Многим студентам нужна помощь в повышении эффективности учебного процесса. Когда у учащихся есть необходимые ресурсы, они могут контролировать свое обучение, достигая желаемого уровня продуктивности. Один из таких полезных инструментов — это интервальное обучение. Его смысл заключается в том, чтобы равномерно распределять учебную нагрузку на протяжении определенного времени, а не пытаться вызубрить материалы непосредственно перед экзаменом.
Что такое интервальное обучение?
Интервальное повторение — это полная противоположность зубрежки. Когда вы зубрите, то интенсивно учитесь в течение короткого периода времени перед экзаменом. Если же вы начинаете практиковать интервальное обучение, количество времени, которое тратится на учебу, остается прежним, но при этом оно равномерно распределено на более длительном временном промежутке. То же время обучения в этом случае будет продуктивнее в долгосрочной перспективе. Например, 5 часов активных занятий, выполняемых на протяжении двух недель, принесут больше пользы, чем те же 5 часов учебы, но уже перед самим экзаменом.
Однако интервальное обучение требует грамотного планирования. Вот несколько рекомендаций, которые помогут сделать учебный процесс максимально продуктивным:
— Начинайте планировать заранее — в начале семестре или даже раньше. Каждый день выделяйте немного времени, полностью посвященного учебе, независимо от того, сколько месяцев осталось до экзамена. Такая практика на первых порах может казаться странной, если вы привыкли зубрить непосредственно перед важным дедлайном. Но воспринимайте это как новую привычку, которая станет неотъемлемой частью повседневной рутины, если вы проявите упорство.
— Просматривайте конспекты по каждому предмету, но не делайте это сразу же после занятий. Отличная стратегия — выделять определенное время для повторения пройденной информации на следующий день после лекции. Например, если занятия были в понедельник, среду и пятницу, просмотром материалов можно заняться во вторник, четверг и субботу для каждой лекции соответственно.
— Интервальное распределение учебной нагрузки не означает, что можно полностью освободить свое время от учебы перед экзаменом. Вы можете заниматься вплоть до наступления дедлайна, но вместо того чтобы начинать учиться за несколько дней до установленной даты, распределите нагрузку в течение хотя бы нескольких недель до сдачи. Это позволит вам выучить больше, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Что стоит делать во время ежедневных учебных сессий?
Важно не просто сидеть и перечитывать конспекты, а использовать эффективные стратегии обучения, например, интервальное повторение и глубокую проработку материалов. Когда вы изучили информацию, полученную во время последней лекции, обязательно вернитесь назад и повторите старые материалы, чтобы освежить уже имеющиеся знания. Между такими учебными сессиями стоит делать непродолжительные перерывы, а также не перегружать себя, изучая новую информацию небольшими объемами для ее лучшего усвоения.
«Но зубрежка работает!»
Если читая эту статью, вы относитесь к содержащейся в ней информации скептически, так как зазубривание материалов всегда отлично для вас работало, для этого действительно могут быть основания. Заучивание помогает добиться того, чего от него ждут, — поместить необходимую информацию в ваш мозг перед важным экзаменом. Однако с этим процессом связаны как минимум 3 большие проблемы:
1. Во-первых, заучивание на самом деле требует больше времени. Подумайте об этом: если интервальное обучение позволяет выучить больше за то же самое время (например, 5 учебных часов, равномерно распределенных в течение двух недель, и 5 часов непрерывного зазубривания информации), тогда потребуется увеличить время заучивания материалов для достижения аналогичного уровня владения необходимыми знаниями.
2. Во-вторых, если вы выучили большой объем информации за короткое время, то и забудете эти данные так же быстро. Вы можете отлично сдать тест, но что будет с тем дополнительным временем, которое было потрачено на заучивание? Эти усилия окажутся напрасными. Если же вы учились регулярно, используя интервальное повторение, то даже через продолжительное время забудете гораздо меньше, чем при зазубривании.
Изучаете ли вы научные дисциплины, математику или иностранные языки, будущие успехи в учебе зависят от проделанной ранее работы. Если вы забудете выученные перед тестом материалы только для того, чтобы начать учить их заново вместе с новой информацией перед следующим экзаменом, это будет неэффективным использованием ваших ресурсов.
3. Другая причина, по которой заучивание является плохой идеей, — оно неизбежно повлияет на качество вашего сна, а это один из важнейших факторов эффективного обучения. К тому же достаточное количество часов сна необходимы для поддерживания психического и физического здоровья. Поэтому начните формировать полезные привычки уже сегодня, грамотно распределяя учебную нагрузку и используя эффективные стратегии обучения.