glory) других людей. Люди усиливают самопрезентацию, выдвигая на первый план свои связи с другими людьми, достигшими успеха, даже тогда, когда эти связи совершенно незначительны. Если человек говорит нам, что он родился в том же городе, что и президент, или что однажды он встретил Барбару Стрейзанд, или что его друг выиграл миллион долларов в лотерею, он пытается произвести на нас впечатление при помощи своей косвенной связи с кем-то, кто богат и известен.

Неэффективная самопрезентация

Самопрезентация не всегда бывает эффективной. Иногда наши действия представляют нас далеко не в лучшем свете. Например, мы можем забыть день рождения матери или в ресторане опрокинуть на себя тарелку супа. В подобных случаях самое лучшее, что мы можем сделать, это минимизировать собственные потери.

Смущение является типичной и неприятной эмоцией, которую мы испытываем, допуская промахи в самопрезентации. Это могут быть незначительные упущения в управлении впечатлением, например когда официант роняет поднос с едой или когда вы нечаянно называете кого-либо другим именем. Упущения в самопрезентации могут привести и к более серьезным неудачам в исполнении, например когда профессиональный актер забывает текст или когда известному ученому доказывают, что он неправильно интерпретировал полученные им данные. Человек, испытывающий смущение, обычно предпринимает попытки возобновить прерванную структуру взаимодействия — принести извинения или найти оправдание своим действиям, а затем попытаться начать с того места, на котором остановился. В связи с тем что ситуации, вызывающие смущение, вызывают неловкость у всех присутствующих, у них возникает мотивация помочь «сохранить лицо» человеку, испытывающему смущение.

Оправдания могут играть важную роль в управлении впечатлением. Плохие результаты при сдаче теста или в спортивных состязаниях ставят под сомнения наши способности. Одним из способов интерпретации поведения, которое вряд ли можно расценивать как успешное, является предоставление оправданий. В соответствии с теорией атрибуции, люди часто пытаются отнести свои поражения на счет внешних и недоступных контролю причин. Объяснение неудачи при прохождении теста приносит больше удовлетворения, если оно основано на том, что этот тест был составлен неудачно и все остальные студенты тоже провалились (внешняя, неконтролируемая причина), чем признание того, что тест был легким, а ты не смог справиться с учебным материалом (низкая способность).

Значение оправданий не ограничивается ситуациями, связанными с достижениями. Неудача при выполнении социальных обязательств, такая как опоздание на встречу к назначенному времени, также может создать проблемы в управлении впечатлением. Возможно, если вы переложите ответственность за свое опоздание на проколотое колесо (внешняя, неконтролируемая причина), вы произведете лучшее впечатление и не вызовете раздражения у другого человека, чем в том случае, если вы скажете, что забыли завести будильник (небрежность).

Препятствия, которые мы сами себе создаем

Близким, но менее удачным способом справиться с поражениями является создание препятствий самим себе (self-handicapping). Иногда люди совершают действия, создающие непреодолимые препятствия для успеха, с тем чтобы в дальнейшем, испытав поражение как неизбежный результат предыдущих действий, они могут объяснить его этим препятствием, а не недостатком собственных способностей. Студент, который не спит всю ночь перед экзаменом по математике, может объяснить низкую оценку усталостью, а не своей полной неспособностью к математике; игрок в гольф, который редко практикуется в этой игре, может соотнести свои неудачи в лесной зоне или на песке с недостатком практики, а не с отсутствием способностей; алкоголик может объяснить свое увольнение с работы тем, что он пьет, а не тем, что он плохо работает. В системе атрибуций Харольда Келли (Kelley) атрибуция по способности в расчет не принимается, потому что существует другая вероятная причина — препятствие.
Школьница уснула за учебниками 
Бессонная ночь перед экзаменом может помочь вам выучить дополнительный материал, но это может стать стратегией создания препятствий для самого себя: когда вы плохо сдадите экзамен, вы можете объяснить низкую оценку усталостью и не ставить под сомнение свои способности

В ходе эксперимента, проведенного Шеппердом и Аркином (Shepperd, Arkin) для изучения феномена препятствий, которые мы сами себе создаем, участникам из числа студентов колледжа сообщали, что они будут проходить тест, который описывался как эффективный или неэффективный способ прогнозирования академических успехов. Кроме того, половину участников подготовили к тому,  что во время выполнения теста они будут слышать высокий звук, который может помешать выполнению задания, в то время как другим ничего не сообщили о каких-либо отвлекающих моментах. Затем участников спрашивали, хотят ли они послушать музыку во время проведения теста, и предлагали выбрать между музыкой, которая могла бы способствовать выполнению задания, или той, которая могла бы этому помешать. Результаты показали, что участники сами создавали себе препятствия; это означает, что они выбирали ту музыку, которая, как предполагалось, должна была служить помехой для выполнения задания, когда они предвидели, что задание будет иметь большое значение (тест, при помощи которого оцениваются академические успехи). Тем не менее это происходило только тогда, когда в окружении изначально не было другого препятствия. Участники, ожидавшие, что выполнению задания будет мешать неблагоприятный звук, по-видимому, не испытывали потребности в дополнительном препятствии и, таким образом, были менее склонны выбирать музыку, отвлекающую их от работы.

Люди оберегают свое представление о собственной компетентности, заявляя о наличии препятствий, помешавших достижению успеха, даже тогда, когда существование этих препятствий вовсе не было обязательным. Шнайдер, Хиггинс  и другие исследователи показали, что в оценочных ситуациях, содержащих потенциальную угрозу поражения, люди могут заявлять о таких симптомах, как боязнь прохождения тестов, социальная тревожность, застенчивость, депрессия, или рассказывать о прежних травматических инцидентах. Сообщение о подобных симптомах так же может защитить людей от необходимости формировать атрибуции по способности для собственных неудач: если после крайне неудачной партии в теннис вы скажете, что вам необходимы новые очки, вы можете уберечь себя как от самопорицания, так и от критики со стороны других людей. Как можно ожидать, когда человек выдвигает подобные оправдания, существует тенденция снижения негативного чувства от неудачи, по крайней мере на то время, пока никто другой не узнает правду о ситуации. Однако не для всех людей стратегии создания препятствий для самих себя всегда действуют столь убедительно .

Существуют две стратегии создания препятствий для самих себя: поведенческие препятствия — подлинные препятствия, такие как усталость, алкогольная или наркотическая зависимость, отсутствие пунктуальности, невнимательность и т. д. и заявляемые препятствия — заявления о болезни, тревоге, застенчивости или травматических инцидентах, т. е. состояниях, которые могут служить оправданием плохого исполнения. В обоих случаях, как и с атрибутивным предрасположением в пользу собственного «Я» в целом, основными мотивами являются поддержание самооценки, или потребность сохранить собственное «Я», и самозащита, или защищающий «эго» мотив для избежания устойчивой, неконтролируемой, внутренней атрибуции для неудачи, такой как врожденное отсутствие способности.

Недостаток этого анализа состоит в том, что напряжение, вызванное самопрезентацией, иногда может становиться причиной того, что люди лгут — другим людям и самим себе — об истинных причинах своих действий. Временами желание произвести благоприятное впечатление на других людей может вступить в конфликт с желанием быть честным. Более того, исследователи выяснили, что люди, создающие сами себе препятствия для защиты самоуважения, наносят себе долговременный вред. Люди, регулярно использующие такие препятствия, более склонны к применению практических стратегий сдерживания и концентрации внимания на отрицательных результатах. В итоге этого они имеют более слабые навыки обучения, гораздо хуже успевают в учебе и обладают более слабой психологической приспособленностью. Препятствия, создаваемые самим себе, могут быть действенными в течение небольшого периода времени, однако они, несомненно, не являются удачной стратегией для управления собственным «Я» в течение длительного периода.

Самоконтроль

Все мы — социальные актеры, для которых важно, какое впечатление они произведут на других людей. Однако для некоторых людей забота о самопрезентации является постоянной необходимостью. Самоконтроль позволяет поднять управление производимым впечатлением до очень высокого уровня. Марк Шнайдер и его коллеги разработали письменный тест для оценки данной способности человека. Индивиды, которым в высокой степени свойственно поведение, связанное с самоконтролем, особенно чувствительны к ситуативным стимулам для соответствующего поведения. В соответствии со шкалой оценки самоконтроля они бы согласились с такими высказываниями, как:

  1. «Возможно, из меня получился бы хороший актер».
  2. «Я могу обмануть людей и выглядеть дружелюбным, когда на самом деле эти люди мне не нравятся».
  3. «В различных ситуациях и с разными людьми я часто веду себя по-разному, как совершенно разные личности».

Наоборот, люди, которым несвойственно поведение, связанное с контролем, или свойственно лишь отчасти, в меньшей степени подстраиваются под ситуационные требования; их самопрезентация в большей степени контролируется их внутренними установками и оценками. Они бы согласились со следующими высказываниями:

  1. «Я могу защищать только те идеи, в которые я верю сам».
  2. «Мне сложно изменять свое поведение, подстраиваясь к разным людям в разных ситуациях».
  3. «Я никогда не преуспевал в таких играх, как шарады или импровизации».

Люди, обладающие высокими и низкими показателями самоконтроля, отличаются друг от друга по нескольким параметрам . В сравнении с теми, чьи показатели самоконтроля низки, люди, обладающие им в высокой степени, прилагают больше усилий для того, чтобы больше узнать о других людях и оценить социальные ситуации. Они обращают больше внимания на информацию о людях, с которыми им предстоит познакомиться и взаимодействовать, они с большей вероятностью подстраивают свое поведение под требования ситуации. Например, люди с высокими показателями самоконтроля обладают большими навыками в использовании мимики и голоса для передачи определенных эмоций. Самоконтроль может оказывать влияние на взаимодействие людей в различных ситуациях. Например, во время свидания люди с высокими показателями самоконтроля склонны придавать большое значение физической привлекательности партнера, в то время как люди с низким самоконтролем больше внимания уделяют личностным качествам. В связи с тем что люди, которым свойственна высокая степень самоконтроля, подстраиваются под требования ситуации, их поведение может в значительной степени меняться от одной ситуации к другой.

Читая о самоконтроле, вы, возможно, пытались определить, какое место в этом континууме занимаете вы или ваши друзья. У вас также могло возникнуть желание узнать, какая ориентация лучше или более полезна. В действительности существуют «за» и «против» как для высокой, так и низкой степени самоконтроля. Люди с высокими показателями самоконтроля могут считать себя обладателями практического ума, стремящимися извлечь все возможное из социальных ситуаций. Их восприимчивость и социальная чувствительность позволяют им эффективно взаимодействовать с окружающими в разнообях. Однако индивиды, которым присущи сверхвысокие показатели самоконтроля, могут подвергаться критике как эгоистичные оппортунисты, меняющие себя и свои мнения для того, чтобы соответствовать определенной ситуации. Подобная дилемма существует и для тех, чьи показатели самоконтроля низки. Со своей стороны, они могут думать о себе как о принципиальных людях, обладающих достаточной смелостью, чтобы иметь собственные убеждения и оставаться твердыми в своих целях независимо от социальных влияний. Тем не менее люди со сверхнизкими показателями самоконтроля могут быть подвергнуты критике как невосприимчивые, негибкие и не способные к компромиссу. К счастью, большинство людей находятся где-то посередине между этими крайностями.

Резюме

Самопрезентация касается действий, которые мы предпринимаем для того, чтобы контролировать производимое нами впечатление. Как актеры в театре, мы выстраиваем собственное поведение сообразно ситуации, чтобы произвести желаемое впечатление, чаще всего положительное. Соответствующая самореклама и скромность представляют собой две стратегии, которые часто способствуют формированию положительных впечатлений.

Плохое впечатление, произведенное на других людей, можно сгладить или контролировать при помощи оправданий или препятствий, которые мы сами себе создаем а именно вовлекаясь в действия, создающие трудности, или заявляя о наличии проблем, создающих непреодолимые препятствия для успеха.

Самоконтроль — это способность контролировать собственное поведение в зависимости от окружающей обстановки. Люди с высокими показателями самоконтроля чувствительны к ситуационным стимулам и изменяют свое поведение в соответствии с ними, в то время как поведение и впечатления людей с низкими показателями самоконтроля в большей степени контролируются их внутренними установками и ценностями.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.